Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Разделы: Литература


Цель:

  1. Прививать детям любовь к природе через литературное произведение.
  2. Закрепить и расширить знания по ботанике и природоведению.
  3. Осознание необходимости чуткого, бережного отношения к природе.
  4. Развивать внимание детей, сообразительность.
  5. Умение работать в коллективе.

Оформление: карта-путь на доске, в «болоте» находятся под изображением ягод клюквы вопросы (или на каждой из тропинок).

Ход урока

Учитель. Ребята, мы с вами уже изучили произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Казалось бы, что мы поговорили обо всем, вспомните, ведь мы вели речь и о главных героях, и о времени, в которое происходят эти события. Сегодня я приглашаю вас совершить вместе со мной путешествие, чтобы разобраться в названии произведения. А для этого вам нужно вспомнить не только произведение «Кладовая солнца», но и применить знания, которые вы получили при изучении ботаники и природоведения.

Посмотрите, у меня на доске находится карта, по которой мы будем путешествовать. Но прежде, чем мы начнем наше путешествие, обратите внимание на ее название.

Вопрос. Скажите мне, пожалуйста, ребята, что такое «кладовая»?

(Ответы ребят.)

Постепенно по ходу урока на доске делаются записи «Кладовая солнца» – это … (деревья, знания, умения, животные, гармония).

Учитель. Я совсем забыла, ребята, про то, что к нам в гости сегодня пришел сам профессор Ботаника (знакомство). Это очень трудолюбивый человек, он очень много знает и сегодня он нам, несомненно, во многом поможет. А еще нам помогут ребята, которые готовили к нашему уроку задания.

Итак, наш путь по карте начинается с места, которое обозначено как «Ель и сосна».

Профессор Ботаника. Ель, род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых. Известно около 45 видов, главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Одна из главных лесообразующих пород. Древесина мягкая, используется в строительстве, при производстве целлюлозы, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь и прочего.

Сосна, род хвойных вечнозеленых деревьев. Известно около 100 видов, главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Одна из главных лесообразующих пород. Источник строевой древесины и многих химических продуктов (скипидар, канифоль, деготь, витамин С — из молодой хвои, и т. д.). 5 видов охраняются.

Учитель. Ребята, а вы не знаете, как это может быть связано с нашим произведением?

(Ответы детей – глава 4 стр.19 «рассказ о ели и сосне») музыка ветра.))

- А что вы знаете о ели и сосне? (Ребята должны вспомнить, например, что сосновый бор очищает легкие, елка – является новогодним украшением и др.)

Учитель. А мы продвигаемся с вами дальше.

Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползет Настя к большому черному пню. Еле передвигает за собой большую корзину.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, какую роль сыграл этот пень в произведении?

(Ответы детей.)

- Что представила Настя? (Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она.)

(Ответы детей.)

Учитель. А вот для того чтобы угадать, куда же нас приведет следующая тропинка, вам надо подумать. Слушаем внимательно: «Никогда, бывало, отец, отправляясь в лес, не забудет этого предмета. Не раз Митраша спрашивал отца:

- Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен, как ладонь. Зачем же тебе еще нужна эта стрелка?

- Видишь, Дмитрий Павлович, - отвечал отец, - в лесу эта стрелка тебе добрей матери: бывает, небо закроется тучами, и по солнцу в лесу ты определиться не можешь, пойдешь наугад, ошибешься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку. Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как ее ни верти, все на север глядит».

Вопрос: О каком предмете идет речь?

(Ответ детей.)

Профессор Ботаника. Компас – прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас (направление на радиомаяк) и др. Используется в навигации, геодезии, военном деле и др.

Учитель. Ребята, мы с вами живем в сельской местности и в лесу бываем довольно часто, но не у каждого есть компас. Скажите мне, пожалуйста, как без компаса не заблудиться в лесу?

(Ответ детей.)

Учитель. Давайте проверим свои знания, послушаем ребят, которые подготовили нам небольшие выступления.

Ученики (2). Существуют природные признаки, которые помогут определить стороны горизонта. Например, смола хвойных деревьев больше выступает на южной стороне ствола. Мхи покрывают пни и камни больше с северной стороны. Склон муравейника с южной стороны более пологий, чем с северной.

По солнцу и часам – наиболее простой способ ориентирования. Летом солнце бывает в 7 часов на востоке, в 10 – на юго-востоке, в 13 – на юге, в 16 – юго-западе, в 19 – на западе, в 22 – на северо-западе.

Учитель. А впереди у нас тропинка с названием «Животные». А у меня вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие животные встретились ребят на пути? Какова их роль в произведении?»

(Ответ детей.)

Учитель. Наконец, мы с вами добрались до последней тропинки. Это поляна, которая в произведении называется «палестинкой». Именно ее искали Настя и Митраша, чтобы собрать как можно больше клюквы.

Профессор Ботаника. Клюква, род вечнозеленых полукустарников семейства вересковых. Растет на торфяных болотах. Ягоды – ценный пищевой продукт.

Учитель. Ну что же, давайте заглянем в произведение М.М.Пришвина. А что он нам говорит о клюкве? (Стр.8 глава 2, начало.)

- А что вы знаете о клюкве?

Один из учащихся читает отрывок из стихотворения Н.Рубцова.

«Осенние этюды».

И вот среди осеннего безлюдья
Раздался бодрый голос человека:
- Как много нынче клюквы на болоте!
- Как много нынче клюквы на болоте! –
Во всех домах тотчас отозвалось…
От всех чудес всемирного потопа
Досталось нам безбрежное болото,
На сотни верст усыпанное клюквой,
Овеянное сказкою и былью
Прошедших здесь крестьянских поколений…
Зовешь, зовешь… Никто не отзовется…
И вдруг уснет могучее сознанье,
И вдруг уснут мучительные страсти,
Исчезнет даже память о тебе.
И в этом сне картины нашей жизни,
Одна другой туманнее, толпятся,
Покрытые миражной поволокой
Безбрежной тишины и забытья.
«Как хорошо! – я думал. – Как прекрасно!»

Профессор Ботаника угощает всех клюквой и дарит буклеты с рецептом.

Заключение. Что же хотел сказать Пришвин, называя свою повесть «Кладовая солнца»? Только ли болото он имел в виду? Конечно же, нет. Называя так повесть, писатель обращает наше внимание на гармонию природы, где ничто на исчезает бесследно, где даже мертвое служит живому; он убеждает нас в силе добра и любви, в необходимости знать и беречь правду Антипыча как основу жизни, как главную ее тайну, и ведет он нас к ее открытию через Блудово болото, на чудесную палестинку, где герои обретают подлинные ценности жизни: любовь, взаимопонимание, совесть, ответственность.