Цели.
- Обучение приёмам ведения дискуссии.
- Развитие навыков аналитического чтения, монологической речи, ассоциативного мышления.
- Воспитание определённых нравственных качеств: сопереживания, доброты, сострадания.
Опережающее задание: анкетирование, работа с толковым словарём; чтение текста.
Эпиграф: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды". (Л.Т.)
Ход урока
Слово учителя. Ребята, необходимость сегодняшнего нашего разговора вызвана дефицитом человечности в современном обществе. Мы с вами страдаем от отсутствия человеческого участия, привыкли слышать: "Это ваши проблемы". Ощущаем и недостаток милосердия в обществе, отмечая бедственное положение стариков, растущее количество брошенных детей. Не стало доброты в людях, исчезло понятие "меценатство". (Найдите в словаре толкование).
УЧЕНИК. Меценат-богатый покровитель наук, искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь начинанию.
УЧИТЕЛЬ. Просто редкостью стала безвозмездная помощь малоимущим, старикам, инвалидам. Анкетирование показало, что в классе есть сторонники и противники жизненных принципов Матрёны.
Первый вопрос анкеты звучал:
- Считаете ли вы Матрёну праведницей? Обоснуй ответ.
Прежде чем я представлю полярные точки зрения, объясним значение этого слова.
УЧЕНИК. Примерный ответ.
УЧИТЕЛЬ. Сравним наши выводы со словарём С.И. Ожегова.
1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов.
2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (ирон.).
УЧИТЕЛЬ. Приведите примеры реально существовавших людей, заслуживших высокое имя праведник.
УЧЕНИК. Княгиня Наталья Долгорукая (Долгорукова) (1714 - 1771) - дочь фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметьева обручилась с любимцем Петра Второго князем И.А. Долгоруковым. После неожиданной смерти юного императора и воцарения Анны Иоанновны родные уговаривали Наталью отказать князю Ивану, зная нерасположение Анны Иоанновны к Долгоруковым. Но девушка отказалась последовать советам, венчалась с опальным князем и через три дня после свадьбы была сослана с семьёй в Берёзов, куда ранее была отправлена семья Меньшиковых. Выйдя по любви за кн. Ивана (бывшего приближённого царя Петра Второго), тем самым усугубив своё положение: став опальной вдвойне, кн. Долгорукая начала вести образ жизни простой крестьянки, но продолжала стойко выносить тяготы жизни. Пережив казнь отца, влиятельного царедворца, обвинённого Анной Иоанновной в государственной измене, кн. Шереметьева, продолжала выполнять свой долг жены и матери: воспитывала двоих сыновей, поддерживала моральный дух своего супруга. Кн. Иван, в свою очередь, не очень заботясь о покое, скромном благополучии своей семьи, постоянно неосторожно высказывался о неприглядных действиях Анны Иоанновны и её приближённых, чем и накликал беду. По доносу приказчика, с которым вёл пьяные откровенные разговоры, кн. Иван был взят под стражу, затем приговорён к четвертованию как заговорщик. И после потери горячо любимого супруга кн. Долгорукая не пала духом, продолжала "нести свой крест". После смерти императрицы переехала в Москву, где не найдя сочувствия и поддержки ни среди родных, ни среди знакомых, сама в страшной нищете воспитывала сыновей. Воспитав старшего, "выхлопотав ему место без всякой протекции", найдя ему заботливую супругу, смогла позаботиться о себе: приняла постриг в Киеве, вернуться в который так мечтал её отец. Но сестра Нектария (второе имя кн. Долгоруковой) и в стенах монастыря продолжала свой подвиг, служение нуждающимся, заботилась о младшем сыне, потерявшем рассудок. За несколько дней перед смертью праведница Нектария передала своему сыну письмо, в котором благодарила Бога за великое счастье, которое он послал ей: жить, любить и быть любимой, растить детей.
УЧИТЕЛЬ. В чём подвиг этой женщины? Найдём значение слов "подвиг" и "подвижник".
УЧЕНИК. Подвиг - героический, самоотверженный поступок.
Подвижник - человек, героически принявший на себя труд или лишения ради достижения высокой цели.
УЧЕНИК. Праведница Нектария исполнила свой гражданский и человеческий долг: воспитала сыновей, служила опорой семье в самые трагические моменты её существования, безропотно переносила испытания, выпавшие на её долю, не роптала на судьбу, была благодарна за все человеческие радости, которые довелось ей испытать, не позволяла себе "впасть в грех": поддаться унынию. Женщина прошла свой жизненный путь в соответствии с морально-этическими нормами общества, определяющими степень духовности человека.
УЧИТЕЛЬ. Что роднит героиню Солженицына с праведниками?
УЧЕНИК. Матрёна совершенно холодна к материальным ценностям, никогда не отказывает в помощи окружающим, делает это безвозмездно, никогда не совершала злых, жестоких поступков, от неё исходит доброта, живёт в гармонии с собой, в соответствии со своими представлениями о правде жизни. Героиня никогда не жалуется на жизнь, много и трудно работает. Цель её жизни - приносить пользу людям.
