Литература
-
"Искусство" "Золотого века" 2010
Данный урок проводится в 8-м классе после изучения темы «Образование и наука первой половины XIX века». Учащиеся учатся определять характерные черты академизма и реализма, являющиеся основными направлениями русского живописного искусства этого времени, характеризовать творчество ведущих художников первой половины XIX века.
-
Методическая разработка урока литературы в 6-м классе по теме "Русский национальный характер в "Сказке о тульском косом левше и о стальной блохе" Н.С. Лескова" 2010
Данный урок литературы нацелен на формирование гражданской позиции учащихся среднего звена, а также на воспитание чувства патриотизма школьников, чувства гордости за русского талантливого человека, на развитие навыков критического осмысления поступков героев через чтение и анализ художественного текста.
-
Урок-презентация "И.С. Тургенев и Полина Виардо: история любви" 2010
Данный урок показывает удивительную продолжительную историю любви И.С.Тургенева и Полины Виардо. Учащиеся познакомятся с особенностями сложных взаимоотношений двух талантливых людей. Использование ИКТ помогает сделать урок более эффективным, активизирует деятельность учащихся, поддерживает и развивает интерес школьников к предмету.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему "Любовь, музыка и стихи…" (Роберт Бёрнс. Стихи о любви) 2010
В школьных программах по литературе творчество Бёрнса представлено всего несколькими стихотворениями. Данный урок предварит изучение программных стихотворений поэта в 7-м классе. На уроке в рассказ учителя включены рассказы-отчёты детей, чтение стихов поэта, коллективная беседа, исследовательская деятельность школьников.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Время надежд" (Россия в первой четверти XIX века) 2010
Интегрированный урок, посвящённый творчеству поэтов-декабристов, позволяет полнее осмыслить особенности возникновения и развития романтизма в России как литературного направления, а также выявить влияние декабристских идей на все сферы духовной жизни страны и декабристской поэзии – на формирование духа целого поколения.
-
Урок литературы с показом презентации, разработанной в PowerPoint, по теме "Запомни мужество солдат" 2010
Суть данной методической разработки – проведение интегрированного урока литературы и информатики, интересного и познавательного для обучающихся, в форме внеклассного мероприятия. Цель урока – проследить изображение народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории, воспитание патриотизма, интернационализма.
-
Автор и герой в автобиографическом произведении К.Г. Паустовского "Повесть о жизни" (анализ главы "Гардемарин") 2010
Урок позволяет формировать у учащихся представление об автобиографическом произведении через сопоставительный анализ биографических данных автора с литературным произведением.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в 9-м классе "Люблю березку русскую…" 2010
Целью данного мероприятия является развитие у школьников идейно-нравственных, патриотических и гражданских убеждений, эстетических понятий для обогащения их ощущений, восприятий, представлений, мышления и языка; работа над развитием творческих способностей учащихся; воспитание любви к Родине, русской природе.
-
Урок литературного краеведения по рассказу Н.И. Фотьева "Запах кедра" (роль пейзажа) 2010
Изучению данного произведения можно посвятить два (три) урока. Знакомство и первоначальное осмысление произведения подготовит почву для глубокого понимания содержания рассказа, нацелит учеников на выявление основной мысли данного произведения.
-
Интегрированный урок литературы и географии по теме "Необычные путешествия" 2010
Цели урока: формировать умение использовать деталь в характеристике литературного персонажа; формировать навыки работы с текстом художественного произведения; воспитывать у учащихся общечеловеческое мировоззрение на добро, зло, любовь, внутренний мир человека.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "А.С. Пушкин: жизнь и творчество" 2010
На уроке учащиеся систематизируют пройденный материал о жизни и творчестве А.С. Пушкина, вырабатывают умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью, воспитывают эмоциональную восприимчивость.
-
В.Шекспир на все времена 2010
Творчество В.Шекспира сыграло важную роль в культурной жизни последующих веков. Его произведения были переведены на множество языков. Они не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением. Урок знакомит учащихся с творчеством этого великого писателя.
-
Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Гуманизм в рассказе Л.Н. Толстого "После бала" 2010
В настоящее время материальные ценности преобладают над духовными. Исчезают такие понятия, как милосердие, доброта. Рассмотрение темы гуманизма в рассказе Л.Н. Толстого является своевременной. Она способствует изменению взглядов детей на поступки окружающих и свои поступки.
-
Использование в русском языке литературных произведений. Тема: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные" 2010
В работе для изучения слов с непроверяемой гласной используются рисунки с крестовицей, где присутствует ассоциативное слово, в котором под ударением стоит такая же гласная, как и безударная в изучаемом слове. Воспитательная задача решается благодаря изучению темы на основе стихов русских поэтов.
-
Урок литературы "О рифме и строфе" 2010
Урок изучения теории литературы с использованием компьютерной презентации в 6-м классе. Учащиеся знакомятся с определением рифмы, различными видами рифм. Также дается понятие о строфе и ее видах.
