Литература
-
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 5-й класс 2011
Основная идея представленного урока – приобщение детей к прекрасному посредством соединения художественного слова, музыки и изобразительного искусства.
-
Трагедия сильных героинь в очерке Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" и пьесе У.Шекспира "Макбет". Опыт сравнительной интерпретации 2011
Урок литературы разработан по программе углубленного изучения литературы А.Г. Кутузова. Целью урока является развитие умений учащихся проводить сравнительную интерпретацию художественных текстов (сопоставлять художественные произведения авторов разных эпох, давать индивидуальную характеристику героя на основе авторского текста, высказывать свое отношение к персонажам, составлять сравнительную характеристику героев).
-
Конспект урока "А.Н. Островский" с презентацией жизненного и творческого пути драматурга 2011
Первый урок по теме с презентацией жизненного и творческого пути драматурга призван познакомить учащихся с новым автором, определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи, показать новаторство и традиции в творчестве А.Н. Островского, своеобразие его стиля.
-
Тема памяти в произведениях о Великой Отечественной войне "Боль взывает к людям…" 2011
Урок служит воспитанию чувства патриотизма, уважения, внимания к участникам войны, созданию проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения.
-
Интегрированный урок литературы и физики "Образ Вселенной в стихотворении А.Бажанова «Нет, Луна не собеседница…»" 2011
Внеклассное занятие с целью дать научное представление о Вселенной, гравитационных силах Вселенной; познакомить с особенностями творчества саамского поэта Аскольда Бажанова и на примере его стихотворения раскрыть тему.
-
Интегрированный урок (литература + школьная психологическая служба) по теме "Таинственные силы природы" (по рассказу А.Платонова "В прекрасном и яростном мире") 2011
Вся наша жизнь, так или иначе, связана со стрессами. Осознание воздействия различных факторов на наш организм и на эмоциональное состояние помогает научиться людям принимать многие проблемы без усугубления этого воздействия на психику человека. Умение справляться со стрессовыми ситуациями поможет избежать нам многих заболеваний, продлит жизнь. Этому и посвящен интегрированный урок.
-
Мой любимый герой в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" 2011
Урок литературы предназначен для базового 5-го класса, который имеет практику групповой работы на уроке. Весь предложенный материал рассматривается пятиклассниками сквозь призму собственного восприятия, которое деликатно корректируется учителем.
-
Интегрированный урок по химии, экологии, литературе "Поиски гармонии" 2011
Основная цель интегрированного урока – освоение учениками системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях; формирование эстетических вкусов, эстетической восприимчивости, интереса к ценностям науки и культуры, понимания учащимися ответственности науки перед живой жизнью. Необходимо было доказать, что глобальная цель человечества – предотвращение всемирного экологического кризиса; подчеркнуть имеющиеся возможности и трудности на этом пути.
-
Положительный герой в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2011
Урок-исследование по комедии Н.В. Гоголя проводится с применением элементов проектной методики, позволяющих разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация заключается в том, что после прочтения пьесы учащиеся уверены: в комедии нет ни одного положительного героя. Это подтверждается детскими исследованиями (презентациями), а также синквейнами.
-
Сценарий урока литературы "Проблема чести в произведениях М.Лермонтова "Песня про купца Калашникова", А.Пушкина "Выстрел", П.Мериме "Маттео Фальконе" (позиция автора, героя, рассказчика) 2011
Урок проводится в соответствии с учебной программой 7-го класса по литературе под редакцией А.Г. Кутузова. В основе урока лежат элементы мыследеятельностной педагогики, принципы проблемной формы обучения, урок носит развивающий и исследовательский характер, содержит элементы творчества.
-
История жизни Матрены Васильевны, или Слово о спасении души русской… (урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2011
Предполагается, что анализ художественного текста даст возможность поразмышлять о предназначении человека в этом мире, побудит заглянуть в себя, в свою душу. Новый взгляд на образ Матрёны Васильевны – пожалуй, главное «откровение» урока. Материальное и духовное? Преходящее и вечное? Русский характер? Нравственная чистота героев? Всё это есть в рассказе. Разобраться во всём нам пока не дано, но стоит задуматься и попытаться найти ответ.
-
Занимательная игра. "Пародия". 10-й класс 2011
Урок призван познакомить с языковыми средствами для создания комического в пародиях, служит совершенствованию навыков характеристики языковых средств.
-
Урок России. "Древний город, устремленный в будущее" 2011
Данная методическая разработка проводилась на первом уроке в 8-м классе 1 сентября 2010 года. Цель занятия – создание условий для формирования ценностных ориентаций нравственно-патриотической направленности учащихся через обращение к миру духовных и культурных ценностей российского народа на примере истории и культуры г. Ярославля, Ярославского края.
-
Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака по стихотворению "Во всем мне хочется дойти до самой сути…" 2011
В ходе урока осуществляется осмысление темы творчества в поэзии Пастернака; развитие навыков анализа стихотворного произведения; развитие устной речи, выразительного чтения.
-
Лирика. Ритм и размер. Двусложные размеры (ямб и хорей) 2011
Урок нацелен на практическое применение знаний по строению, ритмике и размеров стихотворения. В уроке используется раздаточный дидактический материал, творческие задания, рисунки детей. Урок насыщен доступными для этого возраста стихотворениями, которые помогают учащимся освоить особенности двусложных размеров – ямба и хорея.
-
Жизнь и творчество Александра Блока 2011
Урок помогает расширить представление о творчестве А.Блока; углублять читательскую культуру; развивать выразительность устной речи; развивать творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитывать интерес к творчеству русских писателей; повышать духовный уровень учащихся.
