Урок литературы в 11-м классе "Пишите прозу, господа!" (русская новелла начала XX века)

Разделы: Литература


Цель: Закрепить знакомство с творчеством поэтов Серебряного Века еще через один жанр, очень любимый большинством из них, через новеллу. Особое внимание обратить на тех авторов, чье поэтическое творчество осталось менее понятным: темы, мотивы, своеобразие художественного языка.

Оборудование урока:
1. Список рекомендуемой литературы «Книги, которые  открываешь – предвкушая, а закрываешь - обогатившись»
А. Ольконт
Д. Мережковский «Святой Сатир», «Любовь сильнее смерти»
Ф. Сологуб «Отравленный сад», «Очарование печали» И.Бунин «Заря всю ночь»
3. Гиппиус «Вымысел»
B.  Брюсов «В подземной тюрьме»
Н. Гумилев «Радости земной любви»
C.  Городецкий «Люблю тебя одну», «Дети»
Б. Пильняк «Моря и годы»

  1. Портреты поэтов Серебряного Века
  2. Репродукции картин И. Врубеля «Надгробный плач», «Катанья», «Демон», «Демон поверженный» «Царевна- Лебедь» «Сирень», «Испанская танцовщица», «Венеция».
  3. Музыкальные произведения Рахманинова и Скрябина.
  4. Эпиграф: «Есть одно общее устремление куда-то ввысь, вдаль, вглубь, но только      прочь от постылой плоскости серого прозябания». С. Венгеров историк литературы.
  5. Словарно-лексическая работа: новелла, символ, пуант

I. Эмоциональное введение в урок (учитель)
«Ты действительно из племени Зогар, что на озере Чад?» - спросила старуха, когда ее спутник вступил в полосу лунного света.
Не отвечая, он откинул ткань, скрывающую его лицо и грудь, и перед старухой открылись могучие мускулы под темной бронзовой кожей родившегося в Африке Араба. Открылся и священный знак на лбу, даваемый только особенно важным посланцам. Он успокоил подозрительность старческих дум...» (Н. Гумилев «Принцесса Зара»)
Вопросы для вводной беседы:

  • Можете ли вы по этим строкам назвать автора?
  • Докажите свою версию (чтение стихов Н. Гумилева)
  • Как вы думаете, почему длительный разговор о поэзии Серебряного Века мы завершаем прозой?

II. Сообщается цель урока

III. Учитель - об особенностях русской новеллы начала XX века.
Призыв В. Брюсова, который мы сделали темой сегодняшнего урока, не случаен. Серебряный Век поднял русскую поэзию на такой высокий пьедестал, что прозе, той самой прозе, которая уже с 40-х годов XIX безраздельно господствовала в литературе и дала миру совершенные образцы, - пришлось заметно потесниться.
В 1907 году К. Бальмонт пишет:
«То, что в литературе живого, почти целиком ограничивается поэтами. В прозе хочется дуновения, от которого бы радостно вздохнул и сказал: «Весна!»
В январе того же года Н. Гумилев, уже автор серьезных стихов, делится с Брюсовым:
«Не забывайте, что мне уже 20 лет! А у меня отсутствует чисто техническое умение писать прозаические вещи. Идей и сюжетов много... С горячей любовь обдумываю какой-нибудь из них, все идет стройно и красиво, но когда я подхожу к столу, чтобы записать все те судные вещи, которые только что были в моей голове, на бумаге получаются бессвязные отрывочные фразы, поражающие своей какофонией.
И опять я спешу в библиотеку, стараясь выведать у мастеров стиля, как можно победить роковую инертность пера».
Благодаря упорству и мастерству поэтов, на рубеже XIX — XX веков чистый лирик, как например, И Северянин, А. Ахматова, скорее исключение, чем правило. Более характерно — совмещение в одном лице поэта и прозаика.
Яркие поэты (демонстрация уже знакомых портретов): И. Бунин, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, Н. Гумилев, Мих. Кузьмин, С. Городецкий - в то же время - незаурядные прозаики, в чем вы сегодня убедитесь.
В прозе на первый план в то время выходила новелла. Для русских писателей этот жанр во многом новый. И почему главенствует именно этот жанр, во многом новый. И почему главенствует именно этот жанр, вы наверняка скажете сами после небольшого сообщения. IV. Материал для сообщения об истории новеллы (группа консультантов).

1.  Словарно-терминологическая
Новелла - новость, известие (итал.)
Символ - знак, призванный отражать действительность как идеальную
сущность в условных формах.
Пуант — неожиданный финал (итал.)

