"Цена жизни". Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" и "Песни про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова

Разделы: Литература


Цели:

  • Образовательная: на уроке учащиеся закрепляют знания о сравнительной характеристике героев литературного произведения, о художественно-выразительных средствах языка, используемых автором для выражения своего отношения.
  • Развивающая: в результате урока учащиеся умеют сопоставлять героев произведений разных авторов.
  • Воспитательная: учащиеся понимают, что писатель с помощью различных литературных приёмов показывает читателю, что нельзя выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оформление: на доске тема урока, эпиграфы – высказывания Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.

Ход урока

1. Вступительная беседа по прочитанному тексту

Учитель: Вы прочитали повесть “Тарас Бульба”. Каково ваше впечатление от повести?

– С чем связано впечатление жестокости изображённого в произведении?

– Почему сцен гибели героев в произведении так много? Означает ли это, что жизнь человека в эпоху войн, сражений не ценилась?

– Какова же цена человеческой жизни? За что можно отдать свою жизнь? Можете вы сейчас, сразу ответить на этот вопрос?

2. Проверка домашнего задания

– На предыдущих уроках вы уже познакомились с таким видом работы, как сравнительная характеристика героев, сопоставляя лермонтовских Калашникова и Кирибеевича. Дома самостоятельно работали над планом сравнительной характеристики Остапа и Андрия. Обсудим его в классе. Дополните свои записи домашнего задания ответами одноклассников, если вы с ними согласны.

З. Сопоставление эпизодов произведений разных авторов (Групповое взаимодействие)

  • Когда вы читали повесть, работали над планом, у вас уже сложилось некоторое впечатление об этих героях. Много ли между ними общего?
  • Кто из них больше нравится? Почему?
  • В какой решающий момент больше всего видна разница между ними? (в момент гибели)
  • Предлагаю вам проанализировать эпизоды гибели героев, сравнить их поведение, определить отношение к ним людей и автора, ответить на вопрос, за что отдали свою жизнь герои.

1 группа.

Сравните эпизоды смерти Остапа и Андрия (гл.9 и 11).Сопоставьте

– причину их смерти;
– их поведение в решающий момент;
– отношение отца, его слова и мысли;

Сделайте выводы.

2 группа.

Сравните эпизоды казни Калашникова из “Песни про купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова и Остапа.

– Что объединяет этих героев?
– Что значит казнь в представлении людей?
– Достигла ли эта мера наказания своей цели: презираемы ли народом казнённые Калашников и Остап?

Сделайте выводы.

3 группа.

Сравните эпизоды смерти Кирибеевича и Андрия.

– Что объединяет этих героев?
– В чём заключается разница?
– Каково отношение автора? Проанализируйте художественно- выразительные средства, используемые авторами в этих эпизодах (сравнения, уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Сделайте выводы.

  • Сопоставляя главных героев повести Остапа и Андрия друг с другом, с героями лермонтовского произведения, вы сделали выводы – поделитесь ими друг с другом.
  • Ответьте на главный вопрос: за что погибли герои? (Фиксация ответов учащихся на доске).
  • Как бы вы сформулировали основную мысль урока?

4. Позиционная дискуссия

  • Кого из братьев было сложнее оценивать?
  • Попробуйте ваше отношение к Андрию выразить при помощи оценочных эпитетов-прилагательных.

1 группа: чем хорош;
2 группа: чем не хорош;
3 группа: ни хорош, ни плох (компромисс);

  • Что в результате? Можно ли сделать однозначный вывод?

5. Работа с эпиграфами

Чтение стихотворения Е.Евтушенко “Людей неинтересных в мире нет” (Приложение 1)

  • Отражают ли высказывания Л.Н. Толстого и Ф.М.Достоевского (Приложение 2) основную мысль нашего урока?
  • Чем объединяется с ними стихотворение Е.Евтушенко?
  • Какие строчки вам понравились? Какие из них можно выбрать для заголовка сочинения?

6. Подведение итогов урока

– Изменил ли сегодняшний разговор на уроке ваше отношение к героям повести “Тарас Бульба”? Каким образом?

– Что вы приняли для себя из этого обсуждения?

– Можно ли сопоставить изображённое в повести с нашей современной жизнью? Кто и за что сейчас жертвует жизнью? Приведите примеры.

7. Домашнее задание

– Предлагаю домашнее сочинение двух видов:

1) сравнительная характеристика “Остап и Андрий” (по составленному плану);
2) сочинение-размышление о цене и ценности человеческой жизни.

Сочинение озаглавьте самостоятельно.