Цели занятия:
- обобщение и систематизация изученного по литературе в пятом классе;
- закрепление навыков строить устные высказывания в связи с изученными произведениями, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- дальнейшее формирование умения использовать приобретённые знания в практической деятельности для поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
Оборудование:
- раздаточный материал (кроссворды),
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Тип урока — урок обобщения и систематизации изученного.
Ход урока (2 часа)
1. Организационный момент. Деление учащихся на группы.
2. Выполнение заданий по группам. (Работа с материалом).
3. Обобщение и систематизация знаний учащихся в ходе проверки выполненных заданий. (Первая цифра — номер группы/кроссворда. Вторая — номер вопроса.)
1.1. /По вертикали./ Произведения устного народного творчества. (Тетрадь к учебнику № 1/ стр. 40)
- Какие жанры устного народного творчества вам известны? (Фольклор.)
2.3. “Труд человека кормит, а лень — портит”.
Определите жанр этого произведения. (Пословица.)
- Вспомните и расскажите несколько произведений этого жанра.
1.3.
Стоит Антошка
на одной ножке,
сам маленький,
а шляпа большая.
Определите жанр этого произведения. (Загадка.)
- Вспомните и расскажите другие произведения этого жанра.
3.2.
Ехала телега
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Люди разбежались
К ним со всех сторон.
Определите жанр этого произведения. (Небылица.)
- D Назовите основные особенности этого жанра. Какие еще жанры фольклора вам известны? (См. рабочая тетрадь; тетрадь к учебнику № 1/ стр.21)
5.2. “Жили-были журавль да цапля, построили себе по концам болота избушки. Журавлю показалось скучно жить, и задумал он жениться”.
Определите жанр произведения. (Сказка.)
- Каково жанровое разнообразие сказок? Назовите основные особенности жанра. (См. учебник 1 часть/стр. 35-36; тетрадь к учебнику № 1/ стр.38-39.)
Что такое сюжет?
Что такое композиция? ( См. учебник 1 часть/стр. 22 - 23 .)
Какова традиционная композиция сказки? (См. учебник 1 часть/стр. 35, рабочая тетрадь; тетрадь к учебнику № 1/ стр.41.)
3.7.
Все пустяк для дурака,
Он садится на конька,
Бьет в круты бока ногами,
Теребит его руками,
Изо всех горланит сил...
Конь взвился, и след простыл.
3.6. Каково название этого произведения? (“Конек-горбунок”.)
- Назовите помощника главного героя. Какие еще помощники героев встречались вам в других сказках?
3.7. Назовите автора этого произведения. (Ершов.)
- Кто из известных вам писателей сочинял сказки?
2.8. “Я буду петь тебе о счастливых и о несчастных, о добре и о зле, что таятся вокруг тебя. Маленькая певчая птичка летает повсюду, залетает и под крышу бедного рыбака и крестьянина, которые живут вдали от тебя. Я люблю тебя за твое сердце больше, чем за твою корону...”
Каково название этого произведения? (“Соловей”.)
- Кто автор этого произведения? Какие еще произведения этого автора вы читали?
5.7.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Назовите автора этого произведения. (Пушкин.)
- Как называется это произведение? К какому жанру оно относится? Чем отличается литературная сказка от народной?
3.3. “ Тотчас один брат подошел к тому жеребцу, что на шести цепях был прикован, а другой брат — к тому, что на двенадцати цепях держался. <...> Братья ударили их коленками в грудь — цепи разлетелись, жеребцы на пять сажен отскочили, вверх ногами попадали”.
Назовите художественный прием. (Гипербола.)
- В каких жанрах фольклора чаще всего используется этот художественный прием? (См. тетрадь к учебнику № 1/ стр. 39.).
4.2. “В высоте показалось густое облако, и от
полуденной стороны явились двое светлых юношей;
в руках у них были зажженные свечи и мечи. То были
святые мученики
Борис и Глеб. И сказали они татарским воеводам:
“Кто послал вас губить наше отечество, данное
нам Богом?” - и стали рубить врагов, так что ни
один не остался цел”.
