Литература
-
Обед с Евгением Онегиным. 9-й класс
2011
Работа знакомит учащихся 9-х классов с ролью кулинарного фона в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". В презентации отражены кулинария онегинской эпохи, блюда русской и французской кухни; можно "погостить" в знаменитом ресторане "Talon", сравнить блюда этого ресторана и блюда, поданные на именинах Татьяны.
-
"Духовность в культуре русского крестьянства". Урок в курсе МХК. 6-й класс 2011
Урок настраивает учащихся на размышление о собственном духовном мире, помогает раскрыть красоту и выявить средства выразительности различных произведений искусств. У учащихся формируются представления о некоторых особенностях жизни крестьянства – тесной связи праздничных и событийных дат с именами святых, почитаемых на Руси, природных явлений.
-
Праведник земли Русской. Русский национальный характер (по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"). 10-й класс 2011
На уроке рассматривается один из "вечных" проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, "русской" душе. На примере судьбы героя "Очарованного странника" Ивана Флягина исследуются понятия "праведничество", "странничество", поиск смысла жизни; выявляются черты русского национального характера.
-
От тайны слова к тайне факта. Урок анализа лирического стихотворения. 9-й класс 2011
Развитие творческого мышления и всего комплекса творческих качеств личности осуществляется в процессе усвоения учащимися методов творческой деятельности. Одним их факторов успешного решения данного вопроса является воспитание у учащихся чувства любви к родному языку.
-
Развитие навыков аргументации у детей на уроках риторики 2011
В статье рассматриваются возможные пути и средства развития навыка аргументации у детей 9–12-ти лет на занятиях по риторике. Аргументация представлена в историческом контексте с точки зрения её важности в человеческом общении. Анализируется существующая научно-методическая база обучения аргументации и рассматривается опыт внедрения экспериментальной авторской учебной программы.
-
Лирика природы в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
2011
Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня литературному образованию в школе, является использование методов, которые способствуют формированию у учащихся умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, выдвигать гипотезы, анализировать с точки зрения поставленной проблемы.
-
Мастерская ценностных ориентаций по произведению Анатолия Алексина "Безумная Евдокия" 2011
Урок помогает познакомить ребят с творчеством писателя Анатолия Алексина, открыть для них сложный мир взрослых, научить чувству ответственности за совершаемые поступки, научить толерантному, уважительному отношению к другим людям, заинтересовать ребят изучением психологии человека, способствовать развитию человеческих талантов, в том числе нравственного.
-
Поэма "Тристан и Изольда" – воспевание индивидуального самоутверждения героев перед лицом жестокости общества. 9-й класс 2011
Урок помогает познакомить учащихся с жанром рыцарского романа и его особенностями; отработать навыки компаративного анализа текста.
-
Интегрированный урок литературы (литература, живопись, музыка) по теме "Знакомство с некоторыми жанрами китайской и японской поэзии" 2011
Интегрированный урок литературы (литература, живопись, музыка) «Камешки на ладони» по теме «Знакомство с некоторыми жанрами китайской и японской поэзии» проводится в 7-м классе. Учащиеся знакомятся с жанрами китайской поэзии – цзацзуань и синквейн. А также японской поэзии – хокку.
-
Урок-путешествие по героическим страницам русских былин "Дела давно минувших дней" 2011
Урок основан на материалах киевских и новгородских былин. Он может быть проведен как итоговый в рамках изучения данной темы или как внеклассное мероприятие по литературе. В ходе урока учащиеся обращаются к тексту былин, в игровой форме познают особенности фольклорного жанра, акцентируют внимание на центральных образах былин – образах богатырей. Дети развивают навыки декламационного чтения, формируют музыкальную и художественную культуру.
-
Бинарный урок "По следам Сетона-Томпсона" 2011
Урок основан на рассказах Сетона-Томпсона «Лобо», «Медвежонок Джонни», «Арно» и повести «Домино». При подготовке к уроку учащиеся используют материал о жизни волка и лисы в дикой природе, о многообразии подвидов медведей и о разведении человеком голубей. Учащиеся знакомятся с личностью и творчеством натуралиста, художника и писателя Сетона-Томпсона, понимают важность наблюдения за животным миром.
-
Основы религиозных культур и светской этики. Герои былых времен 2011
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся.
-
Урок литературы по теме "Встреча с одиночеством" 2011
Проблемно-диалогический метод – главный метод работы учителя по образовательной программе "Школа 2100". Данная статья представляет собой конспект урока литературы в 5-м классе по рассказу В.Распутина "Мама куда-то ушла".
-
Внеклассное чтение по рассказу Сетон-Томпсона "Уличный певец" 2011
Урок позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к творчеству писателя, к его произведениям о природе.
-
Учись быть читателем. 7-й класс 2011
Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. Автор передает обучающимся определённое количество информации о книге, учит правильно воспринимать её, а главное – самостоятельно добывать знания, уметь выбирать художественное произведение, понимать читаемое, воспитывать в себе культурного и грамотного читателя, ведь, по словам К.Д.Ушинского, "ученик – не сосуд, который нужно наполнять, а факел, который нужно зажечь".
-
Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Общечеловеческая тема "блудных детей". 8-й класс 2011
Урок способствует формированию личностной точки зрения на примере судьбы Самсона Вырина и блудного сына из библейской "Притчи о блудном сыне". Задача урока – показать влияние великой русской литературы на надуманное безнравственное деление людей на "маленьких" и "больших".
-
Роль учителя-словесника в формировании гражданина 2011
Одной из продуктивных форм, создающих определенные условия для формирования гражданских качеств у школьников, является исследовательская работа. Благодатным материалом для исследовательской работы обучающихся является русская поэзия.
-
А.В. Кольцов и его эпоха в стихотворении "Песня пахаря" (Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе) 2011
На занятии используется проектно-исследовательская технология. Работа учащихся в группах под руководством учителя позволяет утвердиться в детском коллективе за счет выполнения общей задачи и развивает интерес ребят к предметам социально-гуманитарного профиля, который функционирует на старшей ступени обучения.
-
Оценка романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в русской критике (метод кейс-стади) 2011
Цели урока: обобщение знаний, полученных при изучении произведения; выявление позиции критиков о романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", об образе Евгения Базарова; формирование умения анализировать текст критической статьи.
-
"Ох, нелегкий труд – чтение". 10–11-й класс 2011
Язык художественной литературы состоит из огромного множества средств языковой выразительности, но основой его является литературный язык. Урок воспитывает внимательность и вдумчивость.
-
Авторская образовательная программа "Истоки" по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка
2011
Представленная авторская образовательная программа "Истоки" направлена на создание условий для социализации личности ребенка через приобщение его к культурным традициям донского казачества. Ее создание продиктовано потребностью юных дончан больше знать о своем родном крае. Программа апробирована в работе кружка краеведческого направления.
-
"Житие Сергия Радонежского". Способы создания характера в житии 2011
Автор знакомит учащихся с жанром "житие". Развивает навыки анализа текста. Формирует понятие о христианской нравственности.
-
Образ Владимира Дубровского (по роману А.С. Пушкина "Дубровский") 2011
Урок помогает учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского. Автор показывает, как изображаются автором чувства, переживания героя. Ученики выясняют мотивы поступков героев; развивают навыки анализа текста.
-
Урок-игра по творчеству А.П. Чехова 2011
Урок построен по типу передачи "Своя игра". В ходе игры закрепляются биографические сведения Чехова, различные ситуации в содержании рассказов, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся к более детальному изучению произведений русского писателя.
-
Образ весны в русской поэзии XIX века, в живописи и музыке. Урок литературы в 5-м классе
2011
Урок по программе под редакцией В.Я. Коровиной направлен на связь поэзии, живописи и музыки. Задания предполагают чтение наизусть, анализ стихотворений; развивают логическое мышление, речь, прививают любовь и бережное отношение к природе.
-
Рождение метафоры. 5-й класс
2011
Урок проводится в 5-м классе. Задания продуманы так, что учитель в доступной форме может объяснить обучающимся сложный литературоведческий материал. Урок позволяет активизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности речи; организовать деятельность учащихся по узнаванию метафор в поэтическом тексте; показать красоту и выразительные возможности этого тропа; организовать творческую деятельность по созданию учениками метафоры.
-
Подвиг и предательство. Закономерность или случайность? (Остап и Андрий в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба") 2011
Урок помогает учащимся ответить на главный вопрос урока, привлечь внимание к вечным проблемам бытия человека: долг, честь, любовь, Родина.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Дети и война" (по рассказу А.Геращенко "Бельчонок")
2011
Предлагаемый урок помогает закрепить умения и навыки анализа художественного текста на основе прозаического произведения; способствует патриотическому, нравственному и духовному воспитанию учащихся, воспитанию милосердия и чувства сострадания к жертвам, погибшим в Великой Отечественной войне.
-
Урок с элементами НЛП-технологии "Антитеза" 2011
Урок может использоваться как на уроке словесности в классе с расширенным (углубленным) изучением предметов гуманитарного цикла, так и на уроке литературы. В разработке урока использованы некоторые приемы НЛП-технологии (нейро-лингвистического программирования), которые помогают сделать его более интересным, зрелищным, вовлечь ребят в учебный процесс.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Тебе, о Родина сложил я песню ту…"
2011
Литературно-музыкальная гостиная проводилась к 115-летию со дня рождения русского поэта Сергея Есенина. Цель мероприятия: приобщение учащихся к творчеству поэта, показать красоту есенинской поэзии, как она мелодична.