В современной школе классно-урочная система обучения отличается большим разнообразием типов и видов уроков. В этих условиях учителю необходимо продумать такую систему логически взаимосвязанных уроков, применение которых позволит ему обучать детей с использованием современных педагогических технологий, в частности информационно-компьютерных, позволяющих добиваться высоких результатов с полным освоением учениками учебного материала, овладением ими опытом поисковой и творческой деятельности.
В настоящее время учеными и учителями-предметниками создано достаточно программ, ориентированных на использование информационно-компьютерных технологий, среди которых выделяются три группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие. От того, насколько продумана учителем организация учебного процесса, какие при этом будут использованы технологии обучения, во многом зависит результат преподавания, глубина и прочность полученных учащимися знаний, умений и навыков применять эти знания на практике. Определяя направление своей деятельности в учебном процессе по литературе, исходя из специфики особенностей самого предмета, учителю необходимо использовать не только традиционные формы и методы обучения, но и сочетать их с компьютерной поддержкой. От того насколько совершенны и целесообразны организационные формы урока, обусловленные содержанием программ и учебников, во многом зависит и эффективность обучения литературе.
На уроках литературы учащиеся должны не только учиться мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать его, делать обоснованные выводы, но и усваивать правильное, свободное употребление языковых средств в устной и письменной речи. Однако решить эти проблемы можно лишь тогда, когда учащиеся проникнутся интересом к произведению, когда прочитанный текст останется в их памяти. Это позволит вызвать у детей отклик и желание высказаться о нем. Чтобы это осуществилось, учителю необходимо выбрать такой тип урока и найти такую форму, которая позволит ученикам проявить индивидуально-личностные черты и получить широкий простор деятельности.
Программа по литературе для общеобразовательной школы под редакцией Г.С. Меркина рекомендует изучение поэзии А.Т. Твардовского в 8 классе на основе поэмы «За далью – даль», предполагая обзорный характер уроков с выборочным чтением отдельных глав. Однако, по словам самого А.Т. Твардовского, «преподавание литературы – творческое дело», урок литературы «должен быть часами воодушевления, эмоционального подъема, нравственного прозрения» [19]. Нельзя не согласиться с мнением поэта о том, что «литература в школе делает то самое дело, что и в жизни, – формирует человеческое сознание, миропонимание, личность человека в пору его наибольшей восприимчивости, наибольшей впечатлительности и даже просто памятливости», поэтому ученик должен стать прежде всего читателем, так как серьезный анализ произведения будет невозможен без хорошего и полного знания текста. Исходя из этого, в работе над поэмой «За далью – даль», необходимо предусмотреть прочтение учащимися всей поэмы, каждой главы без купюр, после чего анализировать, перечитывая в классе самые значительные отрывки с комментариями идейно-эстетического характера, переходящими в беседу. Такая работа позволит воспитывать личность, оказывать влияние на становление духовного мира ученика и выбор им нравственных ориентиров.
Предлагаемая учебно-методическая разработка по изучению поэзии А.Т. Твардовского предусматривает систему уроков, объеденных общей темой «Судьба страны в поэме А.Т. Твардовского «За далью – даль». Работа над поэмой спланирована следующим образом:
- вступление к общей теме уроков;
- урок первый « Мне нужно наглотаться воздуха времени»;
- урок второй «А мир огромный за стеною…»;
- урок третий «Тут ни убавить, / Ни прибавить, – / Так это было на земле»;
- урок четвертый «Так песня спелась…».
На заключительном этапе учащиеся выполняют письменную работу – домашнее сочинение.
Данная система изучения поэмы, состоящая из четырех уроков, носит логически выстроенный характер и содержит в себе целевые установки, планы, описание хода уроков, презентации, задания учащимся различного типа и другие дополнительные материалы.
Каждый урок состоит из вступления и пяти этапов:
1-ый этап: объявление темы, постановка цели и задач урока;
2-ой этап: формирование новых знаний, умений, навыков;
3-ий этап: обобщение и систематизация знаний;
4-ый этап: подведение итогов;
5-ый этап: информация о домашнем задании, выставление оценок.
Урок 1
Вступление, общая тема уроков: «Судьба страны в поэме А.Т. Твардовского «За далью – даль». Эпиграф ко всей теме.
Тема урока: «Мне нужно наглотаться воздуха времени».
Тип урока: урок-исследование с презентацией.
Цель урока: формирование компетенций учащихся:
учебно-познавательные:
познакомиться с особенностями жанра и сюжета; разобраться в проблематике поэмы; определить роль художественных приемов;
ценностно-смысловые:
углубить представление о личной и творческой биографии Твардовского; познакомиться с общественной деятельностью писателя; увидеть постоянный и мучительный путь писателя к правде; проследить утверждение автором человеческих ценностей;
коммуникативные:
развивать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать, интерпретировать, вступать в диалог; учиться давать обоснование оценки прочитанного;
общекультурные:
раскрыть нравственный смысл поэмы; воспитывать чувство ответственности за будущее; воспитывать отрицательное отношение к нечестности, лицемерию в литературе и литературной халтуре; умение делать свой выбор.
Задачи урока:
повторить основные вехи биографии поэта. Познакомиться с творческой историей поэмы «За далью – даль», замыслом автора и его осуществлением. Показать своеобразие жанра поэмы. Исследовать главы «В дороге», «Две дали», «Литературный разговор», «С самим собой» по проблеме «Духовное и творческое возрождение героя».
Знания, умения, навыки, которые приобретут учащиеся:
Знание судьбы А.Т. Твардовского – честного перед собой и читателями писателя; понимание творческой истории поэмы, особенностей жанра и сюжета; понимание темы и проблематики поэмы.
Умение формулировать цели урока; осмысливать, выделять главное и систематизировать информацию; умение интерпретировать, вступать в диалог и делать свой выбор; умение давать обоснование оценки прочитанного; рефлексия.
Навыки по составлению плана биографии писателя, написанию конспекта урока, работы со словарем.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Мотивация учащихся:
Жизнь и творчество А.Т. Твардовского обязательны для изучения в 8 классе согласно программе для 5-9 классов общеобразовательной школы. Поэма «За далью – даль» входит в программу и является обязательной для изучения.
Подобные уроки позволяют учащимся не только познакомиться с жизнью поэта, творческой историей поэмы, но и повторить ранее полученные в рамках учебной программы знания, вызывают интерес к творческому прочтению поэмы. Позволяют определить круг читательских интересов. Они вызывают стремление к взаимодействию и контактам с одноклассниками, развивают воображение, создают ситуацию новизны, пробуждают эмоционально-нравственные переживания.
Ход и содержание урока: Приложение 1. Презентация 1.
Проверка и оценивание ЗУН: умение анализировать и интерпретировать поэтический текст, отбирать и систематизировать информацию, выразительно читать.
Рефлексия деятельности на уроке: учащиеся отвечают на вопросы:
- Уникальна ли ситуация, в которой оказывается лирический герой в начале поэмы?
- Есть ли ответ на этот вопрос в следующих высказываниях героя: «Я в эту бросился дорогу…» / «и хвать писать - / Пропал запал!» / «…нам дорога – лучший быт: / Она трясет и бьет, / А лечит. / И старит нас, / А молодит»?
Алексей Кондратович пишет: «мгновение – не сущий пустяк, а событие, как бы венчающее большую внутреннюю работу к приступу, началу самой работы над произведением. Работу огромную, до времени потаенную, невидимую и даже не всегда сознаваемую самим поэтом».
- Прокомментируйте слова А. Кондратовича.
- Как связано это высказывание с автором поэмы?
- Как вы думаете, почему автор не назвал свое произведение книгой?
Домашнее задание:
- Перечитать 5, 7, 10, 11, 12 главы поэмы «За далью – даль».
- Самостоятельно проанализировать главы 3 и 4, определить стихотворный размер.
3. Ответить на вопрос № 6 стр. 128 учебника.
Урок 2
Тема урока: «А мир огромный за стеною…»
Тип урока: урок-исследование с презентацией.
Цель урока: формирование компетенций учащихся:
учебно-познавательные:
развивать самостоятельную познавательную деятельность: поиск новых форм обработки и анализа информации; показать идейно-художественное значение поэмы «За далью – даль» и приемы, которые использует автор; развивать навык составления в ходе урока конспекта; углубить знания о жанре поэмы.
ценностно-смысловые:
пройти дорогами поэта и понять чувства лирического героя поэмы; осознать дорожные впечатления автора, переплетенные с путешествием памяти; вызвать чувство восхищения трудовым подвигом народа.
коммуникативные:
развивать навыки работы в группе при анализе лирического текста с аргументацией собственных выводов; умение высказывать свою точку зрения.
общекультурные:
приобщиться к нравственным ценностям; воспитывать гражданские чувства; формировать чувство коллективного сотрудничества.
Задачи урока:
Понять идейно-художественное значение поэмы «За далью – даль» и увидеть приемы, которые использует автор. Исследовать проблему «Страна на пути к счастью народа», работая в группах с главами поэмы: «За далью – даль», «Две кузницы», «Фронт и тыл», «Две дали», «Огни Сибири», «Москва в пути». «На Ангаре». Написать синквейн.
Знания, умения, навыки, которые приобретут учащиеся:
Понимание Сибири как художественного открытия А.Т. Твардовского; понимание «народности в литературе»; осознание трудового подвига русского народа и его изображения в поэме.
Умение формулировать цели урока; осмысливать, выделять главное и систематизировать информацию; умение интерпретировать, вступать в диалог; умение работать в группах; рефлексия.
Навыки коллективного сотрудничества на уроке при анализе лирического произведения; составлению плана-конспекта урока; навыки работы со словарем и написанию синквейна.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Мотивация учащихся:
Подобные уроки позволяют учащимся не только развивать самостоятельную познавательную деятельность, но и стремиться к новым формам обработки и анализа информации; вызывают стремление обратиться к товарищу в ходе урока, осознать способы коллективной работы. Они вызывают интерес к переключению с индивидуальной работы к коллективной и обратно, создавая ситуацию новизны, пробуждая эмоционально-нравственные переживания.
Ход и содержание урока: Приложение 2. Презентация 2.
Проверка и оценивание ЗУН: умение анализировать и интерпретировать поэтический текст, отбирать и систематизировать информацию, выражать свое мнение и оценивать мнение окружающих.
Рефлексия деятельности на уроке: учащиеся отвечают на вопросы:
- Смогли ли мы раскрыть эту тему?
- Что оставили без внимания?
- Как вы оцениваете нашу работу на уроке?
- Что удалось, а что нет?
Творческая работа: составление синквейна.
Домашнее задание:
- Самостоятельно проанализировать главу 13 «К концу дороги».
- Перечитать главы: 9 – «Друг детства», 14 – «Так это было».
Урок 3
Тема урока: «Тут ни убавить, / Ни прибавить, – / Так это было на земле».
Тип урока: урок-исследование с презентацией.
Цель урока: формирование компетенций учащихся:
учебно-познавательные:
продолжить развитие самостоятельной познавательной деятельности; показать трагические страницы истории Отечества и их отражение в поэме; расширить представление учащихся о культе личности; углубить знания о жанре поэмы.
ценностно-смысловые:
понять чувства лирического героя поэмы; вызвать чувство уважения к автору в его стремлении к честности и правдивости повествования.
коммуникативные:
продолжить развитие навыков работы с текстом лирического произведения, высказывая свою точку зрения и делая обоснованные выводы.
общекультурные:
приобщить учащихся к нравственным ценностям; воспитывать гражданские чувства; формировать чувство коллективного сотрудничества.
Задачи урока:
Увидеть трагические страницы истории Отечества и их отражение в поэме; понять культ личности. Проникнуться чувством уважения к автору в его стремлении к честности и правдивости повествования. Написать синквейн.
Знания, умения, навыки, которые приобретут учащиеся:
Знание и понимание истории своей страны, и ее отражение в поэме А.Т. Твардовского «За далью – даль».
Умение критически осмысливать прочитанное, выделять главное и систематизировать информацию; умение интерпретировать, вступать в диалог и делать выводы; умение работать индивидуально и в группах; рефлексия.
Навыки по коллективному анализу лирического произведения, составлению плана-конспекта урока, работы со словарем и написанию синквейна.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Мотивация учащихся:
Подобные уроки позволяют учащимся не только развивать самостоятельную познавательную деятельность, но и стремиться к новым формам обработки и анализа информации; вызывают инициативу и намерение выяснить отношение товарищей к своим выводам, желание принять участие во взаимоконтроле и оценке деятельности класса и определить удовлетворенность своими результатами.
Ход и содержание урока: Приложение 3. Презентация 3.
Проверка и оценивание ЗУН: умение анализировать и интерпретировать поэтический текст, отбирать и систематизировать информацию, давать оценку собственным выводам.
Рефлексия деятельности на уроке: учащиеся отвечают на вопросы:
- Друг детства героя поэмы. Каким он предстал перед нами?
- Что позволяет нам понять сцена встречи двух друзей?
- Какую тему и проблему поднимает автор в главе «Так это было»?
Домашнее задание:
- Подготовить выразительное чтение главы 15 «До новой дали».
