Орфей и Эвридика. Миф и опера

Разделы: Литература, Музыка


Цели:

  • образовательная: показать взаимосвязь видов художественного творчества человека, подчеркнув особенности воплощения одного сюжета в разных видах искусства, развитие и обогащение лексики учащихся;
  • развивающая: развивать художественный вкус, эстетическое чувство, способствовать развитию творческих способностей учащихся, стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познавать окружающий мир, человеческие ценности;
  • воспитательная: через использование групповой формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива.

Оборудование: выставка книг "Мифы Древней Греции", портрет К. В. Глюка, музыкальное сопровождение - фрагменты из оперы К. В. Глюка "Орфей и Эвридика".

Учебник: Литературное чтение: "Любимые страницы", 4 класс. О. В. Кубасова. 3 часть.

Тип урока: интегрированный.

Ход урока

Фаза вызова.

На доске: "Орфей и Эвридика"

Предварительное деление на группы.

1. Беседа около стола учителя.

Учитель литературы:

- Вы знаете, что и в литературе, и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. И мы просим вас помочь разобраться, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке.

На доску учащиеся вывешивают:

литература музыка
сказка

рассказ

былина

повесть

басня

миф

увертюра

соната

песня

симфония

романс

опера

 2. - Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение родится?

А если использовать сюжет сказки, рассказа, повести для создания музыкального произведения?

(Опера, балет:)

- Можете привести примеры таких произведений?

("Щелкунчик", Э. Гофман, П. И. Чайковский; "Сказка о царе Салтане",

А. С. Пушкин, Н. А. Римский-Корсаков; "Снегурочка", А. Н. Островский,

Н. А. Римский-Корсаков; "Спящая красавица", Ш. Перро, П. И. Чайковский.)

Фаза осмысления.

Дети садятся за столы.

1. - Сегодня мы вспомним историю Орфея и Эвридики.

К какому литературному жанру относится это произведение?

(К мифу.)

На доске: "Орфей и Эвридика". Миф.

Учитель музыки:

- В этом сюжете постоянно присутствует музыка, и история Орфея и Эвридики сыграла особенную роль в музыкальном искусстве. Первой оперой была "Эвридика" Якопо Пери 1600 год, затем оперу "Эвридика" написал Каччини (Аве Мария его самое известное произведение), 1607 год Монтеверди опера "Орфей". Совсем недавно российский композитор Журбин написал рок-оперу "Орфей и Эвридика". Но самая знаменитая опера на этот сюжет принадлежит композитору Кристофу Виллибальду Глюку, чей портрет вы видите на доске.

(Портрет на доске.)

На доске: "Орфей и Эвридика". Миф. Опера.

Учитель литературы:

2. - Вы ещё не знакомы с оперой "Орфей и Эвридика", но миф уже прочитали.

Какие чувства у вас вызвал этот миф, эта история?

(Ответы.)

3. - Главный герой - Орфей. Он счастлив?

(Да, когда он с Эвридикой.)

- Что сделало его несчастным?

(Потеря Эвридики.)

- Как переживал своё горе Орфей?

Как воздействовала музыка Орфея на окружающий мир (природу, зверей, птиц)?

Текст, с. 17, 2-ой абзац.

Учитель музыки: (на ковре)

Учащиеся разделены на 3 группы. Сначала слушают музыку, а затем заполняют таблицу и обсуждают выполненное задание.

4. - А сейчас давайте послушаем самый знаменитый фрагмент из оперы. (Предлагаю детям расположиться на ковре). Он инструментальный, то есть, слов нет, но этот музыкальный отрывок стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка (Прослушивание 30 секунд).

(Ответы: Мелодия с длинными звуками, она льется, как плач, но очень нежный и выразительный. Мне кажется, здесь слышна тоска Орфея, как он хотел вернуть Эвридику).

- Послушаем еще раз, и обратим внимание, как проявились здесь средства музыкальной речи.

Повторное прослушивание, затем заполнение кругового плана анализа. Обсуждение по группам.

Учитель музыки:

- Говорят, что мелодия - душа музыки. Каковы особенности мелодии?

(1 группа. Мелодия с длинным дыханием, много длинных звуков, очень красивы переливы. Нет больших скачков, чувствуем переживания Орфея.)

- Очень важна окраска музыкального звука. Вторая группа, что скажете о тембре?

(2 группа. Это духовой инструмент, в высоком регистре, нам кажется, что это флейта. Ее звучание нежно и в то же время немного тоскливо.)

- А что вы можете сказать о динамике музыки в этом отрывке?

(3 группа. Здесь нет яркого, громкого форте - мелодия звучит довольно тихо, но насыщенно. Вся мелодия как бы парит над сопровождением, она в высоком регистре.)

