Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Яркий ковер фольклора"

Разделы: Литература


Тема: Яркий ковер фольклора (загадки, пословицы, поговорки, сказки)

Цели:

  • систематизировать знания по теме  «Устное народное творчество»;
  • расширить представления о разных жанрах фольклора (загадках, пословицах, поговорках);
  • закреплять умение использовать пословицы и поговорки в речи;
  • развивать интерес к устному народному творчеству, к литературе;
  • прививать любовь к слову.

Ход занятия

1. Организационный момент (звучит русская народная плясовая песня).

Учитель: В старые времена создавался наш фольклор.
Он до сих пор красив, как сказочный ковер,
Он в нашей речи всё живой и яркий.
От предков дан нам дорогим подарком.

2. Ход занятия.

Учитель: Сегодня мы побываем в русском  царстве , фольклорном  государстве. Ждут нас там интересные встречи ,испытания   и хитрые задания. А чтобы не заблудиться в этом царстве, мы возьмем с вами в проводники Петрушку.

(Входит Петрушка (это может быть ученик или кукла из кукольного театра))

Учитель: Петрушка, как мы рады тебя видеть! Готов ли ты показать нам Фольклорное государство?

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я тоже рад вас видеть! Конечно, я готов показать вам наше прекрасное царство, но готовы ли вы? Знаете ли вы, что такое «фольклор»? Иначе не будет нам доброй дороги. (Ученики отвечают Петрушке)

Петрушка: Отлично, молодцы! А теперь давайте вспомним «города» нашего царства-государства. Для этого разгадаем кроссворд. (Приложение 1.)

Учитель: Я зачитаю вам отрывки из произведений УНТ, а вы, ребята, должны определить : к какому жанру УНТ они относятся.

Задания для кроссворда.

По горизонтали:

  1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…» (сказка)
  2. «На дворе трава, на траве дрова» (скороговорка)
  3. «Как снег на голову» (поговорка)
  4. «Ох, милка моя,
    Семечко рассадно…
    До сих пор неграмотна,
    Разве не досадно?»  (частушка)
  5. «Федя-бредя  съел медведя,
    Упал в яму, кричал маму!»  (дразнилка)
  6.  – Ладушки-ладушки! Где были?
    –  У бабушки.
    – Что ели?
    – Кашку!
    – Что пили?
    – Бражку. (потешка)
  7. «На чужой сторонушке рад своей воронушке» (пословица)

Петрушка: Посмотрите, что же у нас вышло по вертикали? (загадка)

Петрушка: А что такое загадка? (ученики отвечают)

Петрушка: Молодцы! А знаете ли вы как появились загадки?

Ученик: Произошло это  давно, и вначале загадки создавались совсем не для забавы. С помощью загадок в иносказательной, тайной  форме древние славяне передавали информацию. Загадка использовалась и в военных и дипломатических делах, а также в хозяйственных повседневных делах. Необходимость говорить загадками объяснялась многочисленными запретами и верованиями древнего человека.

Например, у славян был обычай: жена сына – сноха – переселившись в дом  мужа, должна была первое время хранить молчание, дабы умершие предки не поняли, что в их дом пришёл «чужой» человек. Выручала речь загадками.

Например, говорили: «Ерзунь-от ерзат! Возьми шелопень да и лопень!» Это означало: «Горшок кипит! Возьми ухват и выставь его!»

Были и слова – иносказания:  худая (змея), запеченка (кошка), долгохвостый (конь), низкоглядая (свинья), голоногий (петух), рыкуша (корова). Сейчас мы эти слова можем встретить в загадках.

Петрушка: Давайте порадуем жителей города Загадка и сыграем в загадочное лото. (Ученикам раздаются карточки с загадками, а у ведущего ученика – карточки с отгадками. Ведущий называет отгадку, а участники игры должны найти загадку к ней.)

  1. Сто братьев в одной избушке живут. (сноп)
  2. Мету, мету – не вымету, несу, несу – не вынесу,
    Пора придёт – сама уйдёт. (тень)
  3. Ни в жару ни в стужу не снимает шубу. (баран)
  4. Под берегом Тарас кричать горазд. (лягушка)
  5. Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун, а сам ворчун. (собака)
  6. С земли ребенок поднимет, через забор и силач не перекинет. (пушинка)
  7. Стоит Арина рот разиня. (труба)
  8. Четыре ноги, спина без головы. (стул)

Учитель: Ребята, вы наверное тоже знаете немало загадок? Давайте загадаем их друг другу.

Конкурс «Лучший разгадчик» (Ученики загадывают по очереди друг другу подготовленные загадки. По итогам лучшему знатоку загадок Петрушка вручает медаль «Лучший знаток загадок»)

Учитель:  Наш путь продолжается. Петрушка, какой город у нас на пути?

Петрушка: Это город Пословиц и Поговорок. Ребята, расскажите о жителях этого города – пословицах и поговорках. (Ученики рассказывают о пословицах и поговорках.)

