Цель: рассмотреть ключевые сцены, в которых автор представляет сатирические картины жизни московских обывателей; проанализировать приемы, используемые автором для создания сатирического обличения мещанской Москвы, формировать положительные нравственные ориентации.
Оборудование: текст романа, фильм «Мастер и Маргарита»
Приемы КМ: ЗХУ, Ключевые слова, Зигзаг 2, Сочинение-эссе, Синквейн.
Ход урока
Литературовед Н. П.Утехин пишет: “Воланд М. Булгакова – это сама жизнь, выражение некой субстанции ее...”
Вопрос: Что вы знаете о “Ведомстве Воланда”?
1. Фаза вызова. Для активизации знаний учащиеся индивидуально заполняют первую колонку таблицы “ЗХУ”, после обмена информацией в парах и аналитической беседы, заполняются оставшиеся колонки. Вопросы, возникшие в ходе заполнения таблицы, могут быть предложены учащимся.Вопросы для беседы:
- Вспомните известные вам сатирические произведения 30-х годов. Какие проблемы попадали в область сатирического осмеяния?
- Какой предстает Москва в романе Булгакова? Какие персонажи создают общую картину?
- Каковы традиционные функции дьявола в литературе? Как формулирует Воланд цель своего посещения Москвы? (Дьявол выполняет две функции: искушение и наказание человека. Свою задачу Воланд формулирует как нравственную ревизию общества ...изменились ли горожане внутренне?)
2. Фаза осмысления.
Вопрос: Е. А. Яблоков пишет: ”Воланда обуславливает, в принципе, его “незлобивость”.Он не наказывает и не прощает, хотя внешне его действия часто напоминают суд и исполнение приговора”. Кто из героев наказан Воландом и за что?
Используя прием “Ключевые слова”, учащиеся работают в группах, составляя характеристику героев. Учащиеся обмениваются информацией и делают вывод.
Группы:
- Степа Лиходеев (гл 7)
- Варенуха (гл 10, 14)
- Николай Иванович (гл 21, 24, 27, эпилог)
- Алоизий Магарыч (гл 24, эпилог)
- История с костюмом (гл 17. 27)
Вывод: Герои сатирических глав действуют не по доброй воле, согласуясь с корыстными, сиюминутными желаниями, скрытыми под маской благопристойности. Столкновение с фантастической, рационально не познаваемой силой выводит на всеобщее обозрение то, что особенно скрыто от глаз. Воланд, таким образом, не столько искушает людей, сколько обнажает человеческие пороки. Что касается наказания, то оно в самих людях. Наказанием становится ужас, поселившийся в душах разоблаченных персонажей. Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск, фантастика.
Вопрос: Б. В. Соколов считает, что “нечистая сила “ в “Мастере и Маргарите” не без юмора обнажает перед нами людские пороки”.
Согласны ли вы с тем, что задача нечистой силы в “Мастере и Маргарите” в обнажении людских пороков? Возможно она выполняет еще какие-то функции?
Анализ эпизода «Сцена в Варьете». гл 12 (Приложение 1)
Работа в группах. Использование приема “Зигзаг 2” Учащиеся работают в экспертных группах, обсуждают вопрос и готовят презентацию ответа для рабочей группы.
Вопросы для групп:
- Чем продиктованы все чудеса, совершаемые свитой Воланда?
- Что происходит с людьми, чьи тайные желания становятся явными и получают удовлетворение?
- Каков символический смысл последствий сеанса черной магии?
- В чем сходство коллективных портретов толпы в двух сценах: объявление приговора Иешуа и сеанс черной магии?
- Какой вывод делает Воланд о людях?
Вывод: Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие.лживость, ханжество .. В эпизоде, венчающем сеанс черной магии, мотив обнажения получает буквальное воплощение, метафора реализуется. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же его словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.
3. Фаза рефлексии:
- Написать сочинение — эссе на тему «В чем видит Булгаков причины несовершенства мира?»
- Написать синквейн со словами: милосердие, Воланд, горожане.