Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Люби и охраняй природу родного края"

Разделы: Биология, Литература


Задачи:

  • углубить знания учащихся о значении природы для человека, о его воздействии на окружающую среду; познакомить с творчеством поэтов родного края, совершенствовать навыки выразительного чтения, продолжить формирование навыков анализа текста и построения речевого высказывания в публицистическом стиле, обогащать словарный запас;
  • развивать творческие способности, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков, коммуникативной культуры учащихся;
  • воспитывать в детях чувство любви к природе, стремление охранять её; способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, нравственную и личностную значимость нового материала.

Оборудование урока:

документальный фильм “История Кузбасса”, слайд-шоу “Редкие исчезающие растения Кузбасса”, таблица “Публицистический стиль”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Тема и задачи урока.

Учитель литературы:

Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир знаний. Надеюсь, что вам будет интересно, т.к. урок необычный, он объединяет два предмета: биологию и литературу.

Сегодня мы поговорим об экологических проблемах нашего края, о том, как человек влияет на окружающую среду. Постараемся найти пути для решения экологических проблем. Подумаем о том, что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить красоту и богатства нашей Родины.

Подводя итог всему сказанному, увиденному на уроке, вы составите обращение на тему “Люби и охраняй родную природу”. С этим обращением познакомятся все ученики нашей школы в ходе проведения Недели экологии. Надеюсь, что ваши слова никого не оставят равнодушными.

Итак, тема нашего урока “Люби и охраняй природу родного края”.

Прочтите эпиграф.

Крепнет сила людская,
Растёт год от года.
Что ни день –
Умножается знаний запас.
И не мы теперь
Милостей ждём от природы,
А давно уже ждёт их
Природа от нас.

И. Киселёв.

Как вы понимаете слова Игоря Киселева?

Действительно, поэт говорит о необходимости охранять природу, об ответственности человека перед ней.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

Что же такое Земля? Это третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Она уникальна и неповторима, другой такой нет.

Наш земляк Алексей Леонов, побывавший в космосе, вспоминает… (Демонстрируется эпизод из фильма “История Кузбасса”).

Какие чувства возникли у вас после просмотра эпизода?

IV. Выразительное чтение стихов.

Кузбасские поэты воспевают в своих стихах неброскую красоту родной сибирской природы. Давайте на минуту покинем пределы класса и окажемся на лугу или в поле. Я предлагаю вам послушать стихи, которые ребята подготовили дома.

Чтение стихов наизусть.

Леонид Гержидович. “Свиристели”.

Геннадий Юров. “Чистый камень сердолик”.

А теперь я предлагаю вам послушать стихотворение ученика нашей школы Стафиевского Константина (Приложение 1)

V. Актуализация имеющихся знаний.

Учитель биологии:

Вода, земля, воздух – три основы природы. Для человека вода, земля, воздух, растения, животные – это клад. Огромно их значение в нашей жизни. Вода – колыбель жизни. Она входит в состав всего живого. Сам человек на 70% состоит из воды,

Атмосфера защищает нас от вредных космических излучений, регулирует температурный режим планеты. Твердая оболочка земли (литосфера) дает нам полезные ископаемые, плодородный верхний слой – почва – необходим для выращивания сельскохозяйственных растений. Растения – уникальные организмы.

В чем их уникальность?

Для чего человек издавна использовал животных?

Человек – сам часть природы. Находясь среди растений, животных, воды и воздуха, почвы, он оказывает на нее как положительное воздействие, так и отрицательное,

В бурный век индустриализации человек стал выступать как сила, которая может изменить природу. Изменение природы в таком глобальном масштабе привело к экологическим проблемам, которые срочно надо решать,

В нашем крае тоже не все обстоит благополучно.

Сообщение ученика с использованием слайд-шоу “Редкие исчезающие растения Кузбасса”. (Приложения 2, Приложение 3).

Динамическая пауза “Лесная азбука”.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия:

У-У-У – идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

А-У-У – путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

Ы-Ы-Ы – пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

VI. Проверка домашнего задания.

Теперь посмотрим, как вы подготовились к уроку. Проверка домашнего задания будет проходить в виде кроссворда. При ответе используйте картинки.

