Цель: воспитание в учащихся такого нравственного качества, как милосердие.
Здравствуйте все, кто собрался сегодня в этом кабинете!
Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, разволновались, увидев столько гостей?
Я тоже немного волнуюсь, но хочу сказать: не бойтесь! Посмотрите друг другу в глаза, пожмите руки, а кому до сих пор страшно - вот вам мои руки, потрогайте их – и вы успокоитесь. И вообще сейчас мы не будем делиться на выступающих и жюри, сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном, о том, что волнует всех живущих на этой планете. Поговорим сегодня о милосердии. Скажу сразу: будет нелегко, это не викторина или конкурс, сегодня у нас необычный классный час, сегодня у нас Мастерская. Перед каждымлист бумаги, чтобы не забыть что-то очень важное, записывайте свои впечатления, ассоциации.
Итак, мы начинаем.
Вспомните своё утро…Звук будильника …Ласковые мамины глаза…Горячий завтрак на столе… Добрые лица людей, спешащих на работу….Как приятно всё это вспомнить! А у нашей жизни есть и обратная сторона, порой мы просто её не замечаем. (Презентация 1)
Это тоже наше время, и оно порой бывает жестоким. По официальным данным, в России на сегодняшний день насчитывается более 700 тысяч детей-сирот, более 2 миллионов детей и подростков абсолютно неграмотны, более 6,5 миллионов несовершеннолетних детей, граждан России, постоянно нуждаются в систематической каждодневной защите со стороны государства и общества.
Многие люди живут в бедности, даже в нищете, многие взрослые не имеют работы… Алкоголизм, наркомания… И очень много жестоких людей. Как теперь жить? В страхе забиться в угол? Самому стать жестоким, уверяя себя: “Если все люди злые, то и я буду таким же”?
Нет, нет и нет! Мир всегда был жестоким, но всегда были люди, которые не ожесточались в ответ и старались быть добрее, старались любить людей и любить свой мир, свой век, своё время – потому что это же наше время, другого для нас не будет…
Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.
-Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.
- Я ищу человека, - ответил Демосфен.
Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.
- Человека, - снова ответил Демосфен.
- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.
- Я ищу человека…
- Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках? (Человека с большой буквы)
- А какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было Че-ло-век с большой буквы?
- А как вы понимаете слово “милосердие”? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (Милосердие – сопереживание, жалость, терпимость, чуткость, сочувствие, понимание, доброта, уважение и т.д.)
Как уже говорилось, мы живём в непростое, жестокое время, порой мы настолько привыкаем к нему, что не замечаем или не хотим замечать того, что происходит вокруг нас. А камеры видеонаблюдения иногда запечатлевают такие моменты, после просмотра которых становится страшно, так и хочется крикнуть: “Ау, человек! Где ты? Откуда в тебе всё это?” Есть такая причта: когда-то очень-очень злой человек посадил цветок. Когда поливал его, то рассказывал ему злые истории. Вырос цветок, созрели его семена, дунул ветер и разнёс по всему миру плоды зла. И попали эти семенав некоторые души человеческие. Давайте посмотрим фрагмент передачи “Человек и закон” и подумаем, чем заражены девушки, которые не помогли попавшей под электричку студентке. (Материалы данной передачи ищи по ссылке, помещённой в Приложение 1)
Не дай бог вам встретить на жизненном пути таких жестоких, бессердечных людей.
- А вы никогда не задумывались над тем, а какие вы? Давайте проанализируем своё внутреннее Я, но несколько необычным способом, методом “вживания”. Напишите группой маленькое эссе.
1 группа - “Что думает мой сосед обо мне”.
2 группа - “Представьте себе, что вы кот, который живёт у вас в доме. Что вы видите, слышите, чувствуете?”
3 группа – “Мне 70 лет, я прожил непростую жизнь, у меня есть дети, внуки, но….”.
4 группа (взрослое жюри) – “Я взрослый, уважаемый человек! Как смеет этот……?”.
5 группа (детское жюри) – “У меня скоро экзамены, времени совсем нет, а тут ещё это поздравление ветерана…”.
(3 мин.)
Да, вопросы, заданные вам, были непросты...Отвечать на них вам придётся всю жизнь… Признаться самому себе, а какой я и ответить честно – это очень трудно.
Сейчас мы задумались над тем, какие мы. А какие они, герои песни - причти Светланы Копыловой “Окно”? (Ссылка на видеоролик находится в Приложение 2)
- Ребята, а что обозначает слово “притча”?
- Давайте мы с вами проанализируем эту песню-притчу, подумаем, а что здесь поучительного.
Итак, больничная палата, в которой находятся два больных человека. Чего, казалось бы, они могут желать, кроме выздоровления? Все мысли, чувства должны быть направлены на это.
- Но один человек, несмотря на то, что его мучают физические боли, заражён ещё одной болезнью. Какой? (Завистью)
- Чему же он завидует? (Тому, что другой может смотреть в окно и видеть жизнь, происходящую там, за окном)
Действительно, будучи здоровыми, мы подчас не придаём значения таким простым, но замечательным событиям, которые происходят в нашей жизни: посидеть с удочкой на берегу, прогуляться с бабушкой, просто посмотреть на голубое небо и порадоваться, что ты есть в этом мире, что ты жив и здоров.
- Человек завидует и завидует не на шутку. Какова степень его зависти? (Он даже перестал есть, зависть его уничтожала)
- Как часто в повседневной жизни мы завидуем, казалось бы таким мелочам: новым джинсам одноклассника, тому, что кому-то больше денег на карманные расходы дают. Нам кажется, что это мелочи, а из таких мелочей вырастает в душе большая злоба. Вот и герой притчи запустил себе в душу зависть, а сам не заметил, как подпал под её власть и убил человека.
- Как вы думаете, ребята, а действия больного подпадают под статью закона? (Он больной, его никто не может наказать, а в законе есть статья, которая предусматривает наказание за неоказание помощи)
- Итак, заветное место у окна свободно…Он выглядывает в окно и видит глухую стену… Каково же было его удивление, что сосед его вообще был слепым и всё, что рассказывал, он просто выдумал…
- А ещё больше он удивился ответу медсестры: “Он Вас хотел утешить”.
- Наверное, этот больной когда-то выздоровеети выйдет из больницы…. Но сможет ли он жить так, как жил до этой истории?
- Как вы думаете, есть шанс, что этот человек изменится?
- Можно ли ему как-то загладить вину перед своей совестью?
Перед вами ребята листы с высказываниями великих людей о милосердии, предлагаю выбрать одно из них и написать письмо герою притчи. (Приложение 3)
Давайте, ребята, будем милосердными, не будем укорять этого несчастного человека, а напишем ему письмо, поможем добрыми советами, подскажем, как жить дальше, чтобы не совершить новых нехороших поступков. (Ученики пишут письмо, а затем зачитывают)
Милосердие…Слово-то какое доброе, а звучит-то оно как ласково.
- А можно ли воспитать в себе милосердие? (Можно, если делать красивые поступки)
- А какие поступки можно назвать красивыми?
Я очень хотела бы, чтобы вы научились быть милостивыми, научились не озлобляться, а прощать, проявлять милость, проявлять ту любовь к людям, которая живёт в душе у каждого из нас.
Подходит к концу наш классный час, давайте попробуем выразить своё внутреннее состояние от этого занятия несколькими предложениями.
“Сегодня я понял, что…..”. (Во время выполнения задания показывается Презентация 2)
Мы заканчиваем Мастерскую. Я вам предлагаю вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? К кому отнёсся с милостью? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости?
И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.