Литература
-
Урок – творческая мастерская в 6-м классе "Ведет нас по жизни Надежда" (по рассказу Б.П. Екимова "Возвращение") 2011
Урок – творческая мастерская знакомит учащихся с рассказом Бориса Екимова "Возвращение". Цель урока – духовно-нравственное воспитание обучающихся. Создаются условия для осмысления ими такой нравственной ценности, как "надежда". Школьникам предоставляется возможность конструирования собственного знания по её пониманию. Создаются условия для самоактуализации, самореализации и самооценки обучающихся, формирования активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки.
-
Литературная игра, посвященная жизни и творчеству А.С. Грибоедова 2011
Литературная игра, посвященная жизни и творчеству А.С. Грибоедова, знакомит учащихся с незаурядным человеком, талантливым писателем и выдающимся дипломатом.
-
Урок-спектакль по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" по теме "Пьеса как художественное произведение и ее сценическое воплощение" 2011
Своеобразие урока – во включённых в него элементах театрального представления: вход в кабинет по билетам, театральные программки с планом урока, антракт, фрагменты инсценировки на уроке. Такая форма позволяет закрепить понятие о художественных средствах драмы как самостоятельного рода литературы; выяснить отличия между пьесой и спектаклем; сформировать представление учеников о технологии драматического творчества. Важной составляющей частью урока является выяснение взглядов Гоголя на назначение театрального искусства.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Рыцарь Вася" 2011
Урок знакомит учащихся с рассказом, призван помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени, дает понятия «герой» и «антигерой», вводит элементы сопоставительного анализа, на конкретном примере служит воспитанию духовно богатой личности – «рыцаря» нашего времени.
-
Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов 2011
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения.
-
Духовная литература. 5-й класс 2011
Урок обобщающий, завершающий изучение раздела "Духовная литература" в 5-м классе. Реализация его целей позволит довести до сознания детей, что сюжеты, темы, образы духовной литературы – неисчерпаемый кладезь мудрости, источник вдохновения.
-
Тема Великой Отечественной войны в творчестве сахалинских поэтов 2011
Сегодня, спустя много лет после окончания войны, тема Великой Отечественной войны продолжает волновать поэтов и писателей, она звучит как предостережение и как призыв к бдительности, она поднимает в людях ответственность за их дела и поступки, она зовет их к тому, чтобы всеми возможными средствами воспрепятствовать новой разрушительной войне.
-
Проект как метод обучения на уроках русского языка и литературы 2011
В статье представлен опыт использования метода проектов в преподавании русского языка и литературы. Дается ответ на вопрос, как найти место в предмете и на уроке для использования проектных технологий. Определен алгоритм проектировочной деятельности для учащихся. Автор проводит классификацию проектов в обучении, представляет подробную структуру проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.
-
Учебный проект и его возможности на уроках литературы 2011
Проект "Летнее чтение, или Наша золотая полка" направлен на повышение интереса учащихся к чтению. Возраст участников 10–12 лет. Практическая цель проекта – чтение книг летом. В статье дается пошаговое описание деятельности учащихся по реализации проекта: от выдвижения и выбора идей достижения целей до продукта проекта – оформления "золотой" полки книг в классе и подведения итогов летнего чтения в сентябре.
-
Уроки доброты, любви, нравственности (урок внеклассного чтения по притчам о добре и зле, "Рождественской сказке" Е.А. Потехиной). 5-й класс 2011
Урок внеклассного чтения в 5-м классе призван познакомить учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширить представления учащихся о нравственных понятиях «добра» и «зла», развивать умение интерпретировать литературное произведение, воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты.
-
Использование метода проектов на уроке литературы. 5-й класс 2011
В работе предлагаются материалы по моделированию урока средствами проектного обучения на общедидактическом уровне и на уровне методики закрепления темы "Сказки". Это первый раздел, изучаемый в 5-м классе на уроках литературы. После изучения народных и литературных сказок закрепляются следующие понятия: модель сказки, зачин, концовка, признаки волшебной сказки.
-
Интегрированный урок по повести Л.Андреева "Иуда Искариот" 2011
Урок, построенный на технологии критического мышления, предусматривает глубокий анализ таких человеческих категорий как добро и зло, совесть и вера, человечность и покаяние. Формирует у учащихся внимательное отношение к деталям художественного произведения. Воспитывает уважение к чувствам, мыслям и переживаниям других людей.
-
Национально-региональный компонент в системе обучения русскому языку и литературе. Внеклассное занятие с использованием ИКТ "Один день в музее" 2011
Предлагаемое внеклассное занятие окажется полезным в плане знакомства с известными людьми Мордовии; приобщит школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства и поэтического слова; разовьет навыки самостоятельного анализа произведения искусства; совершенствует навыки монологической речи; пробудит интерес к культуре родного края и в конечном счете воспитывает чувство патриотизма, любви к своей республике.
-
Классицизм. Законы классицизма. Жан Батист Мольер. Вечно живые образы. 9-й класс 2011
Структура спаренных уроков позволяет, опираясь на уже известные учащимся сведения о классицизме, расширить и углубить их на примере анализа содержания картины Давида "Клятва Горациев" и комедии Мольера "Тартюф"; отрабатывать навыки работы с драматическим произведением, умение выразительно читать текст и интерпретировать его.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Андрею Дементьеву посвящается" 2011
Мероприятие знакомит учащихся с творчеством Андрея Дмитриевича Дементьева и дает возможность проявить свои творческие способности.