ОППОНЕНТ. Я не считаю, что героиня никому не сделала зла. Ведь она предала любовь, не получив похоронки, вышла замуж за брата своего пропавшего без вести жениха. Может потому Фаддей впоследствии стал совершенно другим, жестоким, ненасытно жадным. Предательство Матрёны потрясло его.
УЧИТЕЛЬ. Анкеты показали, что многие из вас сходятся во мнении с оппонентом. Кто не согласен с этой точкой зрения? Обратимся к тексту.
Чтение отрывка из текста
"Исповедь Матрёны". ":Мать у них умерла - и присватался ко мне Ефим:Рук у них не хватало. Пошла я:"
УЧИТЕЛЬ. Чем было вызвано замужество Матрёны? Вспыхнувшей любовью? Стремлением к собственной выгоде?
УЧЕНИК. Матрёна пошла в семью жениха как "недостающие руки", работницей. Известно, что на селе тот мог зажить без нужды, у кого была многочисленная семья, много рабочих рук (уход за скотом, за домом, ткачество, пошив одежды на всю семью, заготовка кормов, сбор урожая, обмолот колосьев, помол зерна, выпечка хлеба, обработка льна и т.д. - всё требовало человеческой силы).
УЧИТЕЛЬ. Действительно, Матрёна всегда поступала в соответствии со своим пониманием жизненной правды. Её просили помочь, и она пришла на помощь. Но жить девушке в помощницах в семье неженатого молодого человека считалось аморальным. Поэтому она могла стать помощницей, войдя в дом в качестве супруги.
Давайте посмотрим, какие "блага" получила Матрёна от своего замужества.
Чтение эпизода
(описание избы). Как характеризует автор жилище героини?
"Крыта щепою", "посерели брёвна от старости", "избушка перекособоченная".
Учитель. В чём сходство облика героини с её жилищем?
Чтение эпизода
(портретные данные). "Накрыта тёмным тряпьём, бесценным в жизни рабочего человека".
Вывод. Не нажила Матрёна богатства. Как изба, так и её хозяйка подчеркнуто бедны в изображении автора.
УЧИТЕЛЬ. Может быть, Матрёна просто ленива и не работала, потому так кричаще бедна?
Работа с текстом.
УЧЕНИК. К Матрёне постоянно подходили с просьбами о помощи. Но она "не брала денег, работая на соседей", в колхозе всю жизнь "работала за палочки-трудодни", а когда "по болезни её исключили из колхоза", лишив единственной возможности получать торф на зиму, запасаться сеном для скота, жена председателя постоянно приходила и требовала: "Надо будет завтра ехать навоз вывозить". Матрёне "было совестно за жену председателя, что та не может заплатить ей за работу", "лицо М. складывалось в извиняющуюся полуулыбку".
Вывод. Матрёна всегда трудилась и была востребована как работница, но не получала за свой труд денег.
УЧИТЕЛЬ. Во втором вопросе анкеты: "Должен ли труд быть оплачиваем?"
Тоже мнения учащихся разошлись. Часть ребят считает, что в современном обществе понятие "бесплатный труд" отсутствует. Другая часть считает, что существует понятие "труд для души", бесплатный труд (благотворительная деятельность, помощь коммунальным службам в уборке мусора, благоустройстве города). Так почему не берёт денег Матрёна? Современна ли эта форма труда?
УЧЕНИК. М. работала "в охотку", когда работала на участке у соседки, радуясь, что " картошка крупная".
Вывод. Матрёна работала для души, а за это не принято брать деньги. Колхозу же она оказывала "благотворительную помощь", понимая, что колхоз ей не поможет в нужде. Но она поступала в соответствии со своими жизненными принципами и не предавала их. Долг человека - быть полезным обществу, с этой мыслью жила Матрёна. Но не становилась судьёй поступкам других.
ОППОНЕНТ. Но это исключительное явление, не характерное для большинства граждан.
УЧИТЕЛЬ. Потому слово праведник и представлено в словаре с пометой (ирон). Печально, что в современном обществе бескорыстная помощь, бесплатный труд-удел чудаков. А ведь в 19 веке это считалось нормой, да и в современных странах Запада благотворительность-норма жизни граждан. Поэтому Матрёна более современна, чем общество, в котором она жила.
- Следующий вопрос нашей анкеты: "Как вы относитесь к высказыванию, что добро должно быть "с кулаками"? А каким ещё может быть добро?
УЧИТЕЛЬ. Мнения разделились. Одни считают, что добро и должно быть только с кулаками, иначе погибнет в мире зла, жестокости и лжи, т.е. добро должно уметь защищаться.
Мнение других - не существует двух форм добра, т.к. есть просто добро: "Нечто положительное, хорошее, полезное; противоположное злу".( Определение словаря С.И.Ожегова).
В какой мере это душевное качество представлено в героине А.Солженицына?
УЧЕНИК. Матрёна, на мой взгляд, патологически добра, она и гибнет-то из-за своей доброты. Собственными руками отдаёт свою горницу воспитаннице Кире, дочери Фаддея, да ещё помогает мужчинам грузить и транспортировать брёвна. И когда гнилые сани Фаддея развалились на переезде, она, старая женщина, кинулась помогать мужчинам, там и нашла свою страшную смерть. Даже подруга её осудила: "Вечно она в мужичьи дела мешалась". В пустом доме у неё живёт "колченогая" кошка; которую она боится отравить, потому развела тараканов ":пол весь, и скамья большая, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились".
ОППОНЕНТ. Я не соглашусь с выступавшим. Патологический означает болезненный, но я не вижу болезненности в добрых поступках Матрёны. Добро - это составляющая её личности, это её жизненная правда. Она всегда была добра, отзывчива, готова жертвовать собой. Вспомним фикусы, которые она кинулась спасать во время пожара (подобных героев мы встречали у Некрасова: спасают картинки из огня как самое ценное из домашней утвари). Она всегда откликается на просьбы о помощи, бывало, что и коня на скаку останавливала, когда мужики "отскакивали". Матрёна воспитала дочь Фаддея, как своего собственного ребёнка, поэтому и забота о её благосостоянии занимала её постоянно. Разве осудим мы своих родителей за помощь нам? Мы можем принять или не принять, отдать этот долг им позднее, но никогда не осудим. Родительская забота так естественна в Матрёне.
УЧЕНИК. Что заставило её таскать брёвна?
ОППОНЕНТ. Она никогда не могла равнодушно наблюдать за происходящим, привыкла сама выполнять самую тяжёлую работу.
Текст: "Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала"
Вывод. Матрёна добра, отзывчива, всегда готова прийти на помощь.
УЧИТЕЛЬ.
- Следующий вопрос анкеты: "Какими качествами должен обладать современный человек?"
На этот вопрос почти все ответили одинаково. Необходимыми качествами вы считаете: Целеустремлённость, упорство в достижении цели; трудолюбие; умение приспосабливаться к жизненным обстоятельствам, авантюризм.
УЧИТЕЛЬ. Только некоторые вспомнили о таких качествах, как сочувствие, сострадание, сопереживание, доброта.
Давайте вспомним, кто является в рассказе носителем качеств характера, перечисленных большинством из вас.
УЧЕНИК. Конечно, это Фаддей - "ненасытный старик", бесчеловечность его пугает читателей. "Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый сын, на той же улице -убитая им женщина, которую он любил когда-то".А Фаддей думал о том, как "спасти брёвна горницы из огня и от козней Матрёниных сестёр,:просил каждого снизойти к его старости и дать разрешение вернуть горницу: И кто-то дал разрешение".
УЧИТЕЛЬ. Можно ли сказать, что Фаддей один такой в деревне?
Текст "Перебрав тальновских, - пишет автор, - я понял, что Фаддей был в деревне такой не один". Докажите текстом (Эпизод поминок, где поминальный плач превратился в политику. Эпизод слома Матрёниной избы, когда жадность, зависть движут людьми. Сёстры "полувековая подруга" Матрёны урвали что-то из скромного Матрёниного добра.)
УЧИТЕЛЬ: Какое значение носит слово "добро" в этой фразе.
УЧЕНИК. Добро здесь представлено в значении "имущество". Над этим автор иронизирует, считает искажением народных устоев. Не может понятие нравственной категории отождествляться с понятием материальным.
УЧИТЕЛЬ. Хотели бы вы походить на Фаддея, носителя всех качеств деловой личности?
УЧЕНИК. Это не человек, если его не трогает душевная боль, ему чужды понятия: правда, добро, сопереживание, милосердие.
УЧИТЕЛЬ. Жизнеспособны ли, по вашему мнению, сегодня нравственные принципы Матрёны?
УЧЕНИК. Матрёна - носительница нравственных начал в обществе. Всегда страдающая за кого-то, она и смерть приняла по чьей-то вине. Даже в момент мученической смерти её лицо не исказила гримаса боли: "У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей". Матрёна, единственная в деревне, живёт в своём мире: постоянно трудится, остаётся всегда честной, доброй, терпеливой, сохраняя свою душу и внутреннюю свободу. Мудрая, рассудительная, улыбчивая, общительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранить. Свою праведную душу, свой мир, свой "двор", свою правду.
Именно в этом и состоит смысл человеческой жизни: жить по совести, творить добро, "не участвовать во лжи", не предавать свои нравственные принципы, развивать в себе духовное начало. Если мы лишимся, как Фаддей человечности, миру будет положен конец. Взаимная вражда, хищничество, жестокость уничтожат землю. А человек - великое создание природы, но "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды". (Л.Т.)
ЛИТЕРАТУРА.
- Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона(1890- 1907)
- Толковый словарь русского языка ОжеговаС.И. и Шведова Н.Ю.
- Долгорукая Н.Б. "Записки, оставшиеся по смерти княгини Натальи Борисовны Долгорукой" / Изд. H.M. Усова. Вступит. статья и примеч. П. П. Смирнова. - Спб.: Синод. тип., 1912.
- Солженицын А.И. Малое собрание сочинений в 7 т. М., 1991. т.6