Цели:
- создать условия для знакомства с особенностями поэтического мира раннего творчества Ахматовой, обучения анализировать созданные автором образы,
- развивать умения культурологического анализа поэтического текста;
- воспитание гуманистического отношения к культурному наследию человечества.
Оборудование:
- стихи А.А. Ахматовой - р/м у каждого уч-ся;
- Презентация “А.А.Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество)”.
Ход урока
Слайд 1. Организационный момент.
Постановка задач: выразительное чтение стихотворений, показать умение видеть образ лирической героини и рассказать о нём, самое серьёзное внимание - анализу поэтического текста, повторить размеры русского стихосложения, определить размер ахматовских строк, проверить умения самостоятельно определять языковые особенности текста.
Вступительное слово. Комментарии к слайдам 2-4.
Слайд 2.
Первые русские поэты ХХ столетия (по 27 лет).
- Кого в поэзии можно поставить рядом с ними?
- Некого.
Поэзия А. восходит к ещё одному интересному образу в истории культуры человечества.
Слайд 3
Прошу обратить внимание на следующий вид - Развалины древнего Парфенона.
В связи с чем возникает на нашем уроке образ Древней Греции?
Слайд 4 “Сапфо”. Информация, комментарии.
Чтение наизусть уч-ся. Стихотворение “Мне ни к чему одические рати...”
- Что сказала о своей позиции в поэзии А. Ахматова?
Слайд 5
- Прошу обратить внимание на ленту времени. 6-7 в. до н.э…..20 век н.э.
Прошли десятки веков, прежде чем в культуре мира, на этот раз – в русской культуре - появилась “вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо - Анна Ахматова
Это стало ясно уже после выхода первого сборника “Вечер”.
Слайд 6
I. Лирическая героиня Ахматовой.
Чтение стихотворений.
Рассуждения учащихся о характерных особенностях личности героини стихотворения:
“Высоко в небе облачко серело…”.
“Столько просьб у любимой всегда!”
“Сероглазый король”
“А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…”
“Высокие своды костела...”
“Меня покинул в новолунье...”
Вывод: Л.г. А. предстаёт в её стихах не отражением персональной её судьбы, а всеми проявлениями женской доли и женского голоса.
Слайд 7
II. Одна из особенностей художественного мира А. – особая значимость художественной детали. Приём говорящей детали (знак глубокого обострения чувств, достигает потрясающей психологической убедительности).
- Выделите такие детали в стихотворении “Песня последней встречи”. (Перчатка; много ступеней, хотя их только три; равнодушно-жёлтые огни свечей)
- Попробуйте выделить афоризмы, общепринятые формулы в известных стихотворениях Ахматовой.
Я на правую руку надела перчатку с левой руки…
Сколько просьб у любимой всегда,
У разлюбленной просьб не бывает...
Как много камней брошено в меня...
III. Культурологический анализ стихотворения. Выступление учащегося.
Слайд 8. “Песенка”.
1) Чтение наизусть учащимся.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой
2) Образ лирической героини в стихотворении.
Слайд 9. Художественные средства создания образа.
Фольклорно-песенные традиции - характерный приём народной поэзии.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
На первый взгляд, это простая крестьянка. К народной поэтике восходит и сама заданная ситуация – пение во время работы.
Слайд 10. Смысловой параллелизм-контраст про любовь пою – лебеду полю.
(Комментарии)
Слайд 11. Как теме, мысли, чувствам автора подчинён размер стиха?
3) Слайды 12-14. Беседа “Размеры русского стихосложения”.
а) Комментарии слайдов учащимися:
“Двусложные размеры стихосложения. Ямб. Хорей”
“Трёхсложные размеры стихосложения. Дактиль. Амфибрахий. Анапест”
“Дольник”
Дольник - вид стихосложения, когда строки совпадают по количеству ударений, число безударных слогов относительно свободно, сочетания ударных и безударных слогов образуют не “стопы”, а “доли”, “такты”.
- Как организована поэтическая речь Ахматовой.
б) Давайте определим стихотворный размер произведения.
в) Сопоставление метрической системы Ахматовой и Сапфо. Работа у доски и в тетрадях.
