“Проза Гоголя по меньшей мере
четырехмерна. Его можно сравнить
с его современником Лобачевским,
который взорвал Евклидов мир…”
В. Набоков
Цель: открыть обучающимся своеобразие Гоголя как писателя, не похожего на предшественников, понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
Н.В. Гоголь – один из величайших писателей русской литературы и один из самых противоречивых и неизученных. Со времени выхода его первых повестей в среде критиков и литературоведов кипят споры, к какому направлению, к какому стилю отнести творчество этого писателя.
Звучит фонограмма с многоголосьем.
“Гоголь был странным, больным человеком”, “возможно, самый экстраординарный гений-самородок, которого когда-либо знал мир”, “самый необычный поэт и прозаик, каких когда-либо рождала Россия”, “одна из самых эксцентричных и причудливых фигур эпохи”, “уникальный феномен”.
Неопределенные терминологические клейма облепили гоголевский стиль и заслонили мозаичную сложность его структуры. Писателя называли и романтиком, и реалистом, и символистом.
Кто же он?
Сегодня на уроке мы попробуем приблизиться к ответу на этот вопрос.
Наша работа будет строиться таким образом. Представители каждой группы будут излагать нам свою точку зрения, свою версию. Задачи одноклассников выслушать, записать основанные выводы, задать вопросы на понимание, вступать в полемику.
(Проектор, слайды)
2. Гоголь – романтик. Сообщение обучающихся.
Звучит музыка. К. Дебюсси “Лунный свет”
Обучающийся читает отрывок из повести “Майская ночь или Утопленница”
““Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятней. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете;
и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь”.
Гоголь, несомненно, романтик. Самое яркое тому подтверждение-первый сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писателю всегда была характерна обострённая контрастность восприятия жизни. Основной принцип романтизма – принцип двоемирия достаточно нагляден. Писатель неудовлетворен будничной, серой жизнью. Она скучна, полна несправедливости, зла и безобразия. Ничего в ней нет необыкновенного, героического. И тогда автор создает свой мир, населенный благородными сильными людьми.
Гоголь поэтизирует Диканьку, для него это радостный, светлый, идеальный мир красоты человеческой духовности. Великолепны описания природы “голубой неизменный океан сладостным куполом надвигавшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувший в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих” .
Мир природы и мир духовный мир автора в единстве.
“А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно, а на душе и необъятно, и чудно и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине”.
Гоголь раскрывает лишь поэзию народной жизни. Народ представлен в “праздничном” своём состоянии.
И в структуре “Миргорода” писатель воссоздаёт свои представления о существовании двух миров (идеального и реального).
В “Вие” движение сюжета основано на резких переходах от дневного, ясного и обычного мира – к ночному, таинственному, исполненному одновременно ужаса и очарования.
Представление об “идеальном” мире находит своё продолжение в “Тарасе Бульбе”, где опоэтизирована история украинского народа, его героическая национальная борьба.
“Тогда было то поэтическое время, когда всё добивалось саблею; когда каждый стремился быть действующим лицом, а не зрителем”.
Герои повести – исключительные характеры, сильные и мужественные люди, объединенный святым делом.
В повести “Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” Гоголь показывает, как духовное в современном мире все больше вытесняется вещами, это приобретает характер причудливый и странный, граничащий с фантасмагорией. Как измельчал современный человек.
В “Петербургских повестях”, да и в “Ревизоре”, и “Мертвых душах” писатель выступает мастером фантасмагории, создается ощущение “смещенной”, “искривленной” реальности, напоминающей кривое зеркало. Это связано с гиперболой и гротеском. Здесь стилистика Гоголя перекликается с гофмановской, у которого фантасмагория часто переплетается с социальной сатирой.
Вывод:
- Принципы двоемирия.
- Необычность обстановки действия, красочный пейзаж.
- Поэтизация народной жизни.
- Идеальный и реальный мир взаимопроникаемы.
- Поэтизация истории.
- Герои – исключительные характеры.
- Фантастичность, фантасмагоричность образов.
2.2. Беседа после выступления.
– Да, в творчестве Гоголя много романтических образов, признаков, идей. Но разве все они не переливаются в реалистические?
– Можно ли к романтическим отнести такие остросоциальные произведения, как “Ревизор”, “Мертвые души”?
– Случайно ли возник термин “нефантастическая фантастика” Гоголя?
– Многие поэты и писатели начинали свою творческую биографию с романтических произведений, но они выросли из этих “детских штанишек”.
– Можно ли назвать исключительно романтиками Пушкина, Лермонтова?
3. Гоголь – реалист.
3.1. Сообщение обращающихся.
Звучит музыка. И. Стравинский – балет “Петрушка”
Обучающийся читает отрывок из поэмы “Мертвые души”.
“Чичиков въехал в середину обширного села со множеством изб и улиц.
Какую – то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях; бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето… Частями стал выглядывать господский дом... Каким – то дряхлым инвалидом глядел сей страшный замок. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод... У одного из строений Чичиков заметил какую-то фигуру… Долго не мог распознать, какого пола была фигура; баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенно, похожее очень на женский капот, не голове колпак, которые носят дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины. “Ой, баба! – подумал он и тут же прибавил. – Ой, нет! Конечно, баба!” – наконец сказал он, рассмотрев пристальнее…”)
Возможно, ранние произведения Гоголя можно отнести к романтизму. Но с именем Гоголя связан расцвет реализма в русской прозе. Для реализма характерно особое внимание к социальной тематике, изображение (часто сатирическое) социальных пороков николаевской России, “Ревизор”, а особенно “Мертвые души” можно назвать энциклопедией русской жизни. Также тщательное воспроизведение социально и культурно значимых деталей в портрете, интерьере, пейзаже и других описаниях, обращение к темам петербургской жизни (“Нос”, “Невский проспект”), изображение судьбы мелкого чиновника. В произведениях писателя отражает и дух “призрачной” действительности тогдашней России.
Изображение ими лица – это целые художественные типы, в которых была глубоко понятно человеческая природа. Его герои, как редко у кого-либо другого, становились нарицательными именами (Плюшкин, Хлестаков и др.). В самом скромном человеческом существе были открыты так поразительно внутренняя жизнь (“Шинель”, “Записки сумасшедшего”).
“Все мы вышли из гоголевской шинели; ” – сказал Тургенев.
“ Духовная гуманность”, интерес к внутренней жизни “ маленького человека”, острая социальность позволяет даже назвать Гоголя основателем натуральной школы.
Отличительной чертой Гоголя были жажда обновление русской жизни и русского человека, горячий патриотизм, народность, высокое представление о гражданском долге художника. Писатель считал себя “призванным” бороться с общественным злом – и он взял на себя и обязательство беспощадного правдивого, обличительного творчества.
Вывод
- Принципы жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь.
- Внимание к социальной тематике, изображение социальных пороков.
- Приём типизации.
3.2 Беседа после выступления.
– В чем Гоголь видит путь исправления действительности, спасения?
– Однажды Гоголь сказал “ чтобы привести в порядок… земное гражданство, надо в первую очередь изменить человека, не общественный строй, а человека”.
– Разве всё это не ставит идеи вразрез с идеями реалистов?
-Многие приемы менее всего писателя могут быть названы реалистическими и представляют своеобразный эксперимент, расчленяющий и распластывающий действительность.
4. Гоголь символист.
4.1. Сообщение обучающихся.
Звучит музыка. Р. Шуман “Грезы”.
Обучающийся читает отрывок из повести “Страшная месть”.
“Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы, будто дамасскою дорогою и белою, как снег, кисеёю покрыл он гористый берег Днепра.
Люблю глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зеленые леса! Горы те – не горы: подошвы у них нет, внизу у них, как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под него в воде моется борода, и под бородою, и над волосами высокое небо. Те луга – не луга: то зеленый пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине, и в нижней половине, прогуливается месяц”.
Здесь, сейчас Гоголя называли реалистом. Где же тут реальность? “ Волосы, будто светло-серые туман”, дева светится сквозь воду, как будто бы сквозь стеклянную рубашку “ Днепр серебрится, как волчья шерсть”
Что за образы? Всё перемешано в них : цвета, ароматы, звуки. Где есть смелее, сравнения, где художественная правда невероятней?
Один из основных постулатов символизма – идея двоемирия, материальный мир, окружающий нас, есть лишь видимость, отражение, воплощение мира Высшего, идеального.
Задача писателей– символистов – проникнуть в мир истинный, ирреальный и тем самым приблизиться к высшему разуму.
Средство постижения – символ, т.е. словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений.
Для символистов истина скрыта в глубине космической жизни, и в глубине человеческого духа.
У Гоголя на каждой странице, почти в каждой фразе звучит, что есть какой-то новый мир, вырастающий из души в “ океанах благоуханий” (Майская ночь), в “потоках радости и света”, в “вихре веселья”. Писатель создавал своё мироздание: в глубине души его рождалось новое пространство, какого не знаем мы. Это земля, где “леса – борода деда, где луга – пояс, перерезавший небо, где горы – застывшие вершины, а перед ним – старик бессильный, обнимающий небо”.
