Разработка урока по литературе (11-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель:

  • раскрыть образ Матрены, как праведницы русской деревни;
  • показать мастерство портретной характеристики, через язык и стиль писателя;
  • воспитывать у учащихся нравственные ценности: доброту, отзывчивость, любовь к ближнему

Ход урока

Слово учителя: В. Астафьев назвал “Матренин двор” “вершиной русской новеллистики”. Сам Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращается нечасто, “для художественного удовольствия”: “В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме оттачивать грани с большим наслаждением для себя”. В рассказе “Матренин двор” все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя.

– Нарисуйте словесный портрет Матрены.

(Писатель не дает подробного, конкретного портретного описании героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором – “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрены. Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены. Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью – это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни.)

– Какие еще художественные детали важны для понимания главной героини?

(Любимые Матренины фикусы, которые спасала она во время пожара. Разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки)

Вывод: В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная, вопиющая.

– Какой предстает Матрена в системе других образов рассказа, каково отношение к ней окружающих?

Вывод. Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное, – внутри малого – своей деревни, родных, друзей. Значит неладно то общество, система которого подавляет лучших.

– Что можно сказать о жизненных устоях деревни, об отношениях между ее жителями?

– Значительное место в рассказе писатель отводит сцене похорон Матрены. Есть ли в гибели Матрены некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств, достоверное воспроизведение авторов реального факта?

(Смерть Матрены неизбежна и закономерна. Смерть героини – это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена)

“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село,
Ни город.
Ни вся земля наша”

– Финал горек. Но означает ли это, что автор не оставляет никакой надежды? Какова вообще позиция автора, если брать шире, в контексте всего его творчества?

(Автор по-разному выражает свое отношение к Матрене и происходящим событиям: здесь и скрытая авторская характеристика, проявляющиеся в подборе художественных деталей, в тональности и “красках” повествования, в системе образов; в то же время писатель нередко прибегает к прямым оценкам и комментариям)

– Некоторые читатели утверждают, что в этом произведении существует близость великой идеи смирения , идущей опять же от Достоевского и Толстого. Так ли это?

Вывод. Солженицын продолжает одну из центральных гуманистических линий русской классической литературы – идею нравственного идеала, внутренней свободы и независимости даже при внешнем притеснении, идею нравственного совершенствования каждого.

– Готовясь к сегодняшнему уроку вы должны были познакомиться со статьей Солженицына “Жить не по лжи!”. Как вы поняли какова основная мысль этой статьи?

“Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдали все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара ”. “Так круг – замкнулся? И выхода – действительно нет?” Автор верит в обратное, будучи убежден, что “самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!”

Вывод. Да, солженицынская правда жесткая, порой безжалостная. Но, как верно замечает по этому поводу С. Залыгин, “в нашем отечественном контексте наше теперь уже ходячее выражение “смотреть в глаза правде” – это действительно то же самое, что “смотреть в глаза страданию”. Такова наша история”.

Домашнее задание: Сравните образ Лукерьи в произведении И.С. Тургенева “Живые мощи” и образ Матрены в произведении А.И.Солженицына “Матренин двор”.

Список литературы:

  1. Солженицын А. Жить не по лжи! // М. – 1989.
  2. Залыгин С. Год Солженицына // М. – 1990.
  3. Гордиенко Т. Особенности языка и стиля А.И. Солженицына “Матренин двор” // Русская словесностью – 1997, № 3.