-
Урок внеклассного чтения "Как важно вовремя успеть?!". 7-й класс 2011
Цель работы: использование образовательной технологии "Кейс-стади" в процессе анализа текста рассказа Б.Екимова "Ночь исцеления".
-
Образ Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2011
Роман "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова – один из интереснейших и загадочных в русской литературе. Демонологические образы в литературе упоминаются часто. Романный Воланд – это дьявол, сатана, князь тьмы, воплощение зла. Раскрыть образ Воланда помогут определенные символы и мотивы.
-
Уильям Шекспир. Писатель и его время. 8-й класс 2011
Урок знакомит с эпохой Возрождения, с биографией У.Шекспира. На уроке затрагивается «шекспировский вопрос».
-
"Любви все возрасты покорны…" (Любовная лирика Пушкина) 2011
На уроке изучается любовная лирика А.С. Пушкина в эволюции, раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся.
-
Особенности поэтики В.В. Маяковского. Обучение анализу лирического стихотворения на примере стихотворения В.В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно". 11-й класс 2011
В структуре данного урока особое внимание уделяется формированию у учащихся знаний об особенностях ранней лирики В.В. Маяковского на примере анализа стихотворения «Скрипка и немножко нервно». В ходе урока учащиеся составляют психологический портрет лирического героя стихотворения и знакомятся с проблематикой, характерной для произведений раннего периода творчества поэта.
-
Поэтическая версия революции в поэме "Двенадцать" как пророчество и предупреждение 2011
С момента своего появления поэма А. Блока «Двенадцать» вызывала литературные и идеологические споры. Этот урок – попытка осмыслить самое загадочное произведение поэта.
-
"Вечной памятью живы" 2011
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Разработка может быть использована при проведении "Уроков мужества", интегрированных уроков, торжественных мероприятий. В мероприятии могут принимать участие ребята как среднего, так и старшего возраста.
-
Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо" 2011
Данный материал (2 часа) посвящён изучению поэм Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" и "Кому на Руси жить хорошо". В центре внимания – русская женщина-крестьянка, женщина-труженица. Опираясь на тексты произведений Некрасова, сопоставляя их с произведениями устного народного творчества, учащиеся выявляют народность образов главных героинь, новаторство Некрасова в создании женского образа.
-
Роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. Творческая история романа Своеобразие жанра, "энциклопедичность". 9-й класс 2011
Предложенная методика предполагает изучение по главам с целью прослеживания за развитием сюжета, за расстановкой действующих лиц, за развитием авторской мысли. Необходимо и выделение отдельных уроков, где речь пойдёт о главных героях романа. Подготовленный проект на мультимедийной установке позволит сосредоточить внимание учащихся на главных моментах урока, понять содержание романа.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "История и личность (по А.Т. Твардовскому) 2011
Урок призван дать обзор жизненного и творческого пути А.Т. Твардовского, показать значение его творчества и общественной деятельности в годы Великой Отечественной войны.
-
Техника анализа лирического текста с использованием семантических полей ассоциативного типа как фактор формирования целостного представления об образной системе автора 2011
Техника анализа основана на принципе системности образного строя лирического произведения и предполагает работу с текстом на лексическом уровне с целью идентификации авторской «модели мира». Такой подход способствует развитию навыков целостного восприятия художественного произведения. Наиболее эффективным было бы её применение на уроках, имеющих своей целью обобщение творчества автора (лирических циклов и тем), выявления элементов образной системы какого-либо поэта.
-
Интегрированный урок (география + литература) "Изучение климата своей местности" на материале рассказа М.А. Шолохова "Чужая кровь" 2011
Интегрированный урок расширяет информационное поле учащихся по темам «Изучение климата Шолоховского района» (география), «Анализ эпизода художественного произведения» (литература) на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь» посредством исследовательской деятельности (определение общего через частное).
-
Урок-проект "Пушкин и изобразительное искусство" 2011
Данный урок-проект призван расширить представление учащихся о мире Пушкина, о художниках, создававших портреты гения русской литературы. Этот урок-проект посвящен литературе и живописи и позволяет поговорить о пересечении дорог гениальных людей того времени. Это люди творческие, и каждый из них достиг огромных высот в своей области искусства: один – в литературе, другие – в живописи.
-
"И малые звезды украшают небо" 2011
Автор знакомит учащихся с творчеством Аткая Аджаматова. Развивает устную и письменную речь учащихся. Прививает любовь к чтению, к языку.
-
День открытых дверей в литературном салоне "Парус мечты" (серия ЖЗЛ. А.Грин – солнечный рыцарь мечты). Путешествие по незабываемым страницам феерии "Алые паруса" 2011
В канву урока вплетены разные виды творческой деятельности учащихся: создание мультимедийного приложения по биографии писателя, театральные миниатюры, лирическая и музыкальная паузы, подготовка выставки рисунков по книге «Алые паруса», игра «Литературный магазин».