-
"Опять весна" (мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по лирике Б.Л. Пастернака) 2011
Преподавание поэзии – одна из сложнейших проблем. Статья содержит материал для проведения мастерской по лирике Б.Л. Пастернака. Технология проведения основана на индивидуальном и совместном творческом поиске, направлена на формирование у учащихся мировоззренческих установок, на приобретение прочных знаний и аналитических навыков. На занятии широко применяются приёмы, воздействующие на эмоциональную сферу старшеклассников, что помогает увидеть своеобразие пастернаковской поэтики.
-
Литературное кафе "Бродячая собака" 2011
Понятие "Серебряный век" относится прежде всего к поэзии. Для этого времени характерна активная литературная жизнь: книги, журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие литературных талантов. Вечер в литературном кафе "Бродячая собака" способствовал привитию читательского интереса школьникам, расширению их литературного кругозора.
-
С.Сейфуллин "Жаворонок", В.Жуковский "Жаворонок" 2011
Стихотворения С.Сейфуллина и В Жуковского "Жаворонок" обогащают духовный мир ребенка, учат видеть красоту в природе, На уроке используется один из методов развивающего обучения – аналитическая беседа. Суть данного метода состоит в "пошаговой" отработке учебного материала, применяя приёмы логического мышления (анализ, сравнение, обобщение), приёмы умственной деятельности (выделение главного, выявление причины и следствия, раскрытие сущности явления) с заключительным выводом.
-
Болдинская осень А.С. Пушкина 2011
Болдино – родовое поместье Пушкиных. Именно здесь Александр Сергеевич создал свои наиболее значительные произведения. Эта удивительно плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил название "Болдинской осени". Презентация может быть использована на уроках изучения биографии Пушкина (1830–1834 годов), произведений, созданных в болдинский период, а также на внеклассных мероприятиях.
-
Изображение войны 1812 г. в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". 10-й класс 2011
Урок промежуточной аттестации представлен в форме игры "Умники и умницы" и соблюдает ее правила. Обязательны порядок и права прохождения дорожек: на красной нельзя делать ошибок, на желтой допустима одна ошибка, на зеленой – две ошибки. "Теоретики", дающие правильные ответы вместо ошибочных ответов игроков, получают ордена и позже поощряются оценками. Финал представлен в виде презентации РРТ, что облегчает игрокам восприятие заданий, снимает долю напряженности итогового тайма. Подобная работа способствует внимательному, вдумчивому прочтению текста, выработке внимательного отношения к авторскому слову, укрепляет читательский интерес к творчеству Л.Н. Толстого.
-
Урок литературы по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени" 2011
Урок литературы в 8-м классе призван познакомить учащихся с рассказом, выявить позицию автора в изображении любви, определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь, показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения.
-
Учебное проектирование в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету 2011
В статье изложены основные этапы работы над проектом «Метафора в рисунках», преимущества метода проектов в урочной и внеурочной деятельности. Цель работы: создать сборник «Иллюстративный материал к метафорам в стихотворениях А.С.Пушкина». Участники проекта предположили, что если проследить, как создается метафора, если попытаться перевести ее в рисунок и потренироваться самим сочинять метафору, то это поможет им лучше понять данный художественный прием, увидеть его красоту.
-
Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина) 2011
В основе урока – подробный анализ текста 1-й главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Цель анализа – расширить представление учащихся о главном герое романа, определить причины потери его интереса к жизни. Важнейшим этапом урока является сопоставление героя романа с автором, позволяющее дать ответ на вопрос, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.
-
Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказка "Медведь на воеводстве" 2011
Урок знакомит учащихся 10-го класса со сказкой, особенностями жанра сказок "для детей изрядного возраста". На уроке вспоминаются теоретические понятия, готовясь к итоговой аттестации в форме ЕГЭ: устное народное творчество, народная сказка как фольклорный жанр, особенности литературных сказок, тема, идея, композиция произведения, художественные образы; понятия комического, иронического, саркастического, сатирического, эзопова языка.
-
"Слово о полку Игореве" в искусстве 2011
В работе предлагается методическая находка - восприятие литературного произведения через многообразие видов искусства: живопись, музыку, литературу. Работа на протяжении урока сопровождается использованием иллюстраций, работой с художественным текстом, прослушиванием отрывков из оперы. Заканчивается просмотром фильма, монтированного учениками: иллюстрации "Слова...", сопровождающиеся исполнением Е.Гудухина "Плача Ярославны".
-
«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса» 2011
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики.
-
"По дороге к Пушкину" (А.Ахматова. "В Царском Селе") 2011
Анализ стихотворения построен с использованием технологии формирования правильного типа читательской деятельности. Цель анализа – читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации, корректировка авторским смыслом, обучение выразительному чтению.
-
"Человек дела" и "деловой человек" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2011
Урок помогает учащимся понять античеловеческую сущность теории Раскольникова, вовлекает их в обсуждение проблемы нравственного выбора в литературе, учит видеть и интерпретировать художественные детали в произведении. Роман «Преступление и наказание» рассматривается в контексте русской литературы XIX века.
-
Предромантическая версия инцеста в рассказе И.М. Карамзина "Остров Борнгольм" (1793 г.) 2011
Цель работы – проанализировать систему мотивов инцеста в русской литературе XVIII века как проявление психологизации литературы; изучить инцестуальные проявления в поведении человека в социально-антропологическом, мифологическом и художественно-эстетическом аспектах.