2.  Из истории новеллы.
Этот жанр возник в Италии в эпоху Возрождения. Первоначально новеллой назывался устный рассказ, анекдот о необычном, но имевшем место событии (по-итальянски новелла - новость, известие).
Её отличительные признаки. Сосредоточенность на исключительных, ярких событиях. Превращение обыденного в необычное, и как правило - неожиданный финал, так называемый пуант, который призван пролить свет на все предшествующее действие. Вот характерный портрет новеллы.

3.  Отрывок из новеллы «Радости земной любви» Н. Гумилева.
Задумчивый, чувствуя себя первым в доме Печалей, шел он однажды по площади, размышляя о том, чтобы уехать навсегда в далекие страны или просто ударом стилета оборвать печальную нить своей жизни. Был полдень, жаркий, душный. Тихие улицы старой Флоренции, казалось, дремали в ожидании вечера, когда по ним грациозной вереницей пройдут прекрасные и нежные дамы, а влюбленные юноши, стоя в отдалении, будут опускать пылающие взоры!
Кавальканти шел, весь отданный своим черным думам и, только случайно подняв глаза, заметил Лоренцо, старого нищего, хитрость которого была хорошо известна среди молодежи. Он стерег влюбленных во время их встреч и условно постукивал костылем, когда приближались нескромные ревнивцы. Нежные дамы только ему доверяли относить письма, назначая тайные свидания. И сейчас старый Лоренцо с лукавой усмешкой запрятывал что-то в бездонные складки своего шерстяного плаща, а рядом с ним, тщетно стараясь скрыть смущение, стояла стройная Примавера, в платье, сверкающем ослепительной белизной.
Столь же острая, сколь и внезапная мука ревнивого подозрения огненным облаком окутала взоры Кавальканти, и, когда он снова получил возможность владеть своими чувствами, Лоренцо уже скрылся за соседним углом, а Примавера торопливыми шагами направлялась домой. Его присутствие осталось незамеченным обоими. С горьким отчаянием в сердце, чувствуя на лице смертельную бледность, Кавальканти быстро догнал Примаверу и голосом, дрожащим от страха быть прерванным, начал рассказывать, как давно он любит ее, как велики его страдания и просил, как последней милости, сказать, какому счастливцу старый Лоренцо понес письмо; он выражал надежду, что ее сердце действительно отдано достойному, и клялся умереть сегодня же, никогда не открыв доверенной ему тайны.
Примавера шла, не поднимая головы, и смущенно перебирая тонкими пальцами ароматные четки, но по мере того, как Кавальканти говорил, ее губы вздрогнули, щеки покрылись румянцем и, не дослушав, она принялась отвечать горячо и быстро.
Она удивлялась даже мысли, что ею может быть послано письмо. Никогда благородная дама не решилась бы на такой поступок. Так может думать и говорить разве только о бродячих певицах из Неаполя или о женщинах предместья, с которыми Кавальканте, конечно, очень хорошо знаком. Она не понимала, как осмелился он подойти к ней на улице и даже говорить о своей любви! Разве он не знает, как тяжело и непристойно для благородной дамы выслушивать такие вещи? И, не закончив свою речь, с лицом, розовым от обиды и напоминающим индийский розовый жемчуг, она скрываясь за массивной дверью своего дома.
Полный стыда за свои подозрения и неосновательную ревность, Кавальканти медленно пошел обратно, утешая себя мыслью, что эта нежная дама равно недоступна для всех, и обещая себе в будущем не тревожить ее стыдливости ни вздохами, ни взглядами, чтобы хоть когда-нибудь заслужить ее прощение. Из этих размышлений его вывел старый Лоренцо, давно бродивший вокруг его дома, как большая летучая мышь.
- От прекрасной Примаверы, - сказал он, осторожно протягивая письмо, -она дала мне за это целый дукат.

4. В России новелла появилась в XVII веке в сборниках переводной, а затем и оригинальной литературы. Расцвет русской новеллы пришелся на начало XIX века: переводные новеллы В. Жуковского, Панаева, Одоевского наконец, знаменитые пушкинские «Повести Белкина».
Но в дальнейшем жанры рассказа, повести, ориентированные на будничность, на жизнь реальную так существенно потеснили новеллу, что, когда к 90-м годам в русской прозе вновь пробудился, по выражению Брюсова «интерес к рассказам положений в противовес рассказам характеров», писатели опирались на опыт своих зарубежных коллег.

