Тема урока:
“И близких всех душа не позабудет…” (по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”).
Цели:
- углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева;
- формирование навыков анализа текста;
- развитие навыков выразительного чтения;
- воспитание гражданской позиции через литературное произведение.
Методические приёмы:
- рассказ учителя;
- выразительное чтение;
- беседа по вопросам;
- элементы анализа текста.
Слайды 1-2.
Оборудование: портрет В. Астафьева, компьютер, мультимедиа, презентация, музыка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Эпиграф
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным - полна,
И близких всех душа не позабудет…
Николай Рубцов
Слайд 3.
2. Актуализация знаний.
О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. Астафьева и его книге “Последний поклон”, которая достойна занять своё место на “золотой полке” отечественной литературы.
С какими рассказами-главами из книги писателя вы уже знакомы? (“Конь с розовой гривой”,“Васюткино озеро”).
О чём же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).
3. Беседа учителя с учащимися по содержанию рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.
Учитель. В повести В.П.Астафьева “Последний поклон” рассказывается о том, как мальчик познаёт мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть о старших, о тех людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.
“Последний поклон” - это разговор о детстве и о тех людях, которые согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук, заронив в душу его семя живительных исканий”.
Слайды 4-5.
Учитель.
Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.
Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).
Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).
Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).
В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).
Чем живет русская деревня в эти годы?
Слайд 6.
Учитель.
Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).
Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
1) всем хотелось угодить;
2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”.
Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька – друг). Ответ: стр. 225.
Слайд 7.
Учитель.
В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.
Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.
А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).
Чтение отрывков:
1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;
2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”
Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).
Слайд 8.
Учитель. (Запишем в тетради).
Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Всё очень дорого, это воспоминания детства. Даёт возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).
Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?
- лечение: натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане;
- окна в доме, стр. 226 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины окна…”;
Слайды 9-10.
- цветы в доме, стр. 228 от “После того как загорались…” до конца абзаца;
Слайд11.
- отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).
Учитель.
Хорошая бабушка у Витьки?
Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).
Кто был инициатором этого события? (Учителя).
Слайд12.
Учитель.
Расскажите об учителях Виктора.
Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение).
Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
“Я принёс тебе фотографию, - сказал учитель.
Слайд 13.
Учитель.
Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? (“немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).
С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучшие качества учителя).
Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.
Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца абзаца.
Учитель.
Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?
Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.
Слайд14.
Учитель.
Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).
Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.
Слайд15.
Учитель.
Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).
Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).
Слайд 16.
Учитель.
Почему не смеётся?
Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”
Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”.
Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным.
Подведение итогов.
1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?
- о том, как быть добрым,
- о человеческой памяти,
- о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,
- о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,
- о любви к родной земле.
2. Каков герой Астафьева?
Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”
Портрет В. Астафьева.
Слайды 17-18.
3. Подведение итогов урока.
4. Дом задание:
а) принести фотографию из семейного альбома;
б) подготовить рассказ о ней, пользуясь памяткой.
Литература
Г.А. Голикова. Урок по рассказу В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. Литература в школе, 2005, 5.