Цель – создать у школьников представление о футуризме как направлении в искусстве.
Известная пословица гласит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Чтобы ребята наглядно представили суть футуризма как явления в искусстве, обратимся к творчеству художников К. Малевича и В. Кандинского, а потом рассмотрим стихотворения Д. Бурлюка, А. Крученых, В. Маяковского, В. Хлебникова, которые будут восприниматься после беседы о картинах уже осмысленно.
Ход урока
Не объявляя темы урока, читаем стихотворение В. Маяковского “Нате!”
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
А я вам открыл столько стихов шкатулок,
Я – бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковины вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
Ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется – и вот
Я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
Я – бесценных слов транжир и мот.
Желательно, чтобы учитель внес в свой костюм некоторые “футуристические” детали (шумовка на веревочке, необычные ботинки и т. п., что явно шокирует учеников, и они погрузятся в атмосферу, которую создавали футуристы на своих выступлениях, когда приходили с диванной подушкой и т.д.)
После объявления темы урока обращаемся к презентации, которая нам поможет в объяснении нового материала.
Слайд 2.
Знакомим учеников со стихотворениями А. Крученых и В. Хлебникова, которые покажутся явно необычными. Как понимать такую поэзию? Что хотел сказать автор? Попробуем вместе разобраться. (Пока не комментируем данные произведения).
Слайд 3.
Манифест футуристов, которые называли “Пощечина общественному вкусу” читаем в выдержках, в то время как на слайде только два основных положения.
“Пощечина общественному вкусу”
Читающим наше Новое, Первое, Неожиданное.
Только мы – лицо нашего времени…
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. С парохода Современности…
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова “мы” среди свиста и негодования.
И если еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших “Здравого смысла” и “Хорошего вкуса”, то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Почему же футуристы выступили с такими воззваниями?
Слайд 4.
Цель их выступления – создать атмосферу скандала в противовес “застою”, “болоту” жизни.
Чтобы понять творчество этих поэтов, обратимся к картинам К. Малевича и В. Кандинского – художникам-авангардистам.
Слайд 5.
Казимир Малевич “Уборка ржи”. Обратите внимание на то, как передан объем! Это поле ржи, эти снопы! Люди буквально становятся “частью” поля, сливаются с ним. Личность как таковая исчезает.
Слайд 6.
“Девушки в поле”. Разве эти фигуры также “не сливаются” друг с другом и окружающим, образуя “единое целое” с эти миром? Их руки похожи на гаечные ключи, а сами они смотрятся бесполыми существами. Если бы не юбки, вы бы вряд ли узнали, что перед нами женщины. Принцип изображения тот же, что и на предыдущей картине.
Слайд 7.
“Крестьянка с ведрами”. Обратите внимание на ноги и руки матери и дочери, на их позы, положение головы, глаза. Они похожи, возникает мысль о “похожести” судеб: дочь ждет нелегкая жизнь. Только одежда говорит нам о том, что это женщины. Нет характерных форм тела, причесок. Зато руки и ноги большие: именно они “понадобятся” в крестьянской жизни. А еще поражают огромной величины глаза – зеркала души…
Слайд 8.
“Пейзаж с пятью домами” и “Три фигуры”…напоминают детские рисунки. Это наивный, но чистый взгляд на мир.
Слайд 9.
Просмотренные произведения явно затруднены для восприятия.
Авангард провозгласил, что восприятие искусства – это встречный творческий труд.
Однако для адекватного понимания такого искусства недостаточно эстетического вкуса, важно знание того культурно-исторического контекста, в котором рождалось произведение.
Манифесты, теории, выступления, программы авангардистов помогают понять их творчество.
Впрочем, название “авангард” появилось только в 60-е годы ХХ века. Сами художники называли себя кубофутуристами. Почему же именно куб они рассматривали основополагающей фигурой?
К. Малевич создает знаменитый “Черный квадрат”. Впервые он появился на занавесе как декорация к опере М. Матюшина “Победа над солнцем”. “Черный квадрат – зародыш всех возможностей – принимает в своем развитии страшную силу. Он является родоначальником куба и шара… Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды”, - писал К. Малевич в письмах М. Матюшину.
