Литература
-
Тема счастья в повести И.С. Тургенева "Ася" 2011
Урок в технологии учебного диалога с применением интерактивной доски. Задача учащихся – зафиксировать результаты наблюдений в таблице, отразив все этапы исследования текста повести. Творческий потенциал урока заключается в возможности учеников выразить свой взгляд на счастье и меру ответственности в любви каждого.
-
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций 2011
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников.
-
Проектная деятельность учащихся на уроках литературы 2011
Использование проблемных методов при изучении художественных произведений уже в младших классах подготовит учащихся к восприятию самой идеи проектов. Основным принципом работы учителя как руководителя проекта должно быть не "навязывание учебному процессу хода, противоречащего его природе", а умение, учитывая особенности учащихся класса, определить место каждого из них в данном проекте.
-
М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема природы и человека. Трехсложные размеры стиха 2011
В течение урока обучающиеся анализируют стихотворение М.Ю. Лермонтова "Три пальмы". Шестиклассники продолжают знакомиться с термином "баллада". Учитель с учениками совместно делает выводы о мироощущениях поэта, о мотивах лирики Лермонтова. К концу урока создается представление о целостном анализе художественного текста, дети смогут показать связь поэтического мировосприятия и идейно-художественного своеобразия творчества поэта.
-
Викторина "Шаг в мир Толстого". 8-й класс 2011
Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с широким кругом эстетических явлений. В школьной практике она нередко сводится к эпизодическим массовым мероприятиям. Введение даже элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Видя перед собой пример творческого отношения к делу своих наставников, ученик не представляет и для себя другого стиля деятельности.
-
Праздник, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя "Мои образы из того же тела, что и мы" 2011
Представлен сценарий праздничного вечера, посвященного 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Вечер воспитывает уважительное отношение к русской литературе, трепетную любовь к русскому слову, чувство патриотизма.
-
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"» 2011
Знакомство с творчеством А.И. Солженицына начинается в ХI классе с его рассказов, где в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой автор размышляет над вечными вопросами. Работа над рассказом «Матренин двор» проводится в системе уроков, посвященных «деревенской прозе». Урок направлен на выявление авторской позиции через раскрытие образа главной героини в условиях деревенской жизни России второй половины ХХ века.
-
Особенности изображения природы в стихотворении Ф.И. Тютчева "Неохотно и несмело…". Урок-исследование в 6-м классе 2011
Урок направлен на развитие навыков исследовательской деятельности, ассоциативного мышления, развитие речи школьников. Цель урока: помочь вызвать зрительные образы, проанализировав стихотворения «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело...»; понять настроение, чувства поэта; развивать речь школьников; прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.
-
Андрей Платонов. "Юшка" 2011
Ученики знакомятся с личностью писателя Платонова. Урок проводится с помощью применения презентации, повторяются некоторые литературоведческие термины, ведется словарная работа. Учащиеся в ходе беседы выясняют значение нравственности, определяют платоновскую «формулу жизни» и критерии вечных ценностей, работают над развитием связной письменной и устной речи.
-
К.Воробьев. "Невероятная явь войны" 2011
Урок является итогом размышлений одиннадцатиклассников над очень важными вопросами: Что такое война? Человек – это личность или «пушечное мясо»? Совместны ли такие понятия, как «любовь» и «война»?
-
К вопросу об окказиональных словах 2011
Представленный урок помогает учащимся узнать об окказиональных словах (неологизмах) и способах их образования.
-
Заседание литературного клуба "В купели белой ночи" (по творчеству А.Костюхина) 2011
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством карельского писателя А.Костюнина,открыть нравственный мир писателя на примере его произведений и сформировать у учащихся свою «купель» нравственных ценностей.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству А.П. Чехова 2011
Данная работа представляет собой литературно-художественную композицию, посвящённую творчеству А.П. Чехова. Сценарий включает в себя биографические сведения, специфику и художественные особенности творческой деятельности писателя, а также мини-сценки прозаических и драматургических произведений. Этот материал может быть использован при подготовке презентаций и литературных вечеров!
-
Жизненный и творческий путь А.М. Горького. 11-й класс 2011
Урок "Жизненный и творческий путь Алексея Максимовича Горького" построен в форме исследования. Учащиеся самостоятельно изучают особенности каждого этапа биографии писателя, используя предложенные материалы. Создание общей проблемной ситуации побуждает их изучить истоки формирования личности и мироощущения А.М. Горького, противоречивость его взглядов.
-
Бунт М.Горького против Л.Толстого (по пьесе М.Горького "На дне") 2011
Цель урока – приобщить старшеклассников к одной из самых сложных философских проблем, поднятых в пьесе А.М. Горького «На дне»; развить умение анализировать текст, обобщать и делать логические выводы; использовать формы монологической речи и вести дискуссию. Урок способствует развитию художественного вкуса обучающихся, расширяет их кругозор, готовит к сдаче экзамена по литературе по технологии ЕГЭ.