Кроссворд

По горизонтали:

  1. Как называется территория, где растительный, животный мир и среда их обитания сохраняется в неприкосновенности, в диком виде? (Заповедник)
  2. В древней легенде говорится, что название этого растения происходит от имени ассирийского бога солнца Адона, воскресающего каждый год с приходом весны. В народе его называют по-разному: горицвет, желтоцвет, фазаний глаз. Что это за растение? (Адонис)
  3. Растение это особо почитается в Китае, где его разводят уже более 1500 лет. В средние века многие сорта ценились на вес золота. Название этого растения тоже связано с древнегреческой легендой. У врача Эскулапа был ученик – Пионий. Он мог исцелять самые страшные раны. И вот однажды бог Плутон, желая спасти Пиония от верной смерти, превратил его в цветок. В Кузбассе встречается дикий вид этого растения, занесенный в Красную книгу. (Пион)

По вертикали:

  1. Этот сокол при полете развивает самую высокую скорость, при пикировании на добычу под углом 30 градусов она составляет 270км/ч, а под углом 45 градусов – 350 км/ч. Занесен в Красную книгу на территории Кузбасса. (Сапсан)
  2. Самое острое зрение у хищных птиц. Этот орел видит зайца при хорошем освещении на расстоянии 4,2 км. Занесен в Красную книгу. (Беркут)
  3. Красивая дневная бабочка из семейства парусников, занесена как охраняемый вид в Красную книгу. (Махаон)

Image206.jpg (14929 bytes)

– На все вопросы кроссворда вы ответили правильно.

VII. Экологический спектакль “Нам жить в одной семье”

Каждый из нас обязательно бывал в лесу. Интересно, а все ли из вас соблюдают правила поведения в лесном сообществе? Ответить на этот вопрос нам поможет экологический спектакль “Нам жить в одной семье”

(Приложение 4)

Какие правила чаще всего нарушают люди в лесу?

VIII. Анализ публицистического текста.

Учитель литературы:

Ребята, вы привели много примеров, которые доказывают отрицательное воздействие человека на природу и необходимость её охранять.

Где, в каких источниках вы можете встретить информацию на эту тему?

Перед вами лежит текст. Но перед его прочтением давайте сделаем речевую гимнастику.

Упражнение “Поход”

Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы “шагаете голосом” прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.

Поход.

По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной
Мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет,
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.

Теперь прочитайте текст и определите, к какому стилю он относится.

“Сибирь! Хочется верить, что и через 100, и через 200 лет человек подойдёт к Байкалу, и его душа замрёт от несказанной красоты; и через 100, и через 200 лет Сибирь останется Сибирью – краем щедрым, цветущим, а не мёртвым лунным пейзажем с остатками закаменевших деревьев. От кого это зависит? Ответ только в нас самих”.

Как вы думаете, к какому стилю относится текст? (К публицистическому).

Докажите это, используя таблицу “Публицистический стиль”.

Особенности

 

Примерные ответы учащихся

Цель

Передача общественно значимой информации, злободневность,

призыв к действию.

В данном тексте поднимаются экологические проблемы, автор призывает нас беречь природу, его волнует будущее Сибири, он считает, что человек за всё в ответе.

Особенности стиля

Эмоциональность, образность, сочетание научного стиля, ораторской речи, живого разговорного языка.

Это эмоциональное высказывание, чувствуется боль автора, его неравнодушное отношение к природе. Он говорит просто, убедительно, доказывает свою главную мысль.

Языковые средства

Метафоры, сравнения, эпитеты, фразеологические обороты, повторы, риторические вопросы, восклицательные и вопросительные предложения.

Метафора – душа замрёт; эпитеты – несказанная красота, щедрый, цветущий край, мёртвый пейзаж, закаменевшие деревья; повторы – Сибирь, через 100 лет…;

риторические вопросы: “От кого это зависит?”, восклицательное предложение: “Сибирь!” ).

Жанры

Статья, очерк, интервью.

 

IX. Творческая работа.

Я думаю, что никого из вас не оставили равнодушными слова писателя В. Г. Распутина, взятые из очерка “Сибирь, Сибирь…”, и предлагаю вам составить обращение к учащимся нашей школы с призывом любить и беречь родную природу. Начало обращения записано на доске:

“Внимание! С 1 по 7 апреля в нашей школе будет проходить Неделя экологии. Мы, ученики 7 класса, обращаемся ко всем ребятам: …”

Откройте конверты и составьте текст из двух – трёх предложений на данную тему в публицистическом стиле (в конвертах находятся изображения костра, грибов, птиц, водоёмов, растений). Зачитываются примеры.

X. Итоги.

И закончить наше обращение хотелось бы словами, взятыми в качестве эпиграфа к нашему уроку. Чтение эпиграфа.

Какими правилами должен руководствоваться человек, чтобы жить в гармонии с природой?

Что можете сделать вы для защиты окружающей среды?

Домашнее задание:

  1. Написать отзыв об уроке.
  2. Нарисовать эмблему для Недели экологии.