Если теперь вспомнить о том, что мы живем в трехмерном (то есть “кубическом” пространстве), а черный цвет поглощает весь световой спектр, то черный квадрат становится символом нашего мира, тогда “Красный квадрат” - воплощение только красной (то есть красивой) его части.
Слайд 10.
Памятник на могиле К. Малевича.
Слайд 11.
Футуристы утверждали в творчестве алогизм. Как художественный метод, он пронизывает творчество Филонова, Шагала, обостренно выступает в театре Мейерхольда, позже укореняется в поэзии обериутов – Хармса, Введенского, Заболоцкого, в прозе – Платонова, Булгакова, Зощенко.
Таков “Авиатор” К. Малевича.
Надпись “Аптека” разорвана на части, мир “сдвинут”, разломан, распилен, и вилка уж никак не смотрится на лице Авиатора. Не достоин ли окружающий абсурдный мир абсурдных образов?.. Недаром “Черный квадрат”, изображенный на занавесе как декорация к опере “Победа над солнцем”, был в начале представления не раздвинут, а разорван (символ разрушения нашего мира!), и на сцене появлялись герои, подобные этому Авиатору.
Теперь становится понятно, почему в поэзии появляются “Дыр бур щил…”.
Слайд 12.
Футуристическая фотодекларация: перевернув мебель и рисованные задники (см. рояль, окна), футуристы придали традиционному фотоателье алогичный характер.
Слайд 13.
Человек часто поступает нелогично, если сравнивать его с другими представителями живого мира, это как раз и подчеркивается в строчках В. Хлебникова.
Поэтому искусство авангарда, можно сказать, правильно освещает сущность человека и общества.
Слайд 14, 15.
Искусство авангарда провозглашает форму вне земного измерения.
Нет представлений “верха” - “низа”, “левого” - “правого”.
Все направления “равноправны”, как в космическом пространстве…
Слайд 16.
Портрет В. Кандинского.
Слайд 17.
“Острые” предметы направлены во все стороны… значит, не уберечься никому…Все в мире – режущее и колющее… Как сгладить углы? Как избежать неприятностей?
Слайд 18.
А это “Смутное”. Очертания делаются “обтекаемыми”, линии уходят в “никуда”. Однако в картине, при всей абстрактности, явно ощущается центр, вокруг которого все движется. Кто или Что находится в этом центре, создавая это движение, организуя его?
Слайд 19.
В. Кандинский, предпринимая поездку в Вологодскую губернию, был поражен видом северной избы. Живописец увидел в ней не просто нарядное убранство, он отметил реализованный в ней принцип единства искусства и жизни.
Искусство не предмет эстетического наслаждения, существующий отдельно от человека, а мир, внутри которого находится человек.
“Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине – в ней жить”, - В. Кандинский.
Его картины – его ощущения. А центр, вероятно, сам художник, подобный Творцу.
Слайд 20.
Художник приглашает зрителя внутрь картины, где находятся мужчина и женщина. Таким образом В. Кандинский добивается не просто созерцания, а полного погружения зрителя в пространство авторского замысла, художник делает его посвященным в свои тайны.
Подобный прием использовал и Марк Шагал.
Слайд 21.
“Дамы в кринолинах” В. Кандинского написаны явно в духе импрессионизма. Художник передает мгновенное впечатление. В глазах “пестрит” от платьев, подчеркнута и “пестрота” обстановки, а лиц, к сожалению, нет!
Слайд 22.
В. Кандинский “Рок”. Мир выглядит далеко не праздничным, а Рок в виде шута – это уж совсем не смешно.
Человек смиряется с судьбой, склоняя перед ней голову. А дорога жизни похожа на крутой подъем…
Слайд 23.
Стихотворение рождает картину, наполненную светом и воздухом, это природа чистая, радостная.
Поэт использует в нем неологизмы, смысл которых раскрывается в контексте стихотворения.
Поюны – те, кто поет.
Поюнна – поющая и юная.
Вабна – “вабный” (словарь В.И. Даля) арх. Лакомый, заманчивый, соблазнительный.
Времири – снегири и время.
Только ли ассоциации с птицами возникают? Вероятно, в стихотворении заложен философский смысл: “стая легких времирей” ассоциируется со свободным миром птиц и жизнью самого человека, но в то же время напоминает о каких-то отрезках времени (темных и тяжелых в прошлом “морок старых дней”, но в настоящем счастливых и радостных).
