Цели:
- Образовательная: на уроке учащиеся закрепляют знания о сравнительной характеристике героев литературного произведения, о художественно-выразительных средствах языка, используемых автором для выражения своего отношения.
- Развивающая: в результате урока учащиеся умеют сопоставлять героев произведений разных авторов.
- Воспитательная: учащиеся понимают, что писатель с помощью различных литературных приёмов показывает читателю, что нельзя выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.
Оформление: на доске тема урока, эпиграфы – высказывания Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.
Ход урока
1. Вступительная беседа по прочитанному тексту
Учитель: Вы прочитали повесть “Тарас Бульба”. Каково ваше впечатление от повести?
– С чем связано впечатление жестокости изображённого в произведении?
– Почему сцен гибели героев в произведении так много? Означает ли это, что жизнь человека в эпоху войн, сражений не ценилась?
– Какова же цена человеческой жизни? За что можно отдать свою жизнь? Можете вы сейчас, сразу ответить на этот вопрос?
2. Проверка домашнего задания
– На предыдущих уроках вы уже познакомились с таким видом работы, как сравнительная характеристика героев, сопоставляя лермонтовских Калашникова и Кирибеевича. Дома самостоятельно работали над планом сравнительной характеристики Остапа и Андрия. Обсудим его в классе. Дополните свои записи домашнего задания ответами одноклассников, если вы с ними согласны.
З. Сопоставление эпизодов произведений разных авторов (Групповое взаимодействие)
- Когда вы читали повесть, работали над планом, у вас уже сложилось некоторое впечатление об этих героях. Много ли между ними общего?
- Кто из них больше нравится? Почему?
- В какой решающий момент больше всего видна разница между ними? (в момент гибели)
- Предлагаю вам проанализировать эпизоды гибели героев, сравнить их поведение, определить отношение к ним людей и автора, ответить на вопрос, за что отдали свою жизнь герои.
1 группа.
Сравните эпизоды смерти Остапа и Андрия (гл.9 и 11).Сопоставьте
– причину их смерти;
– их поведение в решающий момент;
– отношение отца, его слова и мысли;
Сделайте выводы.
2 группа.
Сравните эпизоды казни Калашникова из “Песни про купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова и Остапа.
– Что объединяет этих героев?
– Что значит казнь в представлении людей?
– Достигла ли эта мера наказания своей цели:
презираемы ли народом казнённые Калашников и
Остап?
Сделайте выводы.
3 группа.
Сравните эпизоды смерти Кирибеевича и Андрия.
– Что объединяет этих героев?
– В чём заключается разница?
– Каково отношение автора? Проанализируйте художественно-
выразительные средства, используемые авторами
в этих эпизодах (сравнения,
уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Сделайте выводы.
- Сопоставляя главных героев повести Остапа и Андрия друг с другом, с героями лермонтовского произведения, вы сделали выводы – поделитесь ими друг с другом.
- Ответьте на главный вопрос: за что погибли герои? (Фиксация ответов учащихся на доске).
- Как бы вы сформулировали основную мысль урока?
4. Позиционная дискуссия
- Кого из братьев было сложнее оценивать?
- Попробуйте ваше отношение к Андрию выразить при помощи оценочных эпитетов-прилагательных.
1 группа: чем хорош;
2 группа: чем не хорош;
3 группа: ни хорош, ни плох (компромисс);
- Что в результате? Можно ли сделать однозначный вывод?
5. Работа с эпиграфами
Чтение стихотворения Е.Евтушенко “Людей неинтересных в мире нет” (Приложение 1)
- Отражают ли высказывания Л.Н. Толстого и Ф.М.Достоевского (Приложение 2) основную мысль нашего урока?
- Чем объединяется с ними стихотворение Е.Евтушенко?
- Какие строчки вам понравились? Какие из них можно выбрать для заголовка сочинения?
6. Подведение итогов урока
– Изменил ли сегодняшний разговор на уроке ваше отношение к героям повести “Тарас Бульба”? Каким образом?
– Что вы приняли для себя из этого обсуждения?
– Можно ли сопоставить изображённое в повести с нашей современной жизнью? Кто и за что сейчас жертвует жизнью? Приведите примеры.
7. Домашнее задание
– Предлагаю домашнее сочинение двух видов:
1) сравнительная характеристика “Остап и Андрий” (по составленному плану);
2) сочинение-размышление о цене и ценности человеческой жизни.
Сочинение озаглавьте самостоятельно.