Литература
-
Сценарий урока литературы "Проблема чести в произведениях М.Лермонтова "Песня про купца Калашникова", А.Пушкина "Выстрел", П.Мериме "Маттео Фальконе" (позиция автора, героя, рассказчика) 2011
Урок проводится в соответствии с учебной программой 7-го класса по литературе под редакцией А.Г. Кутузова. В основе урока лежат элементы мыследеятельностной педагогики, принципы проблемной формы обучения, урок носит развивающий и исследовательский характер, содержит элементы творчества.
-
История жизни Матрены Васильевны, или Слово о спасении души русской… (урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2011
Предполагается, что анализ художественного текста даст возможность поразмышлять о предназначении человека в этом мире, побудит заглянуть в себя, в свою душу. Новый взгляд на образ Матрёны Васильевны – пожалуй, главное «откровение» урока. Материальное и духовное? Преходящее и вечное? Русский характер? Нравственная чистота героев? Всё это есть в рассказе. Разобраться во всём нам пока не дано, но стоит задуматься и попытаться найти ответ.
-
Занимательная игра. "Пародия". 10-й класс 2011
Урок призван познакомить с языковыми средствами для создания комического в пародиях, служит совершенствованию навыков характеристики языковых средств.
-
Урок России. "Древний город, устремленный в будущее" 2011
Данная методическая разработка проводилась на первом уроке в 8-м классе 1 сентября 2010 года. Цель занятия – создание условий для формирования ценностных ориентаций нравственно-патриотической направленности учащихся через обращение к миру духовных и культурных ценностей российского народа на примере истории и культуры г. Ярославля, Ярославского края.
-
Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака по стихотворению "Во всем мне хочется дойти до самой сути…" 2011
В ходе урока осуществляется осмысление темы творчества в поэзии Пастернака; развитие навыков анализа стихотворного произведения; развитие устной речи, выразительного чтения.
-
Лирика. Ритм и размер. Двусложные размеры (ямб и хорей) 2011
Урок нацелен на практическое применение знаний по строению, ритмике и размеров стихотворения. В уроке используется раздаточный дидактический материал, творческие задания, рисунки детей. Урок насыщен доступными для этого возраста стихотворениями, которые помогают учащимся освоить особенности двусложных размеров – ямба и хорея.
-
Жизнь и творчество Александра Блока 2011
Урок помогает расширить представление о творчестве А.Блока; углублять читательскую культуру; развивать выразительность устной речи; развивать творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитывать интерес к творчеству русских писателей; повышать духовный уровень учащихся.
-
"Опять весна" (мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по лирике Б.Л. Пастернака) 2011
Преподавание поэзии – одна из сложнейших проблем. Статья содержит материал для проведения мастерской по лирике Б.Л. Пастернака. Технология проведения основана на индивидуальном и совместном творческом поиске, направлена на формирование у учащихся мировоззренческих установок, на приобретение прочных знаний и аналитических навыков. На занятии широко применяются приёмы, воздействующие на эмоциональную сферу старшеклассников, что помогает увидеть своеобразие пастернаковской поэтики.
-
Литературное кафе "Бродячая собака" 2011
Понятие "Серебряный век" относится прежде всего к поэзии. Для этого времени характерна активная литературная жизнь: книги, журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие литературных талантов. Вечер в литературном кафе "Бродячая собака" способствовал привитию читательского интереса школьникам, расширению их литературного кругозора.
-
С.Сейфуллин "Жаворонок", В.Жуковский "Жаворонок" 2011
Стихотворения С.Сейфуллина и В Жуковского "Жаворонок" обогащают духовный мир ребенка, учат видеть красоту в природе, На уроке используется один из методов развивающего обучения – аналитическая беседа. Суть данного метода состоит в "пошаговой" отработке учебного материала, применяя приёмы логического мышления (анализ, сравнение, обобщение), приёмы умственной деятельности (выделение главного, выявление причины и следствия, раскрытие сущности явления) с заключительным выводом.
-
Болдинская осень А.С. Пушкина 2011
Болдино – родовое поместье Пушкиных. Именно здесь Александр Сергеевич создал свои наиболее значительные произведения. Эта удивительно плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил название "Болдинской осени". Презентация может быть использована на уроках изучения биографии Пушкина (1830–1834 годов), произведений, созданных в болдинский период, а также на внеклассных мероприятиях.
-
Изображение войны 1812 г. в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". 10-й класс 2011
Урок промежуточной аттестации представлен в форме игры "Умники и умницы" и соблюдает ее правила. Обязательны порядок и права прохождения дорожек: на красной нельзя делать ошибок, на желтой допустима одна ошибка, на зеленой – две ошибки. "Теоретики", дающие правильные ответы вместо ошибочных ответов игроков, получают ордена и позже поощряются оценками. Финал представлен в виде презентации РРТ, что облегчает игрокам восприятие заданий, снимает долю напряженности итогового тайма. Подобная работа способствует внимательному, вдумчивому прочтению текста, выработке внимательного отношения к авторскому слову, укрепляет читательский интерес к творчеству Л.Н. Толстого.
-
Урок литературы по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени" 2011
Урок литературы в 8-м классе призван познакомить учащихся с рассказом, выявить позицию автора в изображении любви, определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь, показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения.
-
Учебное проектирование в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету 2011
В статье изложены основные этапы работы над проектом «Метафора в рисунках», преимущества метода проектов в урочной и внеурочной деятельности. Цель работы: создать сборник «Иллюстративный материал к метафорам в стихотворениях А.С.Пушкина». Участники проекта предположили, что если проследить, как создается метафора, если попытаться перевести ее в рисунок и потренироваться самим сочинять метафору, то это поможет им лучше понять данный художественный прием, увидеть его красоту.