Петрушка: А почему пословицы короткие и складные? (Пословица – обобщение народного опыта, вывод, проверенный многими поколениями, поэтому она краткая. Чтобы легко запомнить и долго ее не забывать, она зарифмована, как маленькое стихотворение, т.е. складная)

Учитель: Про сами пословицы народ тоже создал пословицы. Давайте с ними познакомимся (чтение и обсуждение некоторых пословиц):

  1. От пословицы нет взносу.
  2. На пословицу, что на дурака, и суда нет.
  3. От пословицы не уйдёшь.
  4. Пословица ведётся, как изба веником метётся.
  5. И на твою честь пословица есть.
  6. И на нашу спесь пословица есть.
  7. Пень не околица, глупая речь не пословица.
  8. Не всякая пословица при всяком молвится.
  9. Иная пословица не для Ивана Петровича.

Учитель: В.И.Даль, собиратель пословиц русского народа, писал: «Кто ее сочинил  не ведомо никому; но все и ей покоряются. Это сочинение  и достояние общее, как и самая радость и горе, как выстраданная целым поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором. Сочинения же тогда только становятся пословицею, когда пошла в ход, принята и усвоена всеми.»

Петрушка: А теперь давайте сыграем в игру «Когда так говорят?»

Сопоставьте, в каких случаях можно применить эти пословицы.

пословицы

объяснение

1. В камень стрелять только силы терять.

1. Опытный человек делу не помешает.

2. Старый конь борозды не испортит.

2. Лучше иметь малое, чем мечтать о большом.

3. Семеро одного не ждут.

3. С любимым человеком хорошо в любом месте.

4. Цыплят по осени считают.

4. Предже чем принять решение, хорошо подумай.

5. Не зная броду, не суйся в воду.

5. Результат работы виден не сразу, а только по прошествии некоторого времени

6. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

6. Если бы знать о том, что произойдёт, можно подстраховаться и избежать неудачи.

7. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Бессмысленно заниматься каким-то делом.

8. С милым и в шалаше рай.

8. Невежливо заставлять коллектив ждать одного человека.

9. Если бы знать, где упасть, я бы соломки подстелил.

9. Не следует начинать дело, если ты об этом ничего не знаешь. Не будь слишком самоуверенным.

10. Дуракам закон не писан.

10. Глупый человек не подчиняется общепринятым правилам.

 Ответы: 1-7, 2-1, 3-8, 4-5, 5-9, 6-4, 7-2, 8-3, 9-6, 10-10.

Петрушка: Молодцы, ребята! Хорошо знаете пословицы, а вот проверим, хорошо ли вы знаете поговорки.

Учитель: Я буду называть фразу, а вы подумайте и назовите поговорку, которую можно использовать в этой ситуации.

фраза

возможная поговорка

1. Гости приехали так неожиданно.

Как снег на голову свалиться

2. Ты что немой?

Язык проглотил

3. Обед сегодня очень вкусный.

Пальчики оближешь

4. Никогда не буду выполнять твоё поручение.

После дождичка в четверг, когда рак на горе свистнет

5. Он всегда знает, что сказать.

За словом в карман не лезет

6. Мы со Светой дальние родственники.

Седьмая вода на киселе

7. Ваня пишет так некрасиво.

Как курица лапой

8. Степа постоянно мешает мне выполнить поручение

Вставляет палки в колеса

9. Мы поговорим наедине.

С глазу на глаз

10. Оля весь день ничего не делает.

Палец о палец не ударит

Петрушка: Спасибо всем за такое хорошее знание  родного фольклора. Я приготовил вам награду за это. Отгадайте какую? Это байка, устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Что это? (сказка)

Петрушка: Теперь отгадайте, какая это будет сказка. В этой сказке главная героиня принимает два облика, а главный герой, чтобы ее спасти, должен выполнить очень сложные задания и найти самый важный предмет, спрятанный в нескольких других.

Как и во многих сказках, история закончится свадьбой и пиром. Что это за сказка? («Царевна-лягушка»)

Петрушка: Верно. Сейчас мы с вами посмотрим инсценировку сказки «Царевна-лягушка» (инсценировку подготовили учащиеся 5 класса)

3. Подведение итогов.

Учитель: Наше занятие подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали?

Интересно ли узнавать новое о фольклоре?

Нужны ли пословицы, поговорки, загадки в нашей современной жизни? Почему?

Петрушка: Мне тоже пора. Хочу поблагодарить вас за интересную встречу и пожелать вам и дальше открывать для себя этот чудесный мир русского фольклора и его поэтическую красоту.

4. Награждение лучших знатоков пословиц и поговорок.

 

Список литературы:

  1. В.И. Даль. Напутное. Из предисловия к сборнику «Пословицы русского народа». Приложение к журналу «Литература в школе» №10-2004
  2. Устное народное творчество .Энциклопедия для детей. Аванта +. Русская литература ч.1 «Издательство Аст» Москва 2006 г.