V. Беседа по теме урока.
1. Когда нам уже довелось в 11 классе читать новеллы?
2. Чем объяснить тягу литературы начала прошлого века именно к жанру новеллы (причем, у представителей самых разных литературных течений и групп)?
Ответ - эпиграф урока! (записывается)
Да, пожалуй, одна из причин необыкновенной популярности новеллы в то время - это тяга к необычному, экстраординарному, но не ради оригинальничинья - новелла отвечала нестроениям эпохи.
Неудивительно поэтому, что вообще искусство начала XX века приобретает широкий пространственно-временной диапазон. Вы сейчас убедитесь, что новелла нас переносит во времена мифов и легенд, в ушедшие века, в дальние страны: в Италию Средневековья или Возрождения, во Францию эпохи революции.
«История всего человечества дала нам неисчерпаемое богатство разнообразнейших форм и красок. Художник волен пользоваться всеми. Только его самодержавная воля - избрать пурпур Цезаря, тунику мудреца, шелк маркизов... чтобы облечь в них свои замыслы. Это не уход от проблем реальной жизни... В почти единогласном стремлении к уходу в прошлое видится мне жадное искание ответов на вопросы времени».
Ауслендер, поэт и писатель Серебряного Века.
Так, за декорациями других эпох скрывался трагизм мироощущения человека начала XX столетия. И не случайно был так признателен Н. Гумилев Ин. Анненскому, единственному тогда, кто в «Озере Чад» -стихотворной параллели новеллы «Принцесса Зара» - увидел трагедию, завуалированную тропической экзотикой.

VI.  Беседа по содержанию русской новеллы начала XX века.
1. О чем могут быть новеллы того времени?
2. Чтение отрывков из новелл и стихов поэтов Серебряного Века, сопоставление тематики (консультанты) Новеллы: А. Амфитеатров «Мертвые боги», Г. Чулков «Отмщение», Ф. Сологуб «Отравленный сад» и др.
Стихи: Н. Гумилев «Жираф», 3. Гиппиус «Все кругом», «Вся», В, Брюсов «Фонарики», «Юноша бледный», Ин. Анненский «Среди миров» и др.
3. Вывод: Итак, тайны мирозданья, великая сила искусства, любовь - все философские вопросы стали предметом литературы того времени.
И не только литературы...

VII.   Знакомство с другими видами искусства начала XX века
Под музыку С. Рахманинова из «Серебряной коллекции» знакомимся с выставкой репродукций И. Врубеля:
«Царевна-Лебедь» «Испания»
«Венеция»
«Пророк»
«Демон» и др.
Обобщение: Каким содержанием наполнено понятие «Серебряный Век»? (Это Возрождение русской культуры и духовности; творческая свобода и рождение ярких индивидуальностей и талантов).

VIII.   Анализ новеллы С. Городецкого «Дети» как яркого образа художественной прозы Серебряного Века.

  1. «Страшновато за Русь, за наш народ, за его будущее. Ясно одно - мы
    вступаем в новый акт трагедии Всемирной...» М. Горький, 1914 год.
  2. О чем говорит Горький?
  3. Что вообще говорили о войне в это время поэты? Вспоминаем стихи
  4. Чтение новеллы «Дети» (учитель)
  5. Беседа по содержанию:
    • О чем это произведение?
    • Почему она называется «Дети»?
    • Почему именно на этой теме я акцентирую внимание и формулирую домашнее задание: написать отзыв о прочитанной новелле!

6.   Вывод: Да, в русскую литературу, все еще бурлящую в спорах о символизме и футуризме, реализме и неореализме, входит страшная по своей беспощадности тема войны!
Серебряный Век русской литературы в целом заканчивается...
У Времени свои законы. Наступление нового века всегда вызывает у человечества, да и пожалуй у всех сил природы, повышенный интерес ко всем предшествующим рубежам.
Не случаен и наш интерес к тому, что было 100 лет назад. И это не простое любопытство: ведь что-то осталось памятником ушедшей эпохе, а что-то живо, узнаваемо, и помогает нам разбираться в современном мире.

Литература

  1. Е.Д. Дмитриева, Русская новелла начала XX века, «Советская Россия», М., 1990г.
  2. Ы.С. Гумилев «Радости земной любви» (Три новеллы).
  3. Ф.К. Сологуб «Отравленный сад», «Очарование печали»
  4. А.В. Амфитеатров «Мертвые боги»
  5. З.Н. Гиппиус «Вымысел» (Вечерний рассказ)
  6. С.М. Городецкий «Дети»
  7. Стихи поэтов Серебряного Века.

Приложение