Вступление
А.П.Чехов - писатель, учёный, просветитель, общественный деятель, врач, знаток психологиичеловеческой души, “благодетель” как в медицине, так и в самой жизни.
Чем же влечёт чеховский мир? Удивительной естественностью и глубиной, тонким юмором, трезвой правдой и чуткостью к красоте, особым психологическим чутьём и мудростью предвидений. В его героях мы узнаём себя, свои переживания, задумываемся или находим ответ на мучительные вопросы.
Именно Чехову, талантливому врачу, обладающему глубокими познаниями как по физиологии снов и сновидений, так и по диагностике психических расстройств, удалось настолько достоверно, убедительно и проникновенно поведать о человеческих судьбах и характерах.
Герои Чехова страдают психическими болезнями. И это не случайно… Психически больные, “озабоченные”, не укладывающиеся в социальные рамки люди всегда волнуют умы неравнодушных. Всегда “блаженные”, “юродивые”, “одержимые” (бесами), не такие, как все, вызывали особый интерес и отношение к ним.
Так ли плохо пребывать в своём “футляре”? Отчуждённость это или добровольная отстранённость? Галлюцинации – это проявление шизофрении или своё собственное мироощущение? Это разрушение всего разумного и, как следствие, самой личности человека или может “…кому это мешало”?
“Чёрный монах”(1894 г.)
Чехов в своих произведениях, освещая медицинские проблемы, обычно поднимает их до общечеловеческого звучания. Это мы видим и в “Чёрном монахе”. Создаётся впечатление, что с каждым новым произведением Чехов словно приближался к “своему монаху”. Осознание себя и своего места в жизни, недавнее одиночество и постоянная внутренняя неудовлетворённость, трепетное отношение ко всему живому, даже его любовь к цветам…
Коврин – это не Чехов, но очень “многое” от него. Нельзя создать любимого героя, совсем “отстранившись” от него; судьба персонажа не будет волновать умы читателей, если её невозможно соотнести со своей собственной.
Коврин – молодой успешный учёный, магистр-философ. Он “утомился и расстроил себе нервы” и приехал в места своего детства– имение “бывшего опекуна и воспитателя” садовода Егора Семёновича Песоцкого, живущего вместе с дочерью Таней. Вначале всё понятно и просто, потом – запутанно и сложно… Человек, потерявший отца и мать, ищет Бога.
В детстве Коврин услышал легенду о чёрном монахе, которая ему очень понравилась. Она стала его жизненным ориентиром. Коврин проникся идеей высшего смысла. А если человек верит в себя и в свою сущность, то верит до конца. Коврин поверил в свои видения.
“Тысячу лет тому назад какой- то монах, одетый в чёрное, шёл по пустыне, где – то в Сирии или Аравии… За несколько миль от того места, где он шёл, рыбаки видели другого чёрного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж… От миража получился другой мираж, потом от другого третий, так что образ чёрного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой… Наконец, он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает по всей вселенной, всё никак не попадая в те условия, при которых он мог бы померкнуть. Ровно через тысячу лет после того, как шёл монах по пустыне, мираж опять попадёт в земную атмосферу и покажется людям…”. (Сравним, “если вообразить, что через миллион лет мимо земного шара пролетит в пространстве какой-нибудь дух…” “Палата №6”)
Деталикажутся узнаваемы…Пространство, образ Христа, рыбаки…
Это к рыбаку Петру обратился Христос, и только вера могла изменить его жизнь. Только достойному, верующему, т.е. избранному, открываются тайны бытия.
Ковринудано было увидеть .., а может , вся его предыдущая жизнь была только подготовкой к этой встрече…
Герой увидел монаха, который пронёсся мимо, улыбнувшись ему “ласково и в то же время лукаво”. Коврин “приятно взволнованный”, что только он один видел это, почувствовал необыкновенное внутреннееудовлетворение, похожее на блаженство. “Он громко смеялся, пел, танцевал мазурку, ему было весело, и все, гости и Таня, находили, что сегодня у него лицо какое-то особенное, лучезарное, вдохновенное и что он очень интересен”.
Потом монах снова появлялся Коврину и говорил с ним о его избранности, особенности, о нормальном человеческом состоянии счастья. Только от осознания того, что ты “избранный”, появлялись силы, необыкновенная работоспособность, желание жить и жить счастливо. А разве счастье не в том, чтобы жить и приумножать это счастье? Вселенское состояние счастья безгранично. Это когда хочется что-то делать и делать это во благо. И чем больше этого счастья, тем нескончаемый становится мир.
Говоря словами монаха, “ ты избранный, потому что ты веришь... вас таких мало…ты служишь вечной правде…”. (Сравним, “много званых, но мало избранных”)
С одной стороны, Коврин выдумал эту часть своей жизни, страдая, несомненно, психическим недугом. А с другой стороны, кому он мешал? Он пребывал в постоянной радости, и неважно было, это видение придумано или нет. “Но ведь мне хорошо, и я никому не делаю зла; значит, в моих галлюцинациях нет ничего дурного”,- подумал он, и ему опять стало хорошо”.
Есть мнение, что образ монаха носит демонический характер. Думаю, что это не совсем верно. На чём основывается это предположение? На том, что монах “улыбнулся лукаво”, или может, на том, что в результате такого необычного общения герой умирает?.. Вспомним Священное писание… Христос был богочеловеком, а монахи - это люди, которые жили, соблюдая заповеди его. Они приняли обет служения Богу и стали в мирской жизни ходить в чёрном до своей физической смерти, пока Ангелы не заберут их души на небеса. Ходят в чёрном, а их души возносятся и воскрешаются на небесах в белом.Здесь “чёрный” - цвет страдания, но страдания искупительного, очищающего; цвет отречения от всего суетного, мирского, греховного. Да и сам монах не очень - то похож на демона (“скрещённые на груди руки”, несущие благодать; “босые ноги, не касающиеся земли”…).