Действительность у Гоголя является частью под вуалью из месячных лучей; потому, что действительность у него подобна той даме, наружность которой выносима только под вуалью; но вот скрывает Гоголь вуаль со своей дамы – посмотрите, во что превращается действительность. “ Голова у Ивана Ивановича – на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх”, “ У вашего заседателя вся нижняя часть лица баранья. Перед нами не человечество, а дочеловечество, здесь землю населяют не люди, а редьки”
Гоголь оторвался от того, что мы называем действительностью. Кто-то выдернул из под ног его землю; земля человечества разложилась у него на эфир и повод; существа, населяющие землю, превратились в бестелесные души, несущие себе новые тела; их тела не тела – облачный тираж; или они стали человекообразными редьками.
Далекое прошлое человечества (зверьё) и далекое будущее (ангельство),по словам Брюсова, видел Гоголь настоящим. Предвидец будущего и прошлого, зарисовал настоящее, но вложил в него какую-то нам неведомую душу.
Выводы
- Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты.
- Задача символизма – постигнуть мир истинный, приблизиться к высшему разуму.
- Знаковое наполнение обыденных слов.
- Изысканная образность, музыкальность и легкость слога.
- Эстетизация смерти как бытийного начала, религиозно-мистические мотивы.
4.2. Беседа после выступления.
– Те же вопросы, что были заданы первым группам, могут прозвучать и сейчас?
– Почему?
– Повесть “Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” каждая группа могла взять, чтобы проиллюстрировать свои доводы.
– Давайте попробуем провести небольшой эксперимент. Каждая группа получит отрывок из произведений Н.В. Гоголя и попробует доказать, что этот отрывок был написан:
1. Гоголем – романтиком;
2. Гоголем – реалистом;
3. Гоголем – символистом.
Текст
“Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты, пропасть, какие смушки! сизые с морозом! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните, ради бога, на них, – особенно если он станет с кем-нибудь говорить, – взгляните сбоку: что это за объедение. Описать нельзя: бархат! Серебро! Огонь! Господи боже мой! Николай Чудотворец, угодник божий! Отчего же у меня нет такой бекеши! Он сшил ее тогда еще, когда Агафия Федосеевна не съездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? Та самая, что откусила ухо у заседателя”.
(Пристальное внимание к деталям, которое характеризует образ героя – признак реализма. Пошлая действительность , от которой хочется убежать (“скучно жить на этом свете, господа”) – признак романтизма. Сам Иван Иванович у Гоголя превращается в эту пыльную бекешу (символ), за которой уже не видно человеческого лица – признак символизма).
- Попробуйте отгадать, из какого произведения следующий отрывок.
“Вам, без сомнения, когда-нибудь случалось слышать голос, называющий вас по имени, который простолюдины объясняют тем, что душа стосковалась за человеком, и призывает его, и после которого следует неминуемо смерть. Признаюсь, мне всегда был страшен этот таинственный зов. Я помню, что в детстве часто его слышал: иногда вдруг позади меня кто-то явственно произносил мое имя. День обыкновенно в это время был самый ясный и солнечный; ни один лист в саду на дереве не шевелился, тишина была мертвая, даже кузнечик в это время переставал кричать; ни души в саду; но, признаюсь, если бы ночь самая бешеная и бурная, со всем адом стихий, настигла меня одного среди непроходимого леса, я бы не так испугался ее, как этой ужасной тишины среди безоблачного дня. Я обыкновенно тогда бежал с величайшим страхом и занимавшимся дыханием из сада, и тогда только успокаивался, когда попадался мне навстречу какой-нибудь человек, вид которого изгонял эту страшную сердечную пустыню”.
(Казалось бы, уж совсем реалистическое произведение, в котором нет ничего таинственного, но и здесь нашлось место мистике, бездне страха. Этот страх полуденный, когда земная отчетливость явлений выступает с особенной ясностью, древние называли “паническим ужасом” по имени Пана.)
Говорят, что Гоголь– романтик. Да, на это есть основания ( ведьмы, русалки, гофмановские ужасы). Говорят, реалист. Да. (Сравнивают же эпос Гоголя с Гомером). Символист? Да! ( У него леса – не леса; горы – не горы).
– Так кто же этот многоликий Гоголь?
Создаётся такое ощущение, что реалист видит в Гоголе реалиста, романтик – романтика, символист – символиста.
5. Домашнее задание.
Работа по группам. Создайте стилизацию – миниатюру в реалистическом, романтическом или символическом ключе.
Итоги урока:
Я не знаю, кто Гоголь: реалист, символист, романтик. Нам не ответить на этот вопрос. Я надеюсь, что у каждого из вас сложится своё собственное мнение, найдет своего собственного Гоголя. Кто для вас Гоголь? Я согласна с В.Брюсовым. “Нет в словаре у нас слова, чтобы назвать Гоголя; нет у нас способов измерить все возможности , им исчерпанные, мы ещё не знаем, что такое Гоголь; и хотя не видим мы его подлинного, всё же творчество писателя, хотя и суженное нашей убогой восприимчивостью, ближе нам всех писателей ХIX столетия.