Назовите жанр этого произведения. (Житие.)
- Каковы основные особенности этого жанра? (См. рабочую тетрадь, тетрадь к учебнику № 1/ стр. 43, 44; учебник 1часть/ стр.67.)
5.3. Маленький нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления. Жанр духовной литературы. (См. учебник 1 часть/ стр. 64.) (Притча.)
- Расскажите об основных особенностях этого жанра. Что такое аллегория? Перескажите одно из произведений этого жанра.
2.1. Один из литературных родов. (См. учебник часть 1/ стр.76 - 77;учебник часть 2/ стр. 224, 228; тетрадь к учебнику № 1/ стр. 46, тетрадь к учебнику № 2/стр. 76-77, рабочая тетрадь)
(Эпос.)
- Назовите жанры, относящиеся к этому роду литературы.
1.2. Небольшое по форме литературное произведение, с одним - двумя главными действующими лицами, эпизод, в котором раскрывается характер героя. (Рассказ.)
- Каково жанровое разнообразие этих произведений? ( См. учебник 2 часть/ стр.4; тетрадь к учебнику № 2, стр.3-4.)
3.8. “ Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный Горлачом. Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по мячу.
После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел”.
Каково название этого произведения? (“Кот-ворюга”.)
- Кто автор этого рассказа? Какие еще рассказы о животных вам известны?
1.7. “Часа два кричал землемер, и только после того, как он охрип и помирился о мыслью о ночевке в лесу, слабый ветерок донес до него чей-то стон...”
Каково название произведения? (“Пересолил”.)
- Какие еще юмористические рассказы вам известны? На чем строится юмор в рассказах? Приведите примеры. (См. учебник 2 часть / стр.59, тетрадь №2, стр. 22-31.)
2.2. “Том не пошел в школу и отлично провел время. Он еле успел вернуться домой, чтобы до ужина помочь негритенку Джиму напилить на завтра дров и наколоть щепок для растопки. Во всяком случае, он успел рассказать Джиму о своих похождениях, пока тот сделал три четверти работы”.
Назовите жанр этого произведения. (Повесть.)
- Чем отличается повесть от рассказа и романа? Только ям объемом они различаются?
1.6. “...Это был первый кролик в жилетке и при часах, какого она встретила за всю свою жизнь.
Сгорая от любопытства, она со всех ног помчалась вдогонку за Кроликом и, честное слово, чуть-чуть его не догнала!...”
Назовите автора этого произведения. (Кэрролл.)
- К какому жанру можно отнести это произведение? Назовите еще произведения этого жанра.
5.9. “—Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? — говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы о чем-нибудь поболтать с собою. — Лгут люди, я совсем не хороша.
Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное”.
Назовите имя героини. (Оксана.)
- Из какого произведения эта героиня? Кто автор этой повести? Кого из героинь “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина напоминает эта героиня в первых эпизодах произведения?
3.1. (4.1.) Один из литературных родов. (См. учебник часть 1/стр.76 - 77; учебник часть 2/ стр. 224, 228; тетрадь к учебнику № 1/ стр. 46, тетрадь к учебнику № 2/стр. 76-77, рабочая тетрадь)
(Лирика.)
- Назовите жанры, относящиеся к этому роду литературы.
4.3.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса - великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
М. Ю. Лермонтов.
Определите жанр этого произведения. (Стихотворение.)
- Чем отличается стихотворная речь от нестихотворной?
4.8.
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Каково название этого произведения? (“Птичка”.)
- Кто автор стихотворения? Какие еще произведения этого автора вам известны?
2.6.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Кто автор этого стихотворения? (Лермонтов.)
- Какие еще произведения этого автора вам известны?
1.1. (По горизонтали)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы....
Назовите автора этого произведения. (Фет.)
- К какому жанру можно отнести это произведение?
3.5. Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Назовите автора этого стихотворения. (Тютчев.)
- Прочитайте наизусть другие произведения этого поэта.