- И все же, даже разобравшись с элементами музыкального языка, мы не поймем самого главного: как получилась такая необыкновенная музыка. Самое главное в ней то, что называют словом интонация. Это смысл музыки, в котором человек передает свое отношение к миру, свои чувства и переживания так, что нам не нужны слова для понимания.

Множественный выбор в каждой позиции.

- Длинная мелодия, как нескончаемо горе Орфея; одинокая флейта, как одинок Орфей; красивая мелодия, как красиво само чувство любви. Композитор говорил, что в создании музыки стремился к "прекрасной простоте".

Учитель литературы:

- Орфей отправляется на поиски Эвридики.

Где он ищет свою жену?

(В подземном царстве Аида.)

- "Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами".

Текст, с. 17, 7-ой абзац.

Соглашается Харон перевезти Орфея на другой берег Стикса?

(Нет.)

- А почему всё-таки перевозчик мёртвых соглашается и нарушает закон?

(Звучит музыка.)

- Как звучит музыка Орфея? Найдите в тексте прилагательные, наречия, глаголы, которые описывают, говорят, как звучит музыка.

Текст, с. 18, 3-ий абзац.

- Жалобные, печальные и нежные звуки, но насколько велико было их воздействие!

Учитель музыки:

6. -Слушаем другой фрагмент ("Хор фурий" - не говорить названия фрагмента).

Как вы думаете, где происходит действие?

(В подземном царстве.)

- Как вы догадались? Что вам подсказало?

(Громкая, отрывистая мелодия, страшные созвучия, оркестр + хор.)

Учитель литературы:

7. - Зачем Орфей пришёл в царство Аида?

(Просить Аида вернуть Эвридику.)

- Насколько сильна просьба Орфея?

Как слушает песню Персефона, Аид?

Текст, с. 20, 1-ый, 2-ой, 3-ий абзацы.

Учитель музыки:

Дети за столами.

8. - Сейчас прослушаем арию Орфея "Потерял я Эвридику".

Слышим ли мы в арии Орфея такую мольбу, такую силу просьбы?

Звучит ария.

(Ответы детей.)

- В звучании музыки мы слышим гармонию и ясность, соразмерность и пропорцию. Именно этим и отличается классическая музыка.

Всё гармонично, мелодия выразительна, но эмоции находятся в красивой форме.

18 век, когда была сочинена опера - век классики.

Учитель литературы:

9. - Сбылась ли мечта Орфея?

(Нет.)

- Правильно ли я вас поняла, что концовка мифа вам не нравится?

- Как бы вам хотелось, чтобы миф закончился?

(Чтобы Эвридика не исчезла, а вернулась на землю.)

Учитель музыки:

10. - В опере Глюка так и произошло. После того, как Орфей оглянулся, и Эвридика исчезла, Боги, видя отчаяние Орфея, позволили им обоим вернуться на землю. В финале Орфей, Эвридика и Амур славят мудрость богов и силу любви. Счастливый конец был правилом в опере эпохи классицизма.

Учитель литературы:

11. - Знание мифа об Орфее и Эвридике привело нас к знаменитой опере.

Помогла ли вам музыка глубже проникнуть в историю великой любви?

(Наверно, они скажут: "Да!")

Фаза рефлексии.

1. - А сейчас давайте попытаемся проявить творчество, отразив свои мысли и чувства в синквейне. Для вас приготовлены темы: "Орфей", "Эвридика", "Музыка".

Оценивать синквейны мы будем по критериям:

  • выразительность лексики;
  • донесение своих мыслей и чувств (4-ая строка синквейна).

Учащиеся работают по группам (3 группы).

2. Синквейны зачитываются и оцениваются.

1 группа.

Орфей

  • Известный и прославленный
  • Сочинял, играл, любил
  • Певец красоты и любви высокой
  • Одинок

2 группа.

Эвридика

  • Любимая и единственная
  • Не вижу тебя, не слышу тебя
  • Оглянулся - и потерял навсегда
  • Боль

3 группа.

Музыка

  • Чарующая и волшебная
  • Заставляет радоваться и тосковать
  • Может спасти жизнь человека
  • Чудо

Оценивание синквейна

Группа Тема Выразительность лексики Донесение своих мыслей и чувств
1 группа      
 

2 группа

     
 

3 группа

     

3. - Сегодня мы с вами обращались к мифу и к опере об Орфее и Эвридике и увидели, что литература и музыка рассказали эту историю своими выразительными средствами. И миф, и опера живут много лет. Почему?

Потому что оба эти произведения доказали, что они очень высокого художественного уровня. И тема любви вечна.