Каким стихотворным размером написана Песенка? Почему? (Дольник - излюбленный размер в фольклоре)
Вывод. Из глубины веков тянется к нам ниточка культурного наследия человечества...
Слайды 15-17
4) Динамика внутреннего состояния лирической героини.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Первые 2 стиха – обещают радость, но 3 и 4 строки – картины тяжёлого труда, и мажорная интонация, увы, снимается.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды.
Образ лебеды в фольклорных песнях обычно символизирует тяжёлую, жизнь, голод, бедствия народа, несчастья даже. У А. запах лебеды становится знаком тревожного душевного состояния.
Сравнительная степень прилагательного усиливает нарастание напряжения, динамику внутреннего состояния л. г.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Последние стихи оставляют лирическую героиню наедине с мирозданием – в поэзии это символ идеального мира, это (на была глубоко религиозной поэтессой) ещё и мир Божий.
Ключевой образ последней строфы – “камень вместо хлеба”. Это её “награда злая”. Эта участь предуготована ей (обращаем внимание на глагол в форме будущего времени будет. Не за прополку же огорода! Конечно, это уже другая тема - тема женщины-поэта, крестного пути поэта.
Слайд 18
5) Символика звукового фона произведения.
Вначале мы слышим голос крестьянки, она поёт, и в стихотворение входит её голос.
Затем звучит голос плачущей девочки (плачет – глагол довольно нейтральный, можно предположить юношеские переживания, разочарования – то, через что проходит каждый; страшно другое - вопли голоса беды, страшен мотив запаха смерти – этот мотив оттенён резким эпитетом мёртвая по отношению к лебеде. Так голос поэтессы обретает вселенское звучание.
И наконец Голос твой - на ты она может обращаться в возлюбленному, и к Музе своей, и к Господу. Конкретный источник отсутствует, и это позволяет увидеть нам
надындивидуальный голос судьбы,
голос доли - муки и в национальном, и в мировом масштабе.
Выводы. “Песенка” – программное стихотворение, поэтесса раскрывает суть своей лирической героини, своих творческих устремлений – быть национальным и одновременно всемирным голосом женской доли – муки.
Слайд 19
IV. Как представлен образ женщины – поэта в творчестве Ахматовой?
Самостоятельная работа с учебником.
Слушание ответа.
За всю историю культуры человечества Ахматова первая, кто открыл мировой поэзии образ женщины – поэта, её трагической судьбы, несовместимости женского счастья и судьбы творца.
Чтение наизусть стихотворения “Уединение” (1914).
Как развивается в стихотворении уже знакомый по “Песенке” (1911) мотив камня?
(Пушкин: хвалу и клевету приемли равнодушно...)
Слайд 20. “Мини-тестовое задание”.
...А не дописанную мной страницу –
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
Божественный дар лирической героини Ахматовой позволяет видеть мир с высоты.
Возникает образ Музы, созданный с помощью:
а) парцелляции;
б) сравнительного оборота;
в) литоты;
г) синекдохи.
Слайд 21
Выводы. Обратите внимание! Лирическая героиня не жалуется, не ропщет, достойно, мужественно принимает возложенную на неё миссию. Поэтический дар - для неё это Горний свет, величайшая Божья милость, и величайшее Божье испытание, аналог крестного пути Господа.
Слайд 22. Рефлексия.
Вот такой величественной, великой, поэтом, вровень с А. Блоком, первым русским поэтом, стала Ахматова сразу же, без поры ученичества.
Стихи, о которых мы говорили сегодня, относятся к 1911-1914 годам, т.е. ей, уже первой, уже великой, всего – то 22 года, 25 лет.
Но чёрные дни не миновали страну. Всю эту жизнь, этот такой хрупкий мир перечеркнула война. 19 июля 1914 года началась I мировая война.
Война накладывает отпечаток на всё её творчество, изменяет суть ахматовской Музы: теперь это голос общенациональной скорби, голос вдов, сирот, матерей.
Символами её поэзии теперь уже навсегда станут ворон и крест.
Оценки.
Домашнее задание.
Стихотворения А.Ахматовой 1917-1960-х лет, поэма “Реквием” - чтение, комментарии; стр.342-347 - изучение материалов; инд. зад.: выучить наизусть стихотворения: “Мужество”, “Родная земля”.