4.6. “Дорогу он узнал. Прямиком идти верст
восемь. Только бы до лесу дойти, прежде чем месяц
выйдет. Перешел он речку, — побелел уже свет за
горой. Пошел лещиной, идет,
сам поглядывает: не видать еще месяца. Уже зарево
посветлело и с одной стороны лощины все светлее,
светлее становится. Ползет под гору тень, все к
нему приближается. <...> Он спешит, а месяц еще
скорее выбирается; уж и направо засветились
макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц
из-за гор, — бело, светло по горам, как днем. На
деревьях все листочки видны. Тихо, светло по
горам, как вымерло все. Только слышно — внизу
речка журчит.
Дошел до лесу - никто не попался...”
Кто автор этого пейзажа? (Толстой.)
- Из какого произведения этот отрывок? Для чего автор использует пейзаж в этом произведении?
4.7. “Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. ‹…› Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле”.
Кто автор этого пейзажа? (Гоголь.)
- Из какого произведения этот отрывок?
5.6. “Когда телега выехала ее станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю... Поедешь по ней, так, наверное, заедешь к черту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная, осенняя заря... Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно...”
Кто автор этого пейзажа? (Чехов.)
- Для чего писатели используют в своих произведениях пейзаж? (См. учебник 2 часть/ стр. 45 - 46.)
5.1. Один из литературных родов. (См. учебник часть 1/стр.76 - 77; учебник часть 2/ стр. 224, 228; тетрадь к учебнику № 1/ стр. 46, тетрадь к учебнику № 2/стр. 76-77, рабочая тетрадь.)
(Драма.)
- Назовите жанры, относящиеся к этому роду литературы.
2.7.
Мы нынче сошли
С городского герба,
Чтоб вам рассказать о том,
Как в городе нашем
Кипела борьба,
Как двух горбунов
Рассудила судьба.
Но первый горбун
Был горбун без горба,
А второй был горбун
С горбом.
Кто автор этого произведения? (Габбе.)
- К какому жанру можно отнести это произведение? Расскажите об основных особенностях этого жанра.
1.8. “На следующий день он направился вдоль берега, где земля встречается со льдами. Те, кто видел его, заметил, что он взял с собой лук и большой запас стрел с костяными наконечниками, а на плече нёс большое охотничье копьё своего отца. И много было толков и много смеха по этому поводу”.
Назовите имя героя этого произведения. (Кит.)
- Какие качества особенно ценит в этом герое рассказчик?
3.9. “ Он вернулся домой очень поздно и, осторожно влезая в окно, обнаружил засаду в лице тети Полли; а когда она увидела, в каком состоянии его костюм, то ее решимость заменять ему субботний отдых каторжной работой стала тверже гранита”.
Назовите имя героя этого произведения. (Том.)
- Какие черты характера в разных эпизодах продемонстрировал этот герой? Кто автор этого произведения?
4.9. “Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следовательно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон...”
Назовите одно из имен героини. (Акулина.)
- Каково название произведения? Что такое интрига? На какой интриге построено действие в этом произведении? (См. тетрадь к учебнику № 2/ стр. 54, 55.)
5.8. “... Кузнец, силач и детина хоть куда, который черту был противнее проповедей отца Кондрата. В досужее от дел время занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке”.
Назовите имя героя. (Вакула.)
- Сколько побед одержал герой над чертом? Перечислите их. Что предвещало неудачу черта в единоборстве с героем?
2.9. “ И родила королева вскоре дочку, и была она, бела, как снег, румяна, как кровь, черноволосая, как черное дерево...”
Назовите имя героини. (Белоснежка.)
- Какой художественный прием используется для описания внешности героини?
4.1. (По вертикали.) “... Солдатик, смотреть не на что: из себя михрютка, голенища болтаются, фуражка вороньим гнездом, — даром что сам мастер... Однако бесстрашный: в тряпочку высморкался, во фронт стал, глаза, как у кролика, — ан смотрит весело, не сморгнёт”.
Назовите имя этого героя. (Лукашка.)
