Лики любви в поэзии Л.А. Никоновой

Разделы: Литература


Цель: познакомить с творчеством поэтессы, привитие интереса к поэтам Кузбасса.

Оборудование: портрет, выставка книг.

ХОД УРОКА

1. Вступление

Слово учителя:

В Кузбассе вряд ли найдется читатель, который не знаком с творчеством этой самобытной поэтессы. Подавляющее большинство ее произведений вошло в пятнадцать сборников лирики и прозы, которые увидели свет не только в кемеровских, но и в центральных издательствах страны. Основные из них «Скрипичный ключ», «Праземля», «Я живу под столетней ветлой», «Ветер Апокалипсиса», «Похожи встречи на подарки», «Под чудом жизни», «Знаки внимания», и т.д.
К юбилею писательницы в нескольких солидных литературных изданиях готовятся к печати большие циклы ее новых поэтических творений.

– Что вдохновило поэтессу к творчеству? (Слово учащимся).

– Родилась будущая поэтесса в селе Владимировка Самарской области в 1951 году. Ранним утром она выходила в поле и часами наблюдала за полетом птиц и бабочек, прислушивалась к шелесту листьев и трав. Это общение с природой наложило особый отпечаток на творчество Любови Никоновой. Немаловажную роль, по словам поэтессы, сыграла и местная деревенская архитектура. Особенно ее радовала белокаменная церковь, по архитектуре напоминающая московский собор Большого Вознесения. В последствии в одной из автобиографий писательница скажет: «Это духовная колыбель моих предков. Именно отсюда уходила когда-то в свои дальние странствия знаменитая владимирская паломница Лекса (Александра Андреевна Швецкова), моя прабабушка, исходившая в лаптях все Россию».
Писать Л. Никонова начала рано, в основном стихи и небольшие рассказы.
А недавно в одном из сибирских журналов была опубликована ее ранняя поэма «Образ», написанная ею в 16 лет. И это хорошо. Ведь читатели знакомы по ее произведениям последнего десятилетия «Образ» же раскрывает истоки ее внутреннего творческого мира.

2. Беседа на проверку восприятия прочитанных к уроку стихов

* * *

За красной калиной
По зимнему лесу на лыжах...
По белому снегу.
И видеть чтоб белочек рыжих.
Чтоб дятлы на соснах
Трудились с усердьем отменным
И звук их ударов
Летел по мирам и вселенным.
И облачко птиц красногрудых
Чтоб справа горело,
А слева чтоб вечное древо
Сквозь время смотрело.

2005

* * *

Поется лучшее всерьез.
Играют чувства, будто вина.
На сцене буря красных роз
И белых хризантем лавина.
Ах, в этом голосе тоска
Смешалась с радостью безумной,
Быстрей минут летят века
под звон гитары семиструнной.
Зеленое, как трын – трава,
Веселье плещется волною.
И плачут вечные слова:
"Не уходи, побудь со мною..."
И голос, золотом горя,
Азартно спорит с тьмой железной.
И невечерняя заря
Над сценой светит, как над бездной.

2004

* * *

Кто обласкан вниманьем сердечным
Вдохновенных блистательных муз,
Тот становится их подопечным,
Ценит их гармоничный союз.
И для каждого зреют питомца
В оболочке сияющих снов
Разноцветные капельки солнца,
Гаммы красок и радуги слов.
Как волнует такое горенье!
Льется образов яркий поток,
Происходит миров сотворенье,
Синтез звуков, узоров и строк!

2004

НОВЫЙ МИР

Над впадиною горной возвышение.
Зари и сумерек особое смешение.
В дар нищете _ алмазов приношение.
Существ меланхоличных утешение...
Необратимых циклов повторение.
Миров несовместимых сотворение.
Свечей не обжигающих горение.
Обычных птиц жар – лптичье оперение.
Стремительных вращений замедление.
Невероятных ритмов появление.
Противоречий резких накопление.
А в целом, это просто обновление.

2005

– Какие темы особенно часто звучат в стихах Л. Никоновой? (Родина, любовь к женщине, духовность и т.д. Все темы объединены темой воспитания сердца, воспитания чувств).
– Какие интонации преобладают?
– Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление и почему?
– Что вас привлекает в поэзии Никоновой?
– В чем популярности ее стихов?

3. Самый нежный и добрый редактор (слово учителя).

У каждого из нас есть человек, к которому мы обращаемся повседневно, думаем о нем, переживаем. Это – мама.
Любовь Алексеевна гордится своей мамой Клавдией Павловной, воспитавшей трех прекрасных детей – двух дочерей и сына. Эта простая русская женщина, не имевшая никаких высших образований, была простым, добрым и интеллигентным человеком. Обладая развитым чувством слова, выразительностью речи, Клавдия Павловна прекрасно ориентировалась в литературном процессе, знала наизусть множество стихов русских поэтов, постоянно цитировала
поэтические строки Анны Ахматовой.
Люба часто советовалась с мамой, делилась с ней творческими замыслами, доверяла ей самое сокровенное. Мама практически была первым редактором многих поэтических сборников. Только настоящая дочь так искренне и тепло могла сказать о своих родителях:

Как горжусь я твоим воспитанием,
Поле матери, поле отца,
И духовным твоим пропитанием,
Добываемым в поте лица..