-
Урок литературы по теме "Картины быта и нравов XVI века в поэме М.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…" и их значение для понимания характеров героев" 2010
Комбинированный урок литературы ставящий задачу сформировать представление о нравах и быте Москвы XVI в. с целью выявления характеров персонажей.
-
Урок-размышление «"Один или один из" — мучительный путь к самому себе» (по роману Е.Замятина "Мы") 2010
Урок в 11-м классе предполагается в рамках изучения темы «Литература 20-х годов». Основная проблема урока - поиск самого себя как личности в тоталитарном государстве, соотношение «я» и «мы» в русской культуре, литературе. Особенности русского характера, гуманистическая направленность литературы – вопросы для размышления.
-
Интегрированный урок (литература + биология) "Весна. Страницы поэзии. Весенние явления в жизни растений" 2010
Цели урока: показать красоту родной природы весной, познакомить учащихся с поэтической картиной весны в произведениях литературы, углубление понятия «пейзажная лирика», познакомить учащихся с растениями-первоцветами, особенностями их строения и значением в жизни человека.
-
Литературная композиция "Союз двух сердец" 2010
Литературная композиция может быть представлена на школьных вечерах, праздниках, днях памяти Пушкина. Поможет ближе познакомиться с жизнью поэта. В композицию включены воспоминания современников, переписка Пушкина с женой. Письма Натальи Николаевны утеряны, поэтому все её слова лишь возможная версия её мыслей, созданная автором композиции.
-
Урок по теме "Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа" 2010
Цели урока: познакомить учащихся с различием стихотворной и прозаической речи; добиться усвоения учащимися таких понятий, как ритм, рифма, стопа; стимулировать развитие творческих способностей учащихся формировать интерес к слову; воспитывать чувства взаимопомощи и коллективизма.
-
Урок литературы в классе-комплекте в начальной школе 2010
План урока по литературе при обучении в классе-комплекте. Урок включает в себя использование различных способов обучения. Этапы урока построены так, чтобы было продуктивно использовано всё время урока.
-
Превращения слов. Использование изобразительно-выразительных средств в рассказе В.Г. Распутина "На реке Ангаре" 2010
Данный урок разработан в аспекте технологии развития критического мышления, позволяющей вырабатывать у учащихся умение делать оценивающее и взвешенное суждение, формулировать суждения на основе критериев, а также умение построения гипотезы и логического формулирования выводов. Данная тема изучается на уроке литература Восточной Сибири в шестом классе.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе по теме "Ах, любовь! Она ведь всем знакома…" Особенности любовной лирики Сергея Есенина" 2010
Организация самостоятельной исследовательской деятельности групп на основе анализа архивных и литературных источников (письма поэта, документы и воспоминания современников), проблемные вопросы и творческие задания способствуют осмыслению особенностей художественного мира Сергея Есенина.
-
Блочно-модульная система в аспекте преподавания литературы. Модульная программа "Мир вокруг – большой и разный…" 2010
Программа рассчитана для работы на уроках литературы в 5–11-х классах и представляет собой блочно-модульную систему изучения произведений, включённых в программу по литературе на базовом уровне. Практическая направленность программы в том, что она поможет учителю-словеснику воспитывать толерантную личность.
-
Урок-размышление "Тема маленького человека в рассказах В.М. Шукшина" 2010
Цель урока - показать учащимся на основе изучения рассказов «Чудик», «Как помирал старик», «Крепкий мужик», что самое большое богатство человека - доброта, совестливость, умение сострадать; помочь учащимся подойти к пониманию возможностей и духовных ценностей человека.
-
Урок литературы в 6-м классе по повести В.Железникова "Чучело" 2010
На уроке по повести В.Железникова «Чучело» поднимаются актуальные вопросы нелегких отношений в детском коллективе. Составляя галерею персонажей произведения учащиеся учатся анализировать характеры героев, определять причины и следствия их поступков.
-
Урок внеклассного чтения по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек" (5-й класс) 2010
Урок знакомит учащихся с истоками сказки С.Аксакова, ее идеей. Предложенный вариант организации работы на уроке позволяет развивать навыки коллективной исследовательской деятельности, монологическую речь учащихся и умения по составлению плана текста (картинного и тезисного).
-
Конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей" 2010
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между командами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся.
-
Урок-открытие по творчеству М.Цветаевой "Для меня Марина Цветаева – это…" 2010
Урок проводился по технологии личностно ориентированного обучения, носит развивающий характер. Рекомендуется использовать разработку урока в конце изучения темы " Творчество М.И. Цветаевой". Советую обратить внимание на подбор и качество чтения стихотворений. Основной тон чтения стихотворений должен задать учитель.
-
Разработка урока литературы "Чародей Пушкин". 9-й класс 2010
Цель урока - показать разнообразие граней таланта А.С. Пушкина, осмыслить прочитанные произведения (прозу, поэзию, драму), увидеть в них не столько временное, сколько вечное, обогатить свою духовную копилку, приобрести в лице творений поэта чистую ноту, нравственный идеал, так необходимый каждому вступающему во взрослую жизнь.