Литература
-
Уроки доброты, любви, нравственности (урок внеклассного чтения по притчам о добре и зле, "Рождественской сказке" Е.А. Потехиной). 5-й класс 2011
Урок внеклассного чтения в 5-м классе призван познакомить учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширить представления учащихся о нравственных понятиях «добра» и «зла», развивать умение интерпретировать литературное произведение, воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты.
-
Использование метода проектов на уроке литературы. 5-й класс 2011
В работе предлагаются материалы по моделированию урока средствами проектного обучения на общедидактическом уровне и на уровне методики закрепления темы "Сказки". Это первый раздел, изучаемый в 5-м классе на уроках литературы. После изучения народных и литературных сказок закрепляются следующие понятия: модель сказки, зачин, концовка, признаки волшебной сказки.
-
Интегрированный урок по повести Л.Андреева "Иуда Искариот" 2011
Урок, построенный на технологии критического мышления, предусматривает глубокий анализ таких человеческих категорий как добро и зло, совесть и вера, человечность и покаяние. Формирует у учащихся внимательное отношение к деталям художественного произведения. Воспитывает уважение к чувствам, мыслям и переживаниям других людей.
-
Национально-региональный компонент в системе обучения русскому языку и литературе. Внеклассное занятие с использованием ИКТ "Один день в музее" 2011
Предлагаемое внеклассное занятие окажется полезным в плане знакомства с известными людьми Мордовии; приобщит школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства и поэтического слова; разовьет навыки самостоятельного анализа произведения искусства; совершенствует навыки монологической речи; пробудит интерес к культуре родного края и в конечном счете воспитывает чувство патриотизма, любви к своей республике.
-
Классицизм. Законы классицизма. Жан Батист Мольер. Вечно живые образы. 9-й класс 2011
Структура спаренных уроков позволяет, опираясь на уже известные учащимся сведения о классицизме, расширить и углубить их на примере анализа содержания картины Давида "Клятва Горациев" и комедии Мольера "Тартюф"; отрабатывать навыки работы с драматическим произведением, умение выразительно читать текст и интерпретировать его.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Андрею Дементьеву посвящается" 2011
Мероприятие знакомит учащихся с творчеством Андрея Дмитриевича Дементьева и дает возможность проявить свои творческие способности.
-
Урок внеклассного чтения "Как важно вовремя успеть?!". 7-й класс 2011
Цель работы: использование образовательной технологии "Кейс-стади" в процессе анализа текста рассказа Б.Екимова "Ночь исцеления".
-
Образ Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2011
Роман "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова – один из интереснейших и загадочных в русской литературе. Демонологические образы в литературе упоминаются часто. Романный Воланд – это дьявол, сатана, князь тьмы, воплощение зла. Раскрыть образ Воланда помогут определенные символы и мотивы.
-
Уильям Шекспир. Писатель и его время. 8-й класс 2011
Урок знакомит с эпохой Возрождения, с биографией У.Шекспира. На уроке затрагивается «шекспировский вопрос».
-
"Любви все возрасты покорны…" (Любовная лирика Пушкина) 2011
На уроке изучается любовная лирика А.С. Пушкина в эволюции, раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся.
-
Особенности поэтики В.В. Маяковского. Обучение анализу лирического стихотворения на примере стихотворения В.В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно". 11-й класс 2011
В структуре данного урока особое внимание уделяется формированию у учащихся знаний об особенностях ранней лирики В.В. Маяковского на примере анализа стихотворения «Скрипка и немножко нервно». В ходе урока учащиеся составляют психологический портрет лирического героя стихотворения и знакомятся с проблематикой, характерной для произведений раннего периода творчества поэта.
-
Поэтическая версия революции в поэме "Двенадцать" как пророчество и предупреждение 2011
С момента своего появления поэма А. Блока «Двенадцать» вызывала литературные и идеологические споры. Этот урок – попытка осмыслить самое загадочное произведение поэта.
-
"Вечной памятью живы" 2011
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Разработка может быть использована при проведении "Уроков мужества", интегрированных уроков, торжественных мероприятий. В мероприятии могут принимать участие ребята как среднего, так и старшего возраста.
-
Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо" 2011
Данный материал (2 часа) посвящён изучению поэм Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" и "Кому на Руси жить хорошо". В центре внимания – русская женщина-крестьянка, женщина-труженица. Опираясь на тексты произведений Некрасова, сопоставляя их с произведениями устного народного творчества, учащиеся выявляют народность образов главных героинь, новаторство Некрасова в создании женского образа.
-
Роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. Творческая история романа Своеобразие жанра, "энциклопедичность". 9-й класс 2011
Предложенная методика предполагает изучение по главам с целью прослеживания за развитием сюжета, за расстановкой действующих лиц, за развитием авторской мысли. Необходимо и выделение отдельных уроков, где речь пойдёт о главных героях романа. Подготовленный проект на мультимедийной установке позволит сосредоточить внимание учащихся на главных моментах урока, понять содержание романа.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "История и личность (по А.Т. Твардовскому) 2011
Урок призван дать обзор жизненного и творческого пути А.Т. Твардовского, показать значение его творчества и общественной деятельности в годы Великой Отечественной войны.