-
Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве 2011
Все задания на уроке носят межпредметный характер. Урок позволяет сравнить словесные и художественные образы старообрядцев, показать силу духа и влияние исторических событий на искусство и их изображение в литературе и живописи; отметить нараставшее в искусстве стремление показать личность, раскрыть её внутренний мир.
-
Обед с Евгением Онегиным. 9-й класс 2011
Работа знакомит учащихся 9-х классов с ролью кулинарного фона в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". В презентации отражены кулинария онегинской эпохи, блюда русской и французской кухни; можно "погостить" в знаменитом ресторане "Talon", сравнить блюда этого ресторана и блюда, поданные на именинах Татьяны.
-
"Духовность в культуре русского крестьянства". Урок в курсе МХК. 6-й класс 2011
Урок настраивает учащихся на размышление о собственном духовном мире, помогает раскрыть красоту и выявить средства выразительности различных произведений искусств. У учащихся формируются представления о некоторых особенностях жизни крестьянства – тесной связи праздничных и событийных дат с именами святых, почитаемых на Руси, природных явлений.
-
Праведник земли Русской. Русский национальный характер (по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"). 10-й класс 2011
На уроке рассматривается один из "вечных" проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, "русской" душе. На примере судьбы героя "Очарованного странника" Ивана Флягина исследуются понятия "праведничество", "странничество", поиск смысла жизни; выявляются черты русского национального характера.
-
От тайны слова к тайне факта. Урок анализа лирического стихотворения. 9-й класс 2011
Развитие творческого мышления и всего комплекса творческих качеств личности осуществляется в процессе усвоения учащимися методов творческой деятельности. Одним их факторов успешного решения данного вопроса является воспитание у учащихся чувства любви к родному языку.
-
Развитие навыков аргументации у детей на уроках риторики 2011
В статье рассматриваются возможные пути и средства развития навыка аргументации у детей 9–12-ти лет на занятиях по риторике. Аргументация представлена в историческом контексте с точки зрения её важности в человеческом общении. Анализируется существующая научно-методическая база обучения аргументации и рассматривается опыт внедрения экспериментальной авторской учебной программы.
-
Лирика природы в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета 2011
Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня литературному образованию в школе, является использование методов, которые способствуют формированию у учащихся умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, выдвигать гипотезы, анализировать с точки зрения поставленной проблемы.
-
Мастерская ценностных ориентаций по произведению Анатолия Алексина "Безумная Евдокия" 2011
Урок помогает познакомить ребят с творчеством писателя Анатолия Алексина, открыть для них сложный мир взрослых, научить чувству ответственности за совершаемые поступки, научить толерантному, уважительному отношению к другим людям, заинтересовать ребят изучением психологии человека, способствовать развитию человеческих талантов, в том числе нравственного.
-
Поэма "Тристан и Изольда" – воспевание индивидуального самоутверждения героев перед лицом жестокости общества. 9-й класс 2011
Урок помогает познакомить учащихся с жанром рыцарского романа и его особенностями; отработать навыки компаративного анализа текста.
-
Интегрированный урок литературы (литература, живопись, музыка) по теме "Знакомство с некоторыми жанрами китайской и японской поэзии" 2011
Интегрированный урок литературы (литература, живопись, музыка) «Камешки на ладони» по теме «Знакомство с некоторыми жанрами китайской и японской поэзии» проводится в 7-м классе. Учащиеся знакомятся с жанрами китайской поэзии – цзацзуань и синквейн. А также японской поэзии – хокку.
-
Урок-путешествие по героическим страницам русских былин "Дела давно минувших дней" 2011
Урок основан на материалах киевских и новгородских былин. Он может быть проведен как итоговый в рамках изучения данной темы или как внеклассное мероприятие по литературе. В ходе урока учащиеся обращаются к тексту былин, в игровой форме познают особенности фольклорного жанра, акцентируют внимание на центральных образах былин – образах богатырей. Дети развивают навыки декламационного чтения, формируют музыкальную и художественную культуру.
-
Бинарный урок "По следам Сетона-Томпсона" 2011
Урок основан на рассказах Сетона-Томпсона «Лобо», «Медвежонок Джонни», «Арно» и повести «Домино». При подготовке к уроку учащиеся используют материал о жизни волка и лисы в дикой природе, о многообразии подвидов медведей и о разведении человеком голубей. Учащиеся знакомятся с личностью и творчеством натуралиста, художника и писателя Сетона-Томпсона, понимают важность наблюдения за животным миром.
-
Основы религиозных культур и светской этики. Герои былых времен 2011
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся.
-
Урок литературы по теме "Встреча с одиночеством" 2011
Проблемно-диалогический метод – главный метод работы учителя по образовательной программе "Школа 2100". Данная статья представляет собой конспект урока литературы в 5-м классе по рассказу В.Распутина "Мама куда-то ушла".
-
Внеклассное чтение по рассказу Сетон-Томпсона "Уличный певец" 2011
Урок позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к творчеству писателя, к его произведениям о природе.