Быть счастливым – это естественное состояние человека. Этим счастьем Ковринподелился с “ мирскими”, женился на Татьяне. Разговоры Коврина с самим собой не прошли незамеченными. Его сочли сумасшедшим, заставили лечиться от недуга. Коврин согласился “вылечиться”. На самом же деле, он “продал” свою мечту, причислив себя к “общему стаду людей”. После излечения его мировоззрение изменилось. Всё, что было прекрасным, стало “отвратительным”. Он возненавидел близких ему людей и отвратил их от себя своей “посредственностью”. Чего было ещё ожидать? Он стал обычным человеком. К сорока годам понял, что достаточно того, что имеешь, и нет необходимости стремиться к чему-либо большему. В обычной суетной жизни Коврин оказался эгоистом. Но у него фактически отняли душу. И этого простить им он не смог. Коврин стал мстить, внешне – “не пойми за что”…
“Он крепко сжал руками голову и проговорил с тоской: “Зачем, зачем вы меня лечили?” Коврин стал “раздражителен, капризен, придирчив и неинтересен”. Лучше бы он остался верить в монаха…(“Не следует мешать людям сходить с ума” (“Палата №6”)).
Созданный в его воображении образ чёрного монаха заполнил пустоты неудовлетворённости его души, наполнил жизнь неистощимой энергией бытия, осознанием высшего смысла. Хочется верить, что Коврин этими видениями просто “подправил” своё существование. К тому же он прекрасно осознавал и давал отчёт своим мыслям и действиям. Он даже первое время не говорил никому, пытаясь скрыть всё от окружающих. Разве это симптомы шизофрении? Таким образом, видения не всегда разрушительно влияют на психику человека, иногда страшнее вмешательство со стороны и то влияние, которое испытывает от такого вмешательства человек. А оно может быть губительным для его душевной сущности. (“… когда люди вдруг обратят на вас внимание, то знайте, что вы попали в заколдованный круг, из которого уже не выйдете. Будете стараться выйти и ещё больше заблудитесь. Сдавайтесь, потому что никакие человеческие усилия уже не спасут вас.” “Палата №6”)
“Чёрный монах” - произведение, которое хочется перечитывать снова и снова, постигая то, что осталось “за кадром”, то, что было известно только самому Чехову. При каждом новом прочтении словно “приоткрываются” особые грани для понимания.
Этот рассказ, словно некий синтез всего прочитанного. В нём переплетены воедино мотивы его произведений, прослеживаются авторские черты:
- восхищение красотой природы (“царство нежных красок”, “роскошь цветников”);
“Чехов очень любил садоводство, любил всё, что даёт земля. Вид срезанных или сорванных цветов наводил на него уныние…”. (О.Л.Книппер – Чехова)
“Вот, Маша, - говорил он мне, - какого сорта ни посажу розы, а у меня получаются всё белые. Почему это?” - “От чистоты твоего сердца, Антоша, - отвечала я”. (М.П.Чехова)
- описание душевных страданий ( “малодушный страх за каждый глоток, за каждый шаг – всё это в конце концов доведёт меня до идиотизма”) и, как следствие, - одиночество (“вымещал на ни в чём не повинных людях свою душевную пустоту, скуку, одиночество и недовольство жизнью”).
Чехов всю жизнь ощущал своё одиночество. Недаром он носил перстень, на котором было выгравировано: “одинокому везде пустыня”. Перстень принадлежал отцу Чехова, Павлу Егоровичу, а носил его Антон Павлович.
“Так, в сущности, я и живу одиноким”.
“Истинное счастье невозможно без одиночества”. (“Палата №6”)
“Последняя страница моей жизни” - это О.Л.Книппер – Чехова.
- скучной и неинтересной жизни, в которой невозможно существовать (“я - посредственность, мне скучно жить”);
- мотив сохранения в себе человека (“Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами…свою чудесную науку, свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна”)
Может, совсем не случайно, что герой его умирает тоже от чахотки…
Всё-таки мысленно снова возвращаешься к образу “возникающего чёрного монаха”. Чего здесь больше? Здравого смысла или выдумки, конкретного знания или творческого домысла?.. Болезненное воображение “дарует” видения. К нему присоединяется и зрение. А если оно не просто плохое, а даже очень. Тогда по-своему преображается увиденное. Не случилось ли это и с Чеховым? Догадки, но можно предположить…
После 1897 г. на фотографиях Чехов появляется в пенсне, которое так трудно было ему подобрать. У Чехова оказался астигматизм (искривление роговицы), к тому же один глаз был дальнозоркий, а другой близорукий. Эта болезнь, кажется, у Чеховых была наследственной…
Заключение
А.П.Чехов, как никто другой, умел быть самим собой. Природный талант, глубокие медицинские знания, внутренняя неуспокоенность, чуткое, сострадательное отношение к нуждающимся – всё это помогло ему создавать рассказы, необыкновенно достоверные по своей сути и трогательные по содержанию.
И, не случайно большинство из них он посвящает людям, которые страдают психическими недугами. С одной стороны, сама эпоха “породила” характерные диагнозы. Во времена александровской реакции появилось большое количество людей, психически неуравновешенных, склонных даже к самоубийству. В их разряд попали русские интеллигенты, люди, которые были особенно близки Чехову.
С другой стороны, созданные писателем произведения, преломлённые через его сознание, опыт, восприятие, получались необыкновенными по силе воздействия на читателя. “Чёрный монах” тому подтверждение. Это произведение является, несомненно, итоговым в жизни и творчестве Чехова-врача и Чехова-писателя.