Тетрадь для разбора произведений по литературе в 7 классе
учении__ _________________
Разбор отрывка «Ночь в Чудовом монастыре» из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»
Год написания пьесы _________________________________________________________________
Жанр_______________________________________________________________________________
Чей исторический труд (какой?) изучал А.С.Пушкин при создании пьесы? ________________________________________________________________ ___________________
Кому посвятил А.С.Пушкин свое произведение? __________________________________________
Каким предстает перед нами образ Пимена, какие черты Пушкин подчеркивает в старце? В чем видит Пимен свою задачу? Осуждает ли он кого-либо, проявляет ли свое отношение к событиям? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Употребив в черновике при описании Пимена эпитеты «смирный», «тихий», «ясный», Пушкин в окончательном варианте отказался от них, остановившись на выражении «спокойный вид»? При ответе на вопрос сначала найди значение указанных слов в толковом словаре. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Только ли царей винит в преступлениях Пимен? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что изменилось, когда Пушкин заменил фразу «Еще одно ужасное преданье…» на «Еще одно последнее преданье…», начав и закончив этими словами монолог Пимена? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каких словах он выражает свое отношение к летописанию? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие черты Пушкин хотел подчеркнуть в летописце?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что советует Пимен Григорию? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли назвать сон Григория вещим? Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжить цепь преступлений? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Какие черты мы отмечаем в Григории? Мог ли, по-вашему, автор симпатизировать им? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При чтении отрывка вам встречаются вышедшие из употребления (устаревшие) слова. Выпиши их, объяснив значение или заменив на современные слова. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Подведите итог. Напишите, какими предстают перед нами герои предложенного отрывка (Пимен и Отрепьев). _____________________________________________________________________________________________________
Разбор произведения «Песнь о вещем Олеге»
Год написания_______________________________________________________________________
Жанр ______________________________________________________________________________
Почему автор назвал свое произведение «песнью»? Какой образ возникает у вас? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравните летопись и «Песнь…».
Общее ______________________________________________________________________________
Различие ____________________________________________________________________________
Внимательно «поработаем» с текстами.
Как вы понимаете слово «вещий»? ____________________________________________________________________________________
Как передает слова волхва летописец и что говорит пушкинский кудесник? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой текст помогает современному читателю представить жизнь Олега и понять позицию кудесника? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как описывает Пушкин кудесника? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В черновом варианте Пушкин написал: «престарелый кудесник». В окончательном – «»вдохновенный кудесник». Как замена одного слова повлияла на представление об образе волхва? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О чем просит Олег волхва? Как вы думаете, что значат его слова «не бойся меня»? Как ведет себя кудесник? Почему ему не ведан страх и не нужны награды?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем привлекают образы князя и волхва? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Согласны ли вы с тем, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как, по-вашему, Олег относится к коню? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой одного слова Для ответа поработайте с толковым словарем. ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сколько раз Олег прощается с конем? Как автор описывает эти сцены? Обратите внимание: Олег не просто произносит слова, но сопровождает их действиями, жестами. Опираясь на эти описания, мы можем легко представить картину происходящего.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Верит ли Олег в силу языческих богов, которые дарят своим служителям – волхвам – дар пророчества? Что говорит об отношении Олега к словам волхва отрывок из летописи? Чего хочет добиться Олег , приказывая подать ему другого коня? Можно ли сказать, что он бросает вызов богам? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что чувствует Олег, когда он узнает, что пророчество не сбылось? Почему Олег хочет увидеть кости коня? Затем ли только, чтобы удостовериться в его смерти? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Одинаково ли реагирует на известие о смерти коня Олег в летописи и в «Песни…»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что доказывает смерть Олега? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности композиции и своеобразие языка произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
На сколько частей можно разделить произведение? ________________________________________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основной конфликт (противоречие) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какие слова во второй части повторяются дважды? Какое впечатление это создает? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Употребление каких слов вызывает ощущение древности, погружают читателя в мир истории? ____________________________________________________________________________
Выпишите эти слова и объясните с помощью словаря их значение. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словосочетания «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» соответствуют пушкинской эпохе в литературе. Они помогают приблизить содержание древней летописи к современному читателю.
В произведении А.С.Пушкина имеется много средств художественной выразительности. Приведите примеры.
Эпитеты:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метафоры: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравнение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олицетворение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Художественное воплощение в «Песни…» имеет яркие краски, потому что имеет целью не только сообщить о событии, но и создать у читателя определенный образ, отношение к нему.
Учитывая изученное, подведите итог урока. Напишите сочинение-рассуждение (начало вам предложено).
«Песнь о вещем Олеге» - это замечательное произведение А.С.Пушкина, сюжет которого навеян обращением к материалу древнерусских летописей. _______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разбор вступления поэмы «Медный всадник»
Пушкин пытается в «Медном всаднике» создать свою трактовку личности и государственной деятельности Петра I. Изображены два лика Петра:
Во вступлении Петр – человек и государственный деятель: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В основной части поэмы Петр – памятник первого русского императора, символизирующий самодержавную власть. Автор заставляет Евгения, героя поэмы, вступать в единоборство не с Петром – человеком, а с Петром – памятником.
Величие Петра в патриотизме, в понимании исторической закономерности.
Во вступлении Петр предстает как решительный, деятельный, мудрый, направляющий свой народ.
Текст разделен на ____________ части:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Поэма начинается описанием __________________________________________________
Петр не самодур, так как призван осуществить историческую необходимость, он выступает как вождь нации, объединяющий всех. Используется множественное число
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что означают слова «Стоял он дум великий полн…»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое ощущение вызывает рифма волн-пон-челн? Как называется прием, используемый автором? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чухонцы – дореволюционное название эстонцев, а также карело-финское население Санкт-Петербурга.
Что означает фраза «Отсель грозить мы будем шведу…»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы понимаете слова: «Природой здесь нам суждено/ в Европу прорубить окно…»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что означают строки: «Сюда по новым им волнам/ Все флаги будут в гости к нам…»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой композиционный прием использует автор в этой части? ______________________________
Выпишите эпитеты с определяемыми словами в два столбика. Какие картины нарисованы с помощью этих эпитетов?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определите поэтический стиль (объясните) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Петром руководит идея блага Отечества, а не произвол. Замысел Петра продолжает воплощаться.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________Какие церковно-славянские слова обращают на себя внимания при чтении второй части?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порфира- пурпурная мантия монарха.
Найдите антитезу внутри второй части. Как она проявляется в подборе лексики?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________
Обратите внимания, что в первом четверостишии есть церковно-славянские слова, а во втором их нет.
Выпишите эпитеты из первого и второго четверостиший и сравните их.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Найдите примеры использования аллитерации
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы понимаете фразу: «…И перед младшею столицей/Померкла старая Москва…?»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите поэтический стиль (объясните) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В каком лице употреблен глагол «люблю»? _____________________________
Кто выходит на первый план в третьей части? ____________________________
Как лирический герой называет Петербург? ____________________________________________________________________
Есть ли антитеза в этой части? Как она проявляется?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антитезу можно выделить на уровне эпитетов. Выпишите эпитеты в два столбика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определите поэтический стиль (объясните) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы думаете, можно ли было в эпоху Ломоносова использовать в одном произведении различные стили? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему поэт в одном вступлении использует три стиля ____________________________________________________________________________________
(указать какие)
Что этим достигается? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание. Количество строчек для ответа может быть увеличено.