"По ту сторону добра и зла". Роль Воланда и его свиты в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель: рассмотреть ключевые сцены, в которых автор представляет сатирические картины жизни московских обывателей; проанализировать приемы, используемые автором для создания сатирического обличения мещанской Москвы, формировать положительные нравственные ориентации.

Оборудование: текст романа, фильм «Мастер и Маргарита»

Приемы КМ: ЗХУ, Ключевые слова, Зигзаг 2, Сочинение-эссе, Синквейн.

Ход урока

Литературовед Н. П.Утехин пишет: “Воланд М. Булгакова – это сама жизнь, выражение некой субстанции ее...”

Вопрос: Что вы знаете о “Ведомстве Воланда”?

1. Фаза вызова. Для активизации знаний учащиеся индивидуально заполняют первую колонку таблицы “ЗХУ”, после обмена информацией в парах и аналитической беседы, заполняются оставшиеся колонки. Вопросы, возникшие в ходе заполнения таблицы, могут быть предложены учащимся.

Вопросы для беседы:

  • Вспомните известные вам сатирические произведения 30-х годов. Какие проблемы попадали в область сатирического осмеяния?
  • Какой предстает Москва в романе Булгакова? Какие персонажи создают общую картину?
  • Каковы традиционные функции дьявола в литературе? Как формулирует Воланд цель своего посещения Москвы? (Дьявол выполняет две функции: искушение и наказание человека. Свою задачу Воланд формулирует как нравственную ревизию общества ...изменились ли горожане внутренне?)

2. Фаза осмысления.

Вопрос: Е. А. Яблоков пишет: ”Воланда обуславливает, в принципе, его “незлобивость”.Он не наказывает и не прощает, хотя внешне его действия часто напоминают суд и исполнение приговора”. Кто из героев наказан Воландом и за что?

Используя прием “Ключевые слова”, учащиеся работают в группах, составляя характеристику героев. Учащиеся обмениваются информацией и делают вывод.

Группы:

  1. Степа Лиходеев (гл 7)
  2. Варенуха (гл 10, 14)
  3. Николай Иванович (гл 21, 24, 27, эпилог)
  4. Алоизий Магарыч (гл 24, эпилог)
  5. История с костюмом (гл 17. 27)

Вывод: Герои сатирических глав действуют не по доброй воле, согласуясь с корыстными, сиюминутными желаниями, скрытыми под маской благопристойности. Столкновение с фантастической, рационально не познаваемой силой выводит на всеобщее обозрение то, что особенно скрыто от глаз. Воланд, таким образом, не столько искушает людей, сколько обнажает человеческие пороки. Что касается наказания, то оно в самих людях. Наказанием становится ужас, поселившийся в душах разоблаченных персонажей. Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск, фантастика.

Вопрос: Б. В. Соколов считает, что “нечистая сила “ в “Мастере и Маргарите” не без юмора обнажает перед нами людские пороки”.

Согласны ли вы с тем, что задача нечистой силы в “Мастере и Маргарите” в обнажении людских пороков? Возможно она выполняет еще какие-то функции?

Анализ эпизода «Сцена в Варьете». гл 12 (Приложение 1)

Работа в группах. Использование приема “Зигзаг 2” Учащиеся работают в экспертных группах, обсуждают вопрос и готовят презентацию ответа для рабочей группы.

Вопросы для групп:

  1. Чем продиктованы все чудеса, совершаемые свитой Воланда?
  2. Что происходит с людьми, чьи тайные желания становятся явными и получают удовлетворение?
  3. Каков символический смысл последствий сеанса черной магии?
  4. В чем сходство коллективных портретов толпы в двух сценах: объявление приговора Иешуа и сеанс черной магии?
  5. Какой вывод делает Воланд о людях?

Вывод: Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие.лживость, ханжество .. В эпизоде, венчающем сеанс черной магии, мотив обнажения получает буквальное воплощение, метафора реализуется. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же его словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

3. Фаза рефлексии:

  1. Написать сочинение — эссе на тему «В чем видит Булгаков причины несовершенства мира?»
  2. Написать синквейн со словами: милосердие, Воланд, горожане.