Слайд 24.
Футуристы-поэты ощущали себя частью вселенной. А свои деяния – всемирными. Стихотворение явно сопоставимо с картинами В. Кандинского.
Слайд 25.
В стихотворении мир воспринимается как единое целое, он не дробится на части, поэтому нет знаков препинания (главная функция знаков препинания – отделять смысловые части друг от друга). Все произведение – единый душевный порыв (вспомним “поток сознания” у Л.Н. Толстого, выражавшийся в очень длинных предложениях, автор не мог поставить точку, так как мысль была не закончена). В “сетевом” общении также не используются знаки препинания, так как говорящему хочется побыстрее выразить поток устной речи.
Слайд 26.
Символом поэзии издавна считалась лира. У футуристов же это – барабан и труба. Четкий ритм придает их стихам четкость и резкость звучания. Это необходимо, чтобы стихи воспринимались не одним человеком, а огромной человеческой массой.
Стихи не для читателя, а для слушателя – одного из тысяч!
Стихи бросаются “в толпу”. Где уж тут думать о тонкостях ритма, звуковых сочетаниях, о законченности фраз и точности рифм!
Надо, чтобы слово долетало в самый конец этого огромного зала…
Это переворот. Другой стих. Другая поэтика, другой словарь – все заново.
Слайд 27.
Строки в стихотворении располагаются не по схеме, а по произношению, часто лесенкой, как у В. Маяковского. Рифмуются самые важные, значимые слова и слоги, потому что только этот слог и долетает до последнего уха последнего слушателя.
Слайд 28.
Футуристы сформулировали новые принципы искусства в альманахе “Садок судей”.
Вот основные:
- Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
- Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.
- Нами осознана роль приставок и суффиксов.
- Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
- Нами уничтожены знаки препинания, чем роль словесной массы выдвинута и осознана.
- Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах.
- Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках; всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.
Мы новые люди новой жизни Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен, Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц, А. Крученых.
В заключение урока – футуристический шедевр В. Хлебникова “Заклятие смехом”.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешиш надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Использованная литература:
- “Василий Кандинский” (автор текста и составитель Мария Валяева) в журнале “Великие имена” (из собрания Государственной Третьяковской галереи), № 5/2007.
- Дмитриева Марина. “Художник мироздания”, статья в журнале “наше наследие”, № 3, 1990 г.
- “Казимир Малевич” (автор текста и составитель Ирина Вакар) в журнале “Великие имена” (из собрания Государственной Третьяковской галереи). № 14/2007.
- Ковтун Евгений. “Победа над солнцем” - начало супрематизма”, статья в журнале “Наше наследие”, № 2, 1989 г.
- Крученых А. “Первые спектакли футуристов”. Глава из книги “Ваш выход. К истории русского футуризма. Воспоминания. Материалы”, статья в журнале “Наше наследие”, № 2, 1989 г.
- Лившиц Бенедикт “Полутораглазый стрелец”. Статья в журнале “Наше наследие”, № 1, 1989 г.
- Малевич К. “Письма и воспоминания” в журнале “наше наследие” № 2,1989 г.
- Матюшин М. “Русский кубофутуризм. Отрывок из неизданной книги “Творческий путь художника”, статья в журнале “Наше наследие”. № 2, 1989 г.
- Маяковский В. Собрание сочинений в 2-х томах, М. “Правда”, 1987 г.
- Ненаркомов Максим. “Романтика русского авангарда”, статья в журнале “Наше наследие”, № 1,1989
- Повелихина Алла. “С.П.Б. Песочная, 10”, статья в журнале “Наше наследие”. № 2, 1989 г.
- “Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ – начала ХХ века (хрестоматия)”, Москва, “Высшая школа”, 1988 г.
- “Серебряный век русской поэзии”. сборник статей, (сост. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М.). Москва “Интерпракс”, 1994 г.
- Смирнов Лев “Год Малевича”, статья в журнале “Наше наследие”, № 2, 1989 г.
- Шустер С. “Время перемен”, статья в журнале “Наше наследие”, № 1, 1989 г.