-
Техника анализа лирического текста с использованием семантических полей ассоциативного типа как фактор формирования целостного представления об образной системе автора 2011
Техника анализа основана на принципе системности образного строя лирического произведения и предполагает работу с текстом на лексическом уровне с целью идентификации авторской «модели мира». Такой подход способствует развитию навыков целостного восприятия художественного произведения. Наиболее эффективным было бы её применение на уроках, имеющих своей целью обобщение творчества автора (лирических циклов и тем), выявления элементов образной системы какого-либо поэта.
-
Интегрированный урок (география + литература) "Изучение климата своей местности" на материале рассказа М.А. Шолохова "Чужая кровь" 2011
Интегрированный урок расширяет информационное поле учащихся по темам «Изучение климата Шолоховского района» (география), «Анализ эпизода художественного произведения» (литература) на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь» посредством исследовательской деятельности (определение общего через частное).
-
Урок-проект "Пушкин и изобразительное искусство" 2011
Данный урок-проект призван расширить представление учащихся о мире Пушкина, о художниках, создававших портреты гения русской литературы. Этот урок-проект посвящен литературе и живописи и позволяет поговорить о пересечении дорог гениальных людей того времени. Это люди творческие, и каждый из них достиг огромных высот в своей области искусства: один – в литературе, другие – в живописи.
-
"И малые звезды украшают небо" 2011
Автор знакомит учащихся с творчеством Аткая Аджаматова. Развивает устную и письменную речь учащихся. Прививает любовь к чтению, к языку.
-
День открытых дверей в литературном салоне "Парус мечты" (серия ЖЗЛ. А.Грин – солнечный рыцарь мечты). Путешествие по незабываемым страницам феерии "Алые паруса" 2011
В канву урока вплетены разные виды творческой деятельности учащихся: создание мультимедийного приложения по биографии писателя, театральные миниатюры, лирическая и музыкальная паузы, подготовка выставки рисунков по книге «Алые паруса», игра «Литературный магазин».
-
Планирование содержания и этапов учебного проекта 2011
Исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского, доказать, что Сергия по праву считают великим деятелем России и игуменом земли Русской. Рассмотрев этапы духовного пути игумена, выяснить, как создается идеальный образ святого в литературе.
-
Проектная деятельность как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы и во внеурочное время 2011
В настоящее время сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности.
-
Музейный урок литературы "Отражение истории Ставрополького края в ромне А.Губина "Молоко волчицы" 2011
Урок с использованием экспозиции школьного музея помогает вызвать интерес учащихся к творчеству ставропольского писателя А.Губина, научить их собирать и анализировать информацию музейных экспозиций, соотносить ее с прочитанным текстом романа.
-
Урок-КВН "В мире литературных сказок". 5-й класс 2011
Урок по литературным сказкам целесообразно проводить при обобщении, закреплении или повторении пройденного. КВН способствует развитию творческого потенциала и мотивации школьников, содействует формированию эстетических вкусов юных читателей.
-
Роман В.Д. Дудинцева "Белые одежды" 2011
Большое место в литературе 70-80-х гг. XX в. занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека, о столкновении равнодушной безучастности и гуманистической боли. В этом плане очень значительно творчество такого писателя, как Владимир Дмитриевич Дудинцев: его роман "Белые одежды" отражает ключевые проблемы современности.
-
"В гармонии музыки и слова…" 7–8-е классы 2011
Внеклассное мероприятие посвящено вечному союзу музыки и слова, решает важную задачу в духовном становлении личности ребенка: оно формирует его нравственное и эстетическое отношение к миру прекрасного, стимулирует творчески одаренных детей, учит просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несет нам музыка, но и по-настоящему любить их, чувствовать близкими.
-
Методическая разработка занятия по литературе по повести В.Г. Распутина "Живи и помни" 2011
Занятие составлено как прочтение отдельных эпизодов повести. Слайды презентации с использованием иллюстраций и кадров картины Александра Прошкина (2007) помогут в этом прочтении. Война – причина не только физической гибели людей, но и духовной, потому что если в сильных она воспитывала стойкость, героизм, то в сердцах слабых – трусость, жестокость, отчаяние.
-
Урок-семинар "Невероятная явь войны" (по повести К.Воробьева "Убиты под Москвой"). 11-й класс 2011
На уроке выявляется взгляд К.Воробьева на события Великой Отечественной войны. Рассматриваются проблемы, которые затрагивает писатель в повести «Убиты под Москвой»; продолжается работа над развитием самостоятельного мышления, творчества; воспитывается непримиримое отношение к войне.
-
Опыт работы в проектно-исследовательском режиме в урочном пространстве. Философия жизни Н.А. Некрасова 2011
Логика работы позволяет учащимся освоить методологическую культуру проекта и исследования, осознанно подойти к решению поставленных проблем, реализовать свои творческие потенциалы, сформировать коммуникативные возможности. Цель урока – расширить представление о жизни Н.А. Некрасова, чтобы глубже и полнее понять его творчество.