Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации

Разделы: Биология, Литература


Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся.

Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Интегративный урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности.

Примером такого занятия может служить интегративный урок биологии и русского языка в 6 классе по теме “Корень как значимая часть растения и слова”. (Приложение 1) Целью урока является формирование навыка многоаспектного анализа предмета исследования на примере интеграций знаний, полученных на уроках биологии и русского языка.

Достижение цели требует реализации следующих задач:

1) обобщить знания учащихся о строение корня как биологического и лингвистического объекта.
2) развивать умения анализировать, систематизировать и интегрировать знания разных наук для построения целостной картины мира.
3) воспитывать интерес к исследованию объекта с точки зрения разных наук; апробация формы взаимодействия с одноклассниками в рамках делового общения

Тип урока: творческое обобщение.

Методы обучения: частично-поисковый

Деятельность учащихся организована в форме групповой работы.

Оборудование урока: карточки с заданиями, гербарий растений с различными корневыми системами, мультимедийное оборудование.

Этапы урока:

1. Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для осуществления многоаспектного анализа. На данном этапе урока осуществляется обозначение образовательного объекта урока, создание необходимой образовательной среды и выявление личного опыта учащихся по отношению к образовательному объекту урока.

2. Проблематизация и постановка исследовательских задач. Совместная с учащимися формулировка целей урока и постановка исследовательских задач.

3. Творческое обобщение материала по теме “Корень как значимая часть растения и слова”. Учащиеся выполняют задания в группах, отвечают на вопросы, актуализируя усвоенные ранее знания о корне как о значимой части растения и слова:

  • Доказательства значимости корня
  • Модификации (видоизменения) корней
  • Системы корней
  • Слова и растения без корня

4. Рефлексия. Организация индивидуальной рефлексия каждого по осознанию происходящего на уроке, формирование эмоционально-ценностного отношения к пережитому опыту посредством создания синквейна.

КОРЕНЬ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ
ФОРМИРУЕТ УДЕРЖИВАЕТ СОСТАВЛЯЕТ
КОРЕНЬ КАК ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ РАСТЕНИЯ И СЛОВА
ОСНОВА

Интегративный урок как одновременная работа с разными способами познания одного и того же объекта способствует развитию социального интеллекта. У учащихся формируется социальная память (любознательность, эрудированность, сообразительность, логичность, способность находить аналогии, умение сопоставлять), социальные знания (ориентация в фундаментальных проблемах изучаемых наук, владение общим подходом к выяснению сути любых объектов и явлений), социальная интуиция (находить связи с родственными идеальными и реальными объектами). Интеграция в обучении создает предпосылки для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и профессиональной сфере.

Приложение 2