- Добрый день. Сегодня у нас итоговое занятие по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (слайд № 1), прочитать.
Цели:
- продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;
- выявить степень усвоения учащимися пройденного материала;
- способствовать развитию читательского интереса.
(Слайд № 2), