Цели урока:
- Знакомство обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
- Обучение анализу стихотворного произведения.
- Развитие активного словаря, образного и логического мышления.
- Воспитание любви к природе и русской поэзии.
На уроке большое внимание уделяется развитию активного словаря обучающихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Сейчас мы проведём урок чтения, а чтобы урок прошёл удачно, мы должны к нему подготовиться.
1) Кинезиологические упражнения:
- «Цепочка».
- «Нос-ухо».
2) Работа со скороговоркой:
- прослушать со слов учителя;
- повторить самостоятельно несколько раз;
- произнести вслух.
Сидела сорока на старой сосне,
Смеялась сорока прекрасной весне.
II. Введение в тему.
1) Фронтальная работа.
Учитель переворачивает доску, на которой написаны примеры из букв и слогов:
Г+РУ+А+ЧИ-У = ГРАЧИ.
РУМ+ЧЬ-М+И = РУЧЬИ.
СОР+СУЛМ-Р+Ь-М+КА = СОСУЛЬКА.
2) Описание по сюжетным картинкам.
- Какое время года напомнили нам эти слова? (Весну.)
- Что вы можете сказать о весне, какие изменения происходят в природе?
Да, ребята, все эти изменения мы видим за окном. А вы хотите услышать, как приходит весна? Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение, и вы расскажите, что услышали.
Капель за окном, шум бегущих ручьев, шаги весны от которых оживает вся природа. Так услышал и описал весну композитор с помощью музыки.
А сегодня мы познакомимся с поэтическим произведением, стихотворение «Весенние воды» написал это стихотворение известный русский поэт Федор Иванович Тютчев. И в нем тоже описывается приход весны.
III. Повторение биографии поэта.
Посмотрите, у нас на доске есть портрет этого поэта.
- Он вам знаком? Скажите, кто-нибудь может рассказать его биографию, какие важные моменты были в его жизни?
- Родился в семье помещика и получил домашнее образование.
- С детства изучал французский язык и писал на нем стихотворения.
- 22 года прожил за границей, работал дипломатом.
- Написал много стихотворений о русской природе.
Сегодня мы познакомимся еще с одним его стихотворением, которое называется «Весенние воды».
- Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Прослушайте и подумайте, какое настроение передает автор этим стихотворением. (Радостное. Яркое.)
IV. Первичное знакомство с произведением.
1) Чтение учителя.
- Понравилось? Почему?
- С какой интонацией будем читать стихотворение (Медленно и спокойно или радостно и активно.)
- Что обозначают слова, выделенные синим цветом?
2) Работа по словарю.
- Что значит гласят? Какими другими словами мы можем передать это значение: кричат, говорят, трубят.
- Как мы называем слова похожие по смыслу? (Синонимы.)
А сейчас прочитайте это стихотворение самостоятельно и подумайте, если бы вы были художником какую картину вы бы могли нарисовать к этому стихотворению.
3) Жужжащее чтение всего класса.
- Какие картины вы увидели, когда читали это стихотворение? Что бы вы могли нарисовать?
V. Анализ стихотворения.
1) Выборочное чтение по вопросам учителя.
- Как приходит весна, как мы узнаем о её приходе?
- О чем говорят весенние воды?
- Кто идет следом за весной?
2) Чтение на оценку отдельными учениками.
Физкультурная минутка.
Да, ребята, весной вся природа оживает и радуется и даже лягушки весело резвятся на солнышке. А вы помните физминутку про лягушек? Давайте встанем и порадуемся вместе с ними.
3) Описание по сюжетным картинкам.
Вы уже много узнали о весне, прослушали музыкальное произведение, познакомились со стихотворением, а что вы можете сами рассказать об этом времени года. Какие весенние слова вы уже знаете?
Опорные слова на доске: сосульки, проталины, ручьи, ледоход, подснежники, первоцветы, скворечник.
Посмотрите на иллюстрации, они помогут вам описать весенние изменения в природе. (Пригревает солнышко, дует тёплый ветер. Снег становится рыхлым, тает. На земле появляются проталины. С крыш свисают длинные сосульки. Бегут ручьи. На реках начался ледоход. Прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы. Пробивается первая травка, появляются первые весенние первоцветы: подснежники, тюльпаны. Животные просыпаются от зимней спячки. Природа радуется первым теплым дням.)
Вы очень много знаете о весне, а интересно, сможете ли вы отгадать те весенние слова, которые я загадала. Я буду вам называть группу слов, а вы будете отгадывать, какое весеннее слово я загадала.
VI. Игра «Отгадайка».
Бегут – текут – мчатся. (Ручьи.)
Пробивается – вылезает – подрастает. (Трава.)
Освещает – сверкает – искрится. (Солнце.)
- Скажите слова, которые я называла, похожи по смыслу или противоположны? Как они называются? (Синонимы.)
Вы, конечно, знаете, что весной на полянах появляются первые цветы. У вас на партах тоже появились первоцветы. Они не простые. Эти цветочки хранят какое-то задание. А это задание тексты со словами-перевертышами.
VII. Чтение деформированных текстов.
(Чтение текста по одному предложению.)
У кого на парте выросли тюльпаны, возьмут задание из первого конверта, у кого подснежники – из второго.
1 вариант. Светит ЕНЕСЕНВЕ солнышко. Журчат ЧЬИРУ. На деревьях набухли КИПОЧ. В рощах ЧАТКРИ грачи.
2 вариант. Вот и пришла НАВЕС. Появились первые КИСНЕЖПОДНИ. Сошёл с ЛЕЙПО снег. ЧАТЖУР ручейки. Дети пускают ЛИКОБКИРА.
Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня выполнили много разных заданий, познакомились со стихотворением Ф.И. Тютчева о весне. А как вы думаете, другие писатели и поэты писали о весне? Вот на этом плакате вы можете посмотреть, какие книги о весне и какими писателями написаны. На перемене вы можете изучить его.
VIII. Итог урока.
- Вам понравился урок?
- Как выдумаете, мы хорошо сегодня поработали?
Ответить на этот вопрос нам поможет таблица.
Из таблицы вычеркиваются повторяющиеся буквы, а из остальных составляется слово – отлично.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию.