Цель:
- Создание условий для формирования системы знаний: ознакомление учащихся с новым рассказом, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, прививать нравственные качества.
- Создание условий для формирования умений и навыков общения, взаимодействия при работе в парах и группах.
- Организация работы по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, находить закономерности).
- Учебно-информационных умений (работа с учебником).
Ход урока
Деятельность учащихся | Методические приемы и педагогическая деятельность | Умения, формируемые у учащихся | ||||||||||||||
I. Вызов 1. Актуализирует имеющиеся знания. 2. Пробуждает интерес к получению новой информации 3. Побуждает ученика к активной работе на уроке и дома. 4. Организует обмен мнениями. |
||||||||||||||||
Слайд 1 Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну. – Как вы понимаете это выражение? – Сегодня мы будем открывать тайну слова, размышлять, анализировать, делать выводы. – Прочитайте цитаты и поставьте + против той, которая понравится и подумайте над содержанием |
Умение работать с пословицами, анализировать, выделять главное. Концентрация внимания. |
|||||||||||||||
(Выслушивание ответов) – Что общего у всех цитат? Размышление о жизни; смысле жизни; – Сегодня мы будем читать в разделе: «Оглянись вокруг». Познакомимся с рассказом Г. Сенкевича «Янко-музыкант» |
Работа с таблицей | Представление информации в табличном виде. | ||||||||||||||
II. Осмысление Побуждение ученика: 1. Получить новую информацию; 2. Осмыслить ее; 3. Соотнести с уже имеющимися знаниями. |
||||||||||||||||
1. Подготовка к восприятию. Слайд 2 – Генрик Сенкевич – известный польский писатель . В своих произведениях показал тяжелую жизнь крестьянства, характерную не только для Польши, но и для России. Слайд 3. Прочитайте название и начало рассказа (нес колько строк). Догадайтесь, о ком будет это произведение? |
||||||||||||||||
2. Лексическая работа: Слайд 3 Поденщица – работница, которая занята временным трудом. Подпасок – помощник пастуха. Приказчик – человек, который контролирует работу в хозяйстве помещика. |
Работа с учебником. | |||||||||||||||
Чтение учащимися 3-х частей (работа в группах) | Чтение с остановкой. | Умение слушать, вести диалог, искать оригинальные решения. |
||||||||||||||
– У вас на партах лежат листы для решения проблем. (Приложение 1.) Обсудите в группах и решите какую главную проблему должен решить герой – (Выслушивание ответов) (Иметь скрипку и играть на ней.) – А теперь просмотрите еще раз прочитайте рассказ и заполните, какой информацией снабдил нас рассказ, запишите. (Выслушивание ответов) |
Стратегия «Идеал» Работа с листом для решения проблем |
Работа с учебником, умение слушать, высказывать свою точку зрения, свое отношение. |
||||||||||||||
Слайд 4: · Родился слабый, хилый · Мать любила его по-своему, но часто поколачивала · На 8 году был подпасынком. · Повсюду слышал музыку · Смастерил скрипку из дранок, и сам походил на свою скрипку, которая еле звучала. · Почти умирал с голоду – А что нужно знать герою для решения проблемы? (Работа в группах) (Выслушивание ответов) – Как можно решить эту проблему? (Работа в группах) (Выслушивание ответов) – Какой наилучший способ решения проблемы? |
Умение внимательно читать. |
|||||||||||||||
А теперь прочитаем рассказ до конца. Сможет ли Янко осуществить свою мечту?
– Оправдались ли наши предположения? Г. Сенкевич показал тяжелую жизнь детей 18-19 века, страшную действительность того времени. – Было бы лучше, если бы Янко подчинился окружающим его людям? |
Умение вести диалог, высказывать свою точку зрения, отвечать на прямые, уточняющие вопросы. | |||||||||||||||
III. Рефлексия Побуждение ученика на целостное осмысление, обобщение полученной информации. Формирует у каждого из учеников собственное отношение к изучаемому материалу. |
||||||||||||||||
–Что особенно взволновало тебя в этом рассказе? – Прочитайте рассказ еще раз и подготовьтесь ответить на вопросы в группах. 1 г. В чем заключается основная мысль рассказ? Ответьте, опираясь на текст. |
Поиск ответов на толстые и тонкие вопросы. |
Умение обобщать, выделять главное, делать выводы. | ||||||||||||||
2 г. Придумайте 3 толстых и 3 тонких вопроса 3 г. Расставьте цифры рядом с вопросами так, чтобы они располагались соответственно содержанию рассказа. 1. В какое время жил Янко? 2. Чем занимался Янко в детстве? 3. Как выглядел Янко? 4. Какая была у него мечта? 5. Сбылась ли у него мечта? 6. Как погиб Янко? |
Установление причинно- следственных связей. | Умение высказывать свою точку зрения. Осознание учебной задачи. | ||||||||||||||
4 г. Составьте синквейн. | Синквейн | |||||||||||||||
– Почему произведение назвали «Янко-музыкант?» – Над чем заставляет задуматься рассказ? – Посмотрите на цитаты с которыми мы работали в начале урока. – Какая подходит к нашему рассказу? Почему? |
Контрольные вопросы | |||||||||||||||
– Мы сегодня работали в группах. Давайте каждый оценит сам себя.
Я активный – Я слушаю своих – Я внес предложение – Принял участие в обсуждении – |
Умение работать в группе, овладение способом самоконтроля, самооценки. | |||||||||||||||
– Спасибо за работу, кто работал хорошо, старался. Домашнее задание: с. 121 (вопрос 4) или придумайте конец рассказа со счастливым концом |
Дифференцированная работа
эссе |
Владение методами решения творческих задач. |