-
Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина) 2011
В основе урока – подробный анализ текста 1-й главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Цель анализа – расширить представление учащихся о главном герое романа, определить причины потери его интереса к жизни. Важнейшим этапом урока является сопоставление героя романа с автором, позволяющее дать ответ на вопрос, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.
-
Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказка "Медведь на воеводстве" 2011
Урок знакомит учащихся 10-го класса со сказкой, особенностями жанра сказок "для детей изрядного возраста". На уроке вспоминаются теоретические понятия, готовясь к итоговой аттестации в форме ЕГЭ: устное народное творчество, народная сказка как фольклорный жанр, особенности литературных сказок, тема, идея, композиция произведения, художественные образы; понятия комического, иронического, саркастического, сатирического, эзопова языка.
-
"Слово о полку Игореве" в искусстве 2011
В работе предлагается методическая находка - восприятие литературного произведения через многообразие видов искусства: живопись, музыку, литературу. Работа на протяжении урока сопровождается использованием иллюстраций, работой с художественным текстом, прослушиванием отрывков из оперы. Заканчивается просмотром фильма, монтированного учениками: иллюстрации "Слова...", сопровождающиеся исполнением Е.Гудухина "Плача Ярославны".
-
«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса» 2011
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики.
-
"По дороге к Пушкину" (А.Ахматова. "В Царском Селе") 2011
Анализ стихотворения построен с использованием технологии формирования правильного типа читательской деятельности. Цель анализа – читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации, корректировка авторским смыслом, обучение выразительному чтению.
-
"Человек дела" и "деловой человек" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2011
Урок помогает учащимся понять античеловеческую сущность теории Раскольникова, вовлекает их в обсуждение проблемы нравственного выбора в литературе, учит видеть и интерпретировать художественные детали в произведении. Роман «Преступление и наказание» рассматривается в контексте русской литературы XIX века.
-
Предромантическая версия инцеста в рассказе И.М. Карамзина "Остров Борнгольм" (1793 г.) 2011
Цель работы – проанализировать систему мотивов инцеста в русской литературе XVIII века как проявление психологизации литературы; изучить инцестуальные проявления в поведении человека в социально-антропологическом, мифологическом и художественно-эстетическом аспектах.
-
Урок – творческая мастерская в 6-м классе "Ведет нас по жизни Надежда" (по рассказу Б.П. Екимова "Возвращение") 2011
Урок – творческая мастерская знакомит учащихся с рассказом Бориса Екимова "Возвращение". Цель урока – духовно-нравственное воспитание обучающихся. Создаются условия для осмысления ими такой нравственной ценности, как "надежда". Школьникам предоставляется возможность конструирования собственного знания по её пониманию. Создаются условия для самоактуализации, самореализации и самооценки обучающихся, формирования активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки.
-
Литературная игра, посвященная жизни и творчеству А.С. Грибоедова 2011
Литературная игра, посвященная жизни и творчеству А.С. Грибоедова, знакомит учащихся с незаурядным человеком, талантливым писателем и выдающимся дипломатом.
-
Урок-спектакль по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" по теме "Пьеса как художественное произведение и ее сценическое воплощение" 2011
Своеобразие урока – во включённых в него элементах театрального представления: вход в кабинет по билетам, театральные программки с планом урока, антракт, фрагменты инсценировки на уроке. Такая форма позволяет закрепить понятие о художественных средствах драмы как самостоятельного рода литературы; выяснить отличия между пьесой и спектаклем; сформировать представление учеников о технологии драматического творчества. Важной составляющей частью урока является выяснение взглядов Гоголя на назначение театрального искусства.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Рыцарь Вася" 2011
Урок знакомит учащихся с рассказом, призван помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени, дает понятия «герой» и «антигерой», вводит элементы сопоставительного анализа, на конкретном примере служит воспитанию духовно богатой личности – «рыцаря» нашего времени.
-
Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов 2011
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения.
-
Духовная литература. 5-й класс 2011
Урок обобщающий, завершающий изучение раздела "Духовная литература" в 5-м классе. Реализация его целей позволит довести до сознания детей, что сюжеты, темы, образы духовной литературы – неисчерпаемый кладезь мудрости, источник вдохновения.
-
Тема Великой Отечественной войны в творчестве сахалинских поэтов 2011
Сегодня, спустя много лет после окончания войны, тема Великой Отечественной войны продолжает волновать поэтов и писателей, она звучит как предостережение и как призыв к бдительности, она поднимает в людях ответственность за их дела и поступки, она зовет их к тому, чтобы всеми возможными средствами воспрепятствовать новой разрушительной войне.
-
Проект как метод обучения на уроках русского языка и литературы 2011
В статье представлен опыт использования метода проектов в преподавании русского языка и литературы. Дается ответ на вопрос, как найти место в предмете и на уроке для использования проектных технологий. Определен алгоритм проектировочной деятельности для учащихся. Автор проводит классификацию проектов в обучении, представляет подробную структуру проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.
-
Учебный проект и его возможности на уроках литературы 2011
Проект "Летнее чтение, или Наша золотая полка" направлен на повышение интереса учащихся к чтению. Возраст участников 10–12 лет. Практическая цель проекта – чтение книг летом. В статье дается пошаговое описание деятельности учащихся по реализации проекта: от выдвижения и выбора идей достижения целей до продукта проекта – оформления "золотой" полки книг в классе и подведения итогов летнего чтения в сентябре.