Литература
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Вечное и злободневное в рассказах В.М. Шукшина "Мастер" и "Крепкий мужик" 2010
В основе урока – технология учебного диалога, что обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Обращение к истории родного края обеспечивает устойчивую мотивацию к уроку.
-
Методические рекомендации по проведению уроков литературы в 10-м классе на тему «Творчество А.Н. Островского. Изучение пьесы «Бесприданница» 2010
Я предлагаю изучать тему "Творчество А.Н. Островского" на примере нескольких его произведений. В цикл уроков по изучению данной темы я предлагаю включить тему "Богатство и разнообразие мира, рисуемого драматургом. Вопросы нравственности, борьбы со злом и др.". Считаю такое изучение целесообразным, т.к. учащиеся смогут получить не только более общее представление о творчестве писателя, но и постараются провести параллели с нашей современной жизнью.
-
Урок литературы в 9-м классе "Мы были живые…" по роману Б.Васильева "Завтра была война…" 2010
Конспект урока по литературе в 9-м классе по роману Б.Васильева «Завтра была война» дает возможность рассмотреть нравственные позиции молодежи прошлого века, их жизненные устои и характеры. На уроке, рассматривая тему войны, мы вспоминаем ее трагичность и героические подвиги молодежи.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе. "Л.Н. Толстой. "Акула" 2010
Урок направлен на приобщение детей к художественному слову. В процессе работы с художественным произведением у детей формируется умение подтверждать свои ответы текстом автора. Одной из задач урока является развитие способности сопереживать героям рассказа, сочувствовать им, понимать их и ставить себя на их место. Дети как бы становятся свидетелями событий, описанных в рассказе.
-
Об изучении говоров Кузбасса и Алтая 2010
В работе анализируются диалектные особенности, которые присутствуют в речи жителей на территории Кемеровской области и Алтайского края.
-
Урок литературы по теме "Мифология древних славян" (5-й класс) 2010
Цель данной работы: сформировать у учащихся представление о славянской мифологии и показать её образность; формировать чувства патриотизма, эстетического отношения к окружающему миру; развивать воображение, логическое мышление, умение работать в группе.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "По праву памяти" 2010
Цель урока: углубление знаний учащихся о жизни, творчестве поэтов и писателей ХХ века, подвергшихся репрессиям; воспитание у учеников патриотизма.
-
Урок литературы "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"" 2010
На уроке велась следующая работа с текстом: выразительное чтение (пейзаж); выборочное чтение; фронтальная беседа. Перед проверкой каждого вида работы, заданием звучал вопрос целевой установки. К уроку необходимо было подготовить задания по темам: найти образные средства языка в пейзажных зарисовках; проанализировать действенность природы.
-
Изучение романа Жюля Верна "Таинственный остров" 2010
Данный цикл уроков посвящен изучению творчества французского писателя Жюля Верна и его роману «Таинственный остров». Дети приобщаются к миру приключений и фантастики, им прививается любовь к чтению. Также идёт приобщение детей к совместному чтению с родителями. У детей развивается умение прочитывать, прослушивать и анализировать текст.
-
Категория времени и категория пространства в рассказе "Один день Ивана Денисовича" А.И. Солженицына. Урок литературы в 11-м классе 2010
Урок разработан по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Основная форма организации урока – мастерская – предполагает творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и смыслов по теме урока. Используются метод самостоятельного конструирования понятий, метод «ключевых слов», метод смысловых ассоциаций.
-
"Созданный миф лелея…", 5–6-е классы 2010
Педагогическая мастерская построения знаний. Урок проводится в 5–6-х классах после изучения темы «Славянская мифология».
-
Конспект интегрированного урока развития речи, литературы и изобразительного искусства "Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 2010
Знакомство учащихся с творчеством художника В.М. Васнецова, с картиной «Аленушка», историей ее создания, с реальной и фантастической основой. Описание картины, выделение элементов; обоснование выбора художником цвета, композиции. Развитие творческого воображения.
-
Внеклассное мероприятие по литературе при изучении темы "Библия и христианская культура" (5-й класс) 2010
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-го класса можно использовать и как внеклассное мероприятие по литературе, и во внеклассной воспитательной работе классного руководителя при знакомстве с традициями и праздниками русского народа. Мероприятие в доступной и увлекательной форме знакомит с Рождеством, Святками, Крещением.
-
Урок русского языка на краеведческом материале 2010
Интегрированный урок русского языка и литературы основан на краеведческом материале.
-
«Черновик семейного романа». Идеи и сценарии для постановки литературных спектаклей учителем-словесником. Сценарий литературного спектакля как текстологическая задача 2010
Сегодня актуальной является проблема семьи как одной из главных ценностей народа. Спектакль, где на первый план выдвигается тема семьи, поставлен по произведениям русских классиков. Главная мысль спектакля – способность построить счастливую семью зависит от степени зрелости человека, от того, насколько он готов учитывать интересы другого.
