Цели урока:
- познакомить с основными этапами жизни и творчества Ивана Захаровича Сурикова;
- формировать умение сопоставлять произведения разных жанров по теме и основной мысли;
- развивать умение анализировать лирические произведения.
Подготовка к уроку:
- презентация;
- сообщение ученика о жизни и творчестве И.З.Сурикова;
- текст стихотворения "В ночном";
- таблица "Ночное в творчестве русских писателей 19 века".
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока. (слайд 1)
- Какие ассоциации у вас со словом "ночное"? (ночь, лошади, костёр, звёзды, праздник::)
3. Цели урока.
4. Изучение нового материала (слайд 2).
1) Сообщение ученика об основных вехах жизни и творчества Ивана Захаровича Сурикова.
Иван Захарович Суриков (1841-1880) родился в глухой деревушке Новоселовке Ярославской губернии. Отец его был крепостным графа Шереметева, жившим в Москве на оброке, где у него была небольшая лавочка. Восьми лет будущего поэта привезли в Москву. Maльчик помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте у соседей. В конце 50-х годов, начитавшись Пушкина, Суриков начал складывать стихи. У родственников и знакомых это вызывало лишь раздражение, над юношей жестоко глумились. Жизнь Сурикова, проводившего целые дни в мелочной лавке отца или дяди, была очень тяжелой: однажды он едва не утопился.
В 1862 г. Суриков свел знакомство с поэтом А. Н. Плещеевым. Плещеев оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. Это было в 1862 г., а уже в 1871 г. Суриков издал первый сборник своих стихотворений. Его печатали уже не только мелкие журналы, но и такие издания, как "Вестник Европы", "Дело". В 1875 г. поэт был избран членом Общества любителей российской словесности, его кандидатуру поддержал Лев Толстой. Иван Захарович Суриков собирал вокруг себя писателей из народа, живших в разных городах России, в 1872 г. Суриков подготовил и напечатал сборник их произведений под названием "Рассвет".
Группа поэтов-"суриковцев" впоследствии издавала газету "Доля бедняка" и объединилась в Суриковский литературно-музыкальный кружок, существовавший вплоть до 1917 года.
Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьём и углем; умер он в Москве от чахотки в расцвете своего незаурядного таланта.
2) Игра "Самый внимательный слушатель".
- В какой семье родился И.З.Суриков? В какой губернии?
- Какую роль сыграли Лев Николаевич Толстой и Алексей Николаевич Плещеев в судьбе И.З.Сурикова? (слайд 3)
- Кто такие "суриковцы"?
- Что в рассказе о жизни и творчестве И.З.Сурикова вас больше всего удивило?
3) Знакомство со стихотворение И.З.Сурикова "В ночном" (слайд 4)
Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися.
В ночном
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается:
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.Мужички сторожевые
Улеглись под лесом
И заснули... Не шелохнет
Лес густым навесом.Всё темней, темней и тише...
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст - и снова
Все смолкает в поле.И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.И какие-то всё в белом
Тени в поле ходят...
Детям боязно - и дети
Огонек разводят.
И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
1874
- Какие слова, выражения вам непонятны?
4) Анализ стихотворения по вопросам в таблице. Одновременное заполнение таблицы (столбик № 3) "Ночное в творчестве русских писателей 19 века".
- На какие элементы пейзажа вы обратили внимание? Назовите их?
- Какие средства выразительности использует автор при описании пейзажа?
- Как вы думаете, с каким настроением ребята отправляются в ночное?
- Как дети проводят время в ночном? Чем занимаются?
- Как автор относится к своим героям?
План сравнения | Иван Сергеевич Тургенев "Бежин луг" (рассказ) | Иван Захарович Суриков "В ночном" (стихотворение) |
1. Элементы пейзажа. | небо лес огонь тени звёзды запахи звуки |
Небо Лес Огонь Тени звуки |
2. Средства выразительности А) олицетворения Б) эпитеты В) сравнения Г) метафоры |
Тени добегали:.. Чистое небо:.. (Тонкий) язык света |
Тени ходят: Косматая голова: Густым навесом: |
3. Настроение детей. | "Выгонять перед вечером и
пригонять:.табун - большой праздник для
крестьянских мальчишек". Мчатся с весёлым гиканьем, звонко хохочут: |
То-то радость и веселье, То-то детям воля! |
4. Как дети проводят время в ночном? | Разводят костёр, пекут картошку, рассказывают былички. | Разводят огонь, рассказывают бабушкины сказки. |
5. Отношение автора к своим героям. | С вниманием и любовью ( ":а всё-таки он мне понравился", :.) | Слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами: "мужички сторожевые":. |
5) Вывод по таблице.
- Чем стихотворение И.З.Сурикова "В ночном" напоминает рассказ И.С.Тургенев "Бежин луг"?
- А чем отличаются эти стихотворения?
6) Работа с репродукциями картины Б. Кустодиева "Ночное. Костёр" (цветные вклейки в учебнике литературы) и картины слайд 6.
- Какая из репродукций, на ваш взгляд, по настроению, краскам, изображению героев близка рассказу И.С.тургенева и стихотворению И.З.Сурикова?
5. Домашнее задание (слайд 7)
- Приходилось ли кому-нибудь из вас побывать в ночном? А хотелось бы?
- Чем бы вы занимались в ночном, коротая время у костра до рассвета?
- Дома я предлагаю вам написать небольшой рассказ, который можно услышать у костра в ночном.
6. Оценки за урок "Оцени себя сам" (слайд 8)
Я предлагаю вам самим оценить свою работу и поставить оценку в тетрадь.