Сценарий
Цель: Знакомство с творчеством поэтов Севера.
Задачи:
- Познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтов Севера.
- Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга, чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ, уважительное отношение к старшему поколению.
- Возрождение духовного здоровья человека.
1 ведущий: Добрый день, уважаемый друзья! Наша литературно-музыкальная гостиная «Поэты Севера о Великой Отечественной войне» посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
2 ведущий
Июнь … клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Та ночь была полна июньской прелести,
Для них она не пожалела света.
Грядущим аттестатом зрелости
Их озаряло это лето…
1 ведущий
Ранним солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных -
Это страшное слово «война».
2 ведущий. Война обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала уходили на фронт.
1 ведущий
Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след
И в книгах, что на полке.
2 ведущий. Литература и искусство всегда выступали как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт, и около четырехсот из них не вернулось. По горячим следам войны прозаики и поэты создавали свои произведения. Военными корреспондентами были Константин Симонов, Алексей Сурков, Александр Твардовский, Александр Яшин и другие.
1 ведущий. На фронтах поэты были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, летчиками, моряками; они умирали в блокадном Ленинграде, умирали от ран в военных госпиталях.
2 ведущий. Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Многие из поэтов не вернулись с войны, «недолюбив, не докурив последней папиросы». Но остались талантливые стихи, память о тех кровавых днях.
Ф.А.Абрамов писал: «Быть может, самый большой, самый непреходящий вклад Севера в сокровищницу национальной культуры - это слово. Живое народно - поэтическое слово, в котором полнее и ярче всего запечатлелась душа северянина, его характер».
1 ведущий. Поэзия военных лет обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, вселяла веру и надежду. Это поколение, пережившее все тяготы войны, через десятки лет обращалось к своим потомкам, напоминая о высоком моральном подвиге людей, защитивших мир от коричневой чумы.
2 ведущий. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Звучит песня «Священная война» (одновременно демонстрируются слайды с кадрами о войне).
1 ведущий. Грозный сорок первый. Как он изменил судьбы людей. Мечты, любовь, счастье - всё опалил огонь жестокой, кровопролитной войны. Безмятежная жизнь сменилась военными буднями.
2 ведущий. Не было боевых действий на земле поморской, но тысячи наших земляков ушли на фронт и с честью выполнили свой боевой долг, отстояли родную землю.
1 ведущий. За беспримерное мужество и отвагу в грозные годы войны более одиннадцати тысяч шестисот воинов, партизан и подпольщиков было удостоено высокой степени воинского отличия - звания Героя Советского Союза. В славной семье героев восемьдесят шесть северян - уроженцев и жителей Архангельской области. Среди них прославленный советский военачальник, бывший нарком военно-морского флота СССР Николай Кузнецов, танкист Петр Норицын, артиллерист Михаил Теплов, пехотинец Прокопий Галушин, пулеметчик Михаил Родионов.
2 ведущий. В творчестве таких писателей и поэтов, как Федор Абрамов, Алексей Трапезников, Вадим Бедняков, Дмитрий Ушаков, Александр Яшин, Николай Рубцов тема войны занимает особое место. И это не случайно: кто-то из них сам прошел боевыми дорогами, других война осиротила, лишила детства.
1 ведущий. Рубцов Николай Михайлович родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области. Отец погиб во время Великой Отечественной войны. В 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах. После окончания школы учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962-1969 учился в Литературном институте им. М.Горького.
2 ведущий. Николай Рубцов по-будничному, просто, но в то же время проникновенно рассказывает в миниатюре "Золотой ключик" о своем военном детстве.
Звучит миниатюра Н.Рубцова "Золотой ключик".
1 ведущий. Вадим Анатольевич Беднов - коренной архангелогородец. Он родился 4 июня 1937 года, здесь окончил среднюю школу № 6 и историко-филологический факультет педагогического института. Служил в Советской Армии.
2 ведущий. В стихотворении "военного" цикла лаконично и ёмко передано то, что происходило в городе в годы войны, и ощущения ребёнка, и память взрослого человека, для которого суровые уроки, полученные в детстве, остались на всю жизнь - важнейшими.
Звучит стихотворение В.Беднова «Я помню наши страшные пожары».
1 ведущий. Василий Ильич Шелыгин (1925 - 2000гг). Родился в деревне Бурковщина Вологодской области, в крестьянской семье. С 1941 года жил в Северодвинске. С 16 лет работал на Севмашпредприятиии: сначала электриком, после окончания заочного отделения Московского полиграфического техникума - печатником, мастером, начальником заводской типографии. Лауреат литературной премии имени Николая Рубцова комитета по культуре Архангельской области за 1996 год.
Звучит стихотворение Василия Шелыгина "Зимой 1942-го".
Звучит стихотворение Станислава Иванова-Приморского «Война в Заполярье»
2 ведущий. Матрос Степан Задубровский в стихотворении «Прощанье с кораблем» проникновенно выразил переживания краснофлотца, вынужденного покинуть борт родного судна:
Запомним надолго сверканье орудий
И гул самолета с проклятым крестом…
Эсминец у пирса… И гор очертанья
Сливаются с тьмою. А мы идем.
По трапу, по пирсу и дальше на сушу
Разматывать нитки дорог войны.
И каждый, кто знает матросскую душу,
Поймет, что тогда передумали мы.
Звучит песня "Прощайте, скалистые горы" (Демонстрируется видеоролик)
1 ведущий. Родом Владимир Петрович Лежнев из Беломорья, и хоть много лет он живет в городе Череповце, все равно каждый год приезжает на свою малую родину, где черпает силы и вдохновение для написания новых произведений. Поэт очень любит свое Поморье, с уважением относится к людям, живущим на Севере, и через стихи и песни передает свою любовь другим.
В творчестве он часто обращается к военной теме, хоть и родился после Великой Отечественной войны, но, как и всем русским людям, ему близка и понятна боль и горечь этого страшного времени.
Звучит стихотворение В.Лежнева «Тот бой меня не отпускает».
2 ведущий. Память о войне живет и в стихах беломорского поэта Бориса Ильютика. Поэт родился спустя шесть лет после окончания Великой Отечественной и признается читателю, что не спал в землянках на войне, не лежал под «свинцовым дождем» на снегу. Но воевал его дед, военное детство выпало на долю отца, и боль за погибших живет в сердце поэта. Он воспевает в своих стихах простого солдата, который много лет назад возвел в «высочайший ранг» День Победы.
1 ведущий. Б.Е.Ильютик пишет о военной столице Карелии, родном Беломорске, что в «годину бед» не был в стороне. Каждый и на фронте, и в тылу, не жалея сил, приближал День Победы.
Звучит стихотворение Б.Е.Ильютика «Я остался навеки от дома вдали».
Звучит песня композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова «Журавли».
2 ведущий. Фокина Ольга Александровна родилась 2 сентября 1937 года в д. Артемовская Верхне-Тоемского района Архангельской области. Отец и мать, потомственные крестьяне. Во время войны будущая поэтесса лишилась отца. После окончания школы окончила с отличием Архангельское медицинское училище. Несколько лет работала фельдшером в родном районе. В 1957 году поступила в Литературный институт имени М. Горького, куда позднее поступил Н.Рубцов. В поэзии Фокиной много обращений к родной земле, солнцу.
7. Звучит отрывок из стихотворения О.Фокиной «Черемуха».
1 ведущий. Возможно, именно северная закалка, суровый климат, тяжелый труд, нелегкие жизненные условия, в которых формировался характер поморов, помогли нашим отцам и дедам выстоять в этой борьбе.
2 ведущий. Константин Баёв родился в 1916 году в деревне Малошуйка Онежского района Архангельской области в семье рыбака. Окончил семь классов. С 1932 года жил на Мурмане.
Писал стихи. В Великую Отечественную ушёл на фронт добровольцем. Воевал на Карельском фронте.
1 ведущий. 11 апреля 1943 года, возвращаясь из разведки, погиб на льду Онежского озера.
Звучит стихотворение К.Баева «Как ситец, воздух разрывая…».
2 ведущий. Александр Яшин родился 14 марта 1913 года деревне Блудново (ныне Никольского района Вологодской области) в крестьянской семье.
В 1931 году окончил педагогический техникум в городе Никольске, учительствовал в деревне, много читал, писал стихи, сотрудничал в вологодских и архангельских газетах, начал печататься в 1928 году. В 1935 году переехал в Москву. Учился в Литературном институте имени А. М. Горького, который окончил в 1941 году.
В годы Великой Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвовал в обороне Ленинграда и Сталинграда, в освобождении Крыма. Звание: капитан 1 ранга.
Звучит стихотворение А.Яшина "Здесь орудийные раскаты..."
1 ведущий. Трудно было людям во время войны, и лишь мысль о победе поддерживала в них стремление бороться, преодолевать трудности и, наконец, просто жить и выживать.
Звучит стихотворение А. Яшина «Не умру».
2 ведущий. Долгие годы отделяют нас от той эпохи, многих уже нет с нами, а те, кто жив, снова и снова возвращаются в своей памяти к тем суровым дням, бережно храня в сердцах то, что связано с войной, не умея и не смея забыть прошлое.
1 ведущий. Мы, нынешнее поколение, чтим и помним отцов и дедов, отдавших жизни за наше будущее. В этом - наш долг, наше нравственное обязательство перед ними. И мы думаем, что память об ушедших, в какой бы она форме не проявлялась, - залог нравственного здоровья нации, ее морального благополучия.
11. Звучит стихотворение О.Фокиной «Вечная слава».
Вечная слава! От этих слов
Пахнет дымом и пламенем.
Вечная слава! Пыльца цветов
Красит слова на камне.
Возле могилы, склонясь, стоят
Дети, солнцем облитые...
Вечная слава тебе, солдат,
Спящий под этими плитами!
2 ведущий:
Мир - это главное слово на свете.
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!
Мир нужен всем!
1 ведущий. Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и сёла. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.
2 ведущий
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила нам нужна
1 ведущий
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы не пришла Победа в мае
Великого девятого числа!
Звучит песня «День Победы» (Демонстрируется видеоролик песни «День Победы»)