- Подготовиться к обобщению по всей теме.
- Составить синквейн по группам: для первой группы ключевым словом будет «совесть», для второй – «правда» и для третьей – «память».
Урок 4
Тема урока: «Так песня спелась…».
Тип урока: комбинированный урок с презентацией (получение новых знаний, обобщение изученного, систематизации знаний и умений учащихся).
Цель урока: формирование компетенций учащихся:
учебно-познавательные:
продолжить формирование умений и навыков анализа лирического текста; подвести к осмыслению философских размышлений автора; обобщить знания по всей теме.
ценностно-смысловые:
увидеть отношение автора к своему герою, ту «цену», которую заплатил писатель за поэму; формирование эмоциональной отзывчивости учеников на сложные жизненные ситуации.
коммуникативные:
продолжить формирование умений учащихся слушать друг друга, дискутировать, размышлять вслух, выражать собственное мнение и оценивать свою и чужую точку зрения.
общекультурные:
воспитывать терпимость к чужому мнению, культуру общения.
Задачи урока:
Закончить анализ поэмы «За далью – даль», глава «До новой дали». Понять ее идейно-художественное значение и увидеть приемы, которые использует автор. Составить план-конспект в ходе урока. Написать синквейн.
Знания, умения, навыки, которые приобретут учащиеся:
Понимание философских размышлений автора, его отношения к своему герою.
Умение формулировать цели урока; критически мыслить, погружаясь в лирический текст, выделять главное и систематизировать информацию; умение интерпретировать, вступать в диалог и делать выводы, доказывая свою точку зрения; умение работать в группе; рефлексия.
Навыки по анализу лирического произведения, терпимости к чужому мнению и культуре общения.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Мотивация учащихся:
Подобные уроки позволяют учащимся проявить активную творческую и мыслительную деятельность, инициативность. Позволяют реализовать свой личностный потенциал с намерением выяснить отношение товарищей к своей деятельности. Они вызывают стремление к переключению с индивидуальной работы к взаимодействию и контактам с одноклассниками.
Ход и содержание урока: Приложение 4. Презентация 4.
Проверка и оценивание ЗУН: умение анализировать и интерпретировать поэтический текст; обобщать и систематизировать материал; выражать свое мнение и оценивать его, сопоставляя с мнением других.
Рефлексия деятельности на уроке: учащиеся отвечают на вопросы:
- Смогли ли мы понять поэму А.Т. Твардовского «За далью – даль»?
- Какова проблема и в чем заключается идея поэмы?
- Можно ли сказать, что поэма адресована современной молодежи?
- Что осталось без внимания?
- Как вы оцениваете нашу работу над поэмой «За далью – даль»?
Домашнее задание:
Написать сочинение на одну из предложенных тем:
- Особенности жанра и композиции поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль».
- Тема народа и Родины в поэме А.Т. Твардовского «За далью – даль».
- Пространство и время в поэме А.Т. Твардовского «За далью – даль».
- Смысл названия поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль».
- Человек и история в поэме А.Т. Твардовского «За далью – даль».
Дополнительная необходимая информация для учителя: Приложение 5.
Использованные источники и литература: Приложение 6.
Обоснование использования презентации
Дополнительная наглядность – самая веская причина использования презентации. Компьютерная презентация позволяет не только визуализировать то, что трудно или невозможно описать словами, но и повысить мотивацию учащихся к обучению.
Презентация является опорным конспектом урока. Наличие такого конспекта в сочетании с ясно объявленной целью и представленным планом облегчает учителю подачу учебного материала, а учащимся восприятие этого материала.
Особую актуальность презентация урока приобретает в условиях таких школ как Кадетский корпус. Это определяется спецификой образовательного учреждения как школы-интерната, где дети живут и учатся одновременно. Поэтому такие уроки дают возможность ребенку, даже если он отсутствовал на уроке, самостоятельно изучить учебный материал, размещенный в локальной сети или на электронных носителях, поскольку на слайдах представлена не просто структурированная информация, но и расставлены акценты – цветом, кеглем, расположением иллюстраций, анимацией и другими техническими возможностями.
Место презентации в структуре и содержании урока
Презентация органично вписывается в рамки традиционной схемы уроков, вместе с тем позволяет сделать программный материал информационно более насыщенным и удобным для восприятия. Оказывает одновременное воздействие на различные каналы восприятия информации, что активизирует учебно-познавательный процесс и способствует более эффективному обучению учащихся.