- Какой художественный прием использует автор для описания внешности героя? (См. тетрадь к учебнику № 2/стр. 89.)
1.5. “Тощий ‹...› огненно-рыжий кот-беспризорник”.
Назовите художественный прием, который использует автор. (Эпитет.)
- Из какого произведения этот кот?
2.4. “Вьюга злится, вьюга плачет...”(А.С. Пушкин.)
Назовите художественный прием, который использует поэт. (См. учебник часть 1/ стр. 14; учебник часть 2/ стр. 234.) (Олицетворение.)
5.4. “Мальчишка этот дрался, как бурый медведь среднего веса...”
Назовите художественный прием, который использует автор. (Сравнение.)
4.5.
Топи да болота,
Синий плат небес...
С. Есенин.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
С. Есенин.
Какой художественный прием использует автор? ( См. тетрадь к учебнику № 1 /стр. 16-17.)
(Метафора.)
5.5. “... Какой же человек нашел бы в себе силы заплатить две тысячи долларов за эту веснушчатую дикую кошку!”
Назовите художественный прием, который использует автор. (Метафора.) (См. тетрадь к учебнику № 1/стр. 16 - 17.)
- Из какого рассказа этот мальчишка? Кто автор этого рассказа? Каково настоящее имя писателя? (См. учебник 2 часть/ стр. 66.) Псевдоним. Что означает это слово? (См. учебник 1 часть/ стр. 192; учебник 2 часть/ стр.55.)
2.5.
Золото и булат.
“Все мое”, - сказало злато;
“Все мое”, - сказал булат.
“Все куплю”, - сказало злато;
“Все возьму”, - сказал булат.
Назовите художественный прием, который использует автор. (См. тетрадь к учебнику № 2/стр. 89.) (Антитеза.)
1.4. “Тетя Полли спустила очки на нос и оглядела комнату поверх очков, затем подняла их на лоб и оглядела комнату из-под очков. Она очень редко, почта никогда не глядела сквозь очки, ее гордость, приобретенные для красоты, а не для пользы...”
Назовите художественный прием, который использует автор. (Ирония.)
- Кто из писателей использовал этот же художественный прием? В каких произведениях? (См. учебник 2 часть/стр.138.)
3.4.
Белеет парус одинокий
В тумане меря голубом!..
М.Ю. Лермонтов.
Назовите художественный прием используемый автором. (См. учебник часть 2/стр. 139.)
(Инверсия.)
4.4.
Мутно небо, ночь мутна...
А.С. Пушкин.
Назовите художественный прием, который использует автор. (См. учебник 2 часть/ стр.139.)
(Инверсия.)
4. Рефлексия. (Один из вариантов по выбору учителя.)
- Первый вариант. Приём незаконченного предложения (индивидуальная работа).
- Второй вариант. Составление синквейна от каждой группы (ключевое слово — литература).
5. Осмысление домашнего задания. (Перспективное задание.)
Комментарий учителя к списку литературы, рекомендованной для летнего чтения.
- Приложение 1 — раздаточный материал (кроссворд 1)
- Приложение 2 — раздаточный материал (кроссворд 2)
- Приложение 3 — раздаточный материал (кроссворд 3)
- Приложение 4 — раздаточный материал (кроссворд 4)
- Приложение 5 — раздаточный материал (кроссворд 5)
- Приложение 6 — раздаточный материал (ответы к кроссвордам)
- Приложение 7 — презентация PowerPoint к уроку (переход от слайда к слайду осуществляется с помощью управляющих кнопок “возврат”, для того чтобы сохранять в ходе урока внесённые в кроссворды данные).
Литература
- В мире литературы. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях / Авторы составители: А.Г.Кутузов, В.В.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. — 12-е изд., стереотип.— М.: Дрофа, 2007.
- В мире литературы. 5 кл. В 2 ч.: рабочая тетрадь к учебнику-хрестоматии под ред. А.Г.Кутузова/ З.Б.Абдуева, Н.И.Сарычева; под ред. А.Г.Кутузова. — М.:Дрофа, 2004.