4. Работа со стихами. Анализ стихотворения «Этот вечер у нас, я надеюсь, Совсем не последний…».

– Чтение учителем и комментарий. (Стихотворение написано в 1972 г. Это произведение создает образ не только пришедшей, но и гармоничной любви).

– Какими мы видим лирических героев? (За отношениями героев скрывается любовь есть надежда на настоящие чувства «Ты поможешь ему, ах, свирелька моя, свирелька…» Жизнь обретет ценности «…было трудно и больно, но загладились прошлые муки»)

– Какие мотивы лирики увидели здесь? (Повествуется о любви, о разрушенных связях, в ощущении вернуть любовь.)

5. Анализ стихотворения «Новый ветер шумит в тополях», который написан в 2001 году (сообщение ученика).

Многие лирические произведения объединены темой воспитания сердца, воспитания чувств. Любовь, о которой пишет поэтесса – многолика: она проходит через серьезные испытания – и не скудеет; она заботится, прощает, одаряет радостью, смягчает человеческое ожесточение, поднимает падшего, спасает выбивающегося из сил, жертвует собой… Она проявляется в единстве с надеждой и верой – и в высших проявлениях стремится к вершинам подвижничества.

Вопросы к классу:

– Обратимся к стихотворению «Новый ветер шумит в тополях», которое написано в 2001 г. Что особенное можно отметить в данном произведении? (В любовные мотивы Есенин непременно привносит образ России, экзотика лишь обостряет ностальгию. Автор подчеркивает и духовную, и биографическую связь лирического героя с домом) «Толь воздушное гнездышко свить…», «И волнует высокие травы, и целует колосья в полях…» Доминируют темы раздолья и разлуки.

– Какие особенности любовной лирики вы смогли бы выделить? (Обнаруживается любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная. Драматичности любви сопутствует развитие, хотя и ослабленной, сюжетной ситуации, что придает любовной лирике Никонова некоторую эпичность)

– Какие еще мотивы присутствуют в творчестве Л. Никоновой? Давайте обратимся к таким стихотворениям, как «В моих любимых далях милых…» (1999), «Вечер. Тучи продвинулись к тучам» (2001 г.)

– О чем эти стихотворения? Каковы их основные мотивы? (Мотивы увядания человека, утекания жизни. Философское восприятие помогает преодолевать поэтессе « ненужность»
Лирический герой склонен воспринимать невозвратность молодости и близость смерти. У поэта определилось философское отношение к переходу из земной жизни в страну покоя.

6. Сообщение ученика о жизни поэтессы в наше время.

Никонова Любовь Алексеевна – член Союза писателей России, автор двенадцати поэтических сборников и книги прозы. Живет в Новокузнецке. Успешно сочетает писательскую деятельность с профессией педагога, много работает с творческой молодежью, является руководителем литературного объединения «Гренада» и школьных литературных студий, «Фесковские литераторы» школы №27 и «Зернышко» эстетической гимназии №32. Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Поэтесса успешно трудится в жанре прозы и публицистики. Издан солидный том поэзии и прозы «Перед чудом жизни». Ее творения регулярно появляются на страницах журнала «Огни Кузбасса», альманаха «Кузнецкая крепость», другой областной периодики.
Трудно определить конкретную тематику ее стихотворений, настолько она разнообразна. У Любови Никоновой много произведений о природе родного края, о ее взаимоотношениях с человеком, об ответственности перед обществом, в котором живем. Поэтические строки посвящены и близким ей людям – отцу и матери, коллегам по перу.
В течение нескольких лет Л. Никонова преподавала в Новокузнецком православном училище. Увиденное и пережитое поэтессой в то время запечатлено в большом поэтическом цикле духовной поэзии, который впоследствии стал основой книги "Живые источники". Как отмечала поэтесса, эти произведения объединены единой темой судьбы православной России, ответственности за сохранение духовных ценностей:

А мы – свидетели, не больше,
Со светским к вере интересом...
Не всякий, говорящий: "Боже...",
Пребудет в Царствии Небесном...

7. Конкурс иллюстраций, нарисованных детьми на основе стихов

8. Чтение стихов наизусть

9. Итог урока

Слово учителя:

Книга «Лики любви» отражает эволюцию душевной и духовной жизни современного человека. Эта книга адресована, в первую очередь, юношеству, молодежи. Заканчивая свой рассказ, напомню вам, что ее творчество известно далеко за пределами Сибири. Л. Никонова входит в пятерку лучших поэтесс РФ и, по словам председателя правления союза писателей России Валерия Ганичева, является сегодняшней гордостью русской поэзии.