Нравственная сила, как и мысль, безгранична.
О.Бальзак
Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей студентов имеет огромное значение в процессе формирования целостной личности студента, именно поэтому большое внимание в средних профессиональных учебных заведениях должно уделяться эстетическому воспитанию средствами искусства.
Великий педагог В.А.Сухомлинский полагал, что «творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребенке скрытые способности и таланты».
Проблема развития творческих способностей является актуальной на протяжении длительного времени. Внимание данной проблеме уделяли многие педагоги-психологи, ученые-методисты, филологи и литературоведы.
Литература как учебная дисциплина в школе и колледже априори считается одной из ведущих в системе эстетического воспитания, так как призвана вызывать у учащихся интерес к красоте, доброте, справедливости. Изучение литературы всегда сопровождается обращением к другим видам искусства: музыке, живописи, театру, кино, в следствие чего задачей преподавателя литературы становится - помощь обучающимся в осознании литературного процесса, эстетики творчества писателей.
Таким образом, задача преподавателя словесности заключается не только в том, чтобы дать как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности студентов в процессе обучения.
По мнению известных педагогов Н.Р.Бершадской и В.З.Халимовой, в каждом подростке заложен творческий потенциал, но нужно найти такие средства и способы, которые помогут развить творческие способности и воспитать цельную, гармоничную, высоконравственную личность.
В каждом будущем специалисте необходимо формировать способность владеть словом, уметь выступать на публике, верно употреблять слова в нужном контексте.
Уроки литературы, прежде всего, требуют атмосферы творчества, так как процесс постижения литературы как искусства, невозможен без личностного включения, создания нового и преображенного. Именно поэтому на уроках следует применять разнообразные, в том числе, креативные и нестандартные технологии обучения.
Каждый педагог должен быть интересной личностью, способной погружать своих слушателей в писательский мир, заставлять их чувствовать то же, что и герои, сопереживать им, окунаться в ту или иную творческую плоскость, создавать такую обстановку, при которой было бы возможно развивать творческие способности студентов.
Немаловажную роль в развитии творческого потенциала обучающихся играет самовыражение через изобразительное искусство. Рисунки развивают такие креативные качества как: воображение, фантазия, способность применять знания в той или иной области. В музыкальных школах педагоги просят учеников нарисовать музыку, которая всегда была сродни поэзии, следовательно, такой же прием можно использовать и на уроках литературы.
Неоценимую помощь в воспитании эстетической культуры и развитии творческих способностей студентов оказывают информационные технологии, благодаря которым можно выводить на экран иллюстрации к произведениям, репродукции картин, транслировать кинофильмы по прочитанному ранее тексту, музыку, стихотворения в исполнении актеров и композиторов. Такое своего рода погружение в мир искусства позволяет вырабатывать у студентов интерес к созданию собственных проектов, стихов и рассказов.
В свое время Н.И.Кудряшевым был предложен метод творческого чтения текста, который предполагает, что учитель стимулирует, организует творческое чтение текста группой. Выразительное чтение, инсценировки произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир произведений.
Воспитывать глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают творческие работы: отзыв, рецензия, создание читательского дневника, анализ стихотворений.
Как показывает практика, такие работы развивают художественное воображение, творческое начало и уже спустя время студенты самостоятельно знакомятся с более широким спектром текстов русской и зарубежной литературы, становясь ценителями классической культуры.
Выпуск литературной газеты, чтение и обсуждение книг, - все это и многое другое у одних - останется светлой памятью об учителе, а другим - помогает найти свой путь в большую литературу.
Огромную роль в формировании эстетической личности с высокими нравственными идеалами играет внеклассная работа по литературе. Необходимо использовать различные формы и методы внеурочной деятельности: литературные вечера, спектакли, конкурсы, исследовательские и проектные работы, встречи с писателями и поэтами, инсценировки, литературно-музыкальные композиции.
Определяющим условием развития креативных способностей, обучающихся является непрерывный творческий процесс взаимодействия преподавателя и студентов с учетом их культурологических, психологических и интеллектуальных способностей.
Таким образом, развитие творческих способностей и воспитание личности будущего специалиста - задача сложная, многогранная, требующая определенных усилий и самоотдачи. Творчество - самый мощный импульс в развитии человека. Потенциальная гениальность живет во многих людях, и задача учителя - развивать творческие силы в каждом студенте, учитывая, что для создания комфортной среды необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что литературные проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Уроки литературы должны объяснить ученикам, как тяжела и напряжена внутренняя нравственная работа тех, кто стремится найти свое место в жизни, ориентируясь на этические моральные принципы предшествующих поколений. Состоянию душевного поиска, развитию нравственно-эстетических качеств и творческих способностей студентов несомненно должны помогать уроки литературы.
И.А.Хаванцев, преподаватель русского языка и литературы, член Союза писателей,
действительный член (академик) и профессор АРСИИ им. Г.Р.Державина, член Союза писателей ХХI века.
Список литературы
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
- Александрова, Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. - С.53-56.
- Ашевская, Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 21-25.
- Винокурова, Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. - 1998. - № 4. - С. 18-37
- Гончаров, С.З. Креативность субъектности: категориальный анализ. // Мир психологии.- 2005. - № 1.- С. 76-84.
- Дружинин, В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал. - 2005.- Том № 26. - № 5. - С.101-109.
- Жукова, Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок. - 2006. - № 1.- С. 46-51
- Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок. - 2006. - № 6. - С.99-101.
- Максимова, С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX - начала XX века. // Одаренный ребенок.- 2006. - № 2. - С. 9-13.
- Мартишина, Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога. // Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 48-57.
- Мельников, Л. Активизируйте свои способности. // Наука и религия. - 2003.- № 8. - С. 51-52.
- Новлянская, З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. - 1996. - № 4. - С. 35-40.
- Симановский, А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. - 2002. - № 4. - С. 215-222.
- Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002. - 320 с.