-
Горький-драматург. Особенности жанра и конфликта в пьесе "На дне" 2010
На первом уроке по изучению пьесы учащиеся знакомятся с историей создания драмы М.Горького, её сценической судьбой, под руководством учителя входят в мир героев пьесы. Одиннадцатиклассники выясняют причины разобщённости людей "дна", определяют основной конфликт и жанр горьковского произведения.
-
Слово – язык – миф (5-й класс) 2010
Цель подготовленных уроков: дать общее представление о мифе, мифологии, мифологических образах, таких литературоведческих понятиях, как гротеск, гипербола, литота; познакомить пятиклассников с феноменами первобытного сознания и их отражением в слове-образе.
-
Музыкально-поэтическая композиция "Земля моя – леса, поля и реки, страна моя, ты вся болишь во мне" 2010
Одна из целей экологического образования – помочь человеку через духовное начало осознать свое место в мироздании. "Чувства добрые" совестливости, сострадания, покаяния и разумного созидания помогут ему быть в гармонии с самим собой и природой. А такой человек никогда не уничтожит свой дом, в котором он живет, – Землю.
-
Урок литературы в 9-м классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
Урок помогает систематизировать и углубить знания учащихся; создать целостную картину произведения; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов; развить умение работать с текстом художественного произведения.
-
Интегрированный урок в 7-м классе "Самое необыкновенное вещество в мире" 2010
Урок расширяет знания учащихся о воде, воспитывает бережное отношение к водным ресурсам, способствует повышению ответственности каждого ученика в решении экологических проблем через интеграцию учебных предметов. В процессе подготовки учащиеся приобретают навыки работы в микрогруппах, защиты своих проектов.
-
"Раздели мою боль". Изучение рассказа А.Куприна "Чудесный доктор" 2010
В данной работе автор делится опытом работы над анализом рассказа А. Куприна "Чудесный доктор". Данная работа рассчитана на учителя-словесника и может быть использована для подготовки к уроку литературы.
-
"Своеобразие осмысления христианских тем и идей в русской литературе XVIII века" 2010
Цель урока: показать процесс европеизации русской культуры на примерах произведений русских писателей XVIII века; познакомить с антиклерикальной сатирой А.Д. Кантемира ("На хулящих учение"); познакомить с научно-философской поэзией М.В. Ломоносова ("Письмо о пользе стекла"); рассмотреть роль церковнославянского языка в развитии русской словесности XVIII века ("Письмо о правилах российского стихотворства").
-
Творческая мастерская "Икона в творчестве А.С. Пушкина" 2010
Мастерская – это определенная педагогическая технология, принципом которой является выбор вида деятельности, способ предъявления результата. Сущность технологии заключается в том, что школьники учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
-
Урок по теме "Загадки" в 5-м классе. В творческой лаборатории "Путешествие по загадочной стране" 2010
Урок знакомит учащихся с разными видами загадок – одним из жанров устного народного творчества.
-
Урок по духовной литературе: "Начало начал…" 2010
В программе по литературе для образовательных учреждений под редакцией А.Г. Кутузова целью литературного образования ставится формирование читателя. Урок учит с любовью относиться к самому дорогому нашему достоянию – родному русскому слову, внимательно всматриваясь и вслушиваясь в слово книги книг – Библии и произведений искусства (литературы и живописи).
-
План-конспект урока по русской литературе в 8-м классе "Была война…" 2010
План-конспект урока по русской литературе в 8-м классе с целью познакомиться с лирикой военных лет и увидеть войну глазами писателей-фронтовиков. Урок воспитывает интерес к историческому прошлому русского народа.
-
Открытый урок литературы в 7-м классе по теме "Любовь и сострадание к ближнему. По рассказу А.П. Платонова "Юшка" 2010
Урок литературы в 7-м классе по рассказу А.П. Платонова " Юшка" – серьезное открытие на пути формирования духовного мира человека. Открытие творческой лаборатории способствует нравственному воспитанию личности, помогает подростку вникнуть в суть проблем современного общества посредством общения с талантливым писателем и его творением.
-
"Наблюдая за чужим характером, исправляй свой" 2010
Использованы рекомендации из методического пособия «Уроки нравственности» В.С. Казыханова, заслуженного учителя Российской Федерации. Ценность урока раскрыта в самом названии.
-
Урок литературы в 11-м классе. А.И. Куприн. "Гранатовый браслет". Работа с деталью художественного произведения 2010
Предложен один из вариантов работы над деталью художественного произведения с опорой на прошлые знания учащихся. Данный вариант урока поможет ребятам обобщить знания о литературоведческом понятии «Художественная деталь и её роль в осмыслении сюжета».
-
Открытый урок внеклассного чтения в 11-м классе по теме "Лучшие писатели 2008 года" 2010
На российской литературной сцене наступило затишье: премиальный сезон 2008 года завершился. Подведены итоги продаж, розданы главные премии, писатели получили своё, а читатели отправились в магазины... Учебник литературы XXI века еще не написан, и мы вместе сейчас будем создавать его страницы… Представляем 10 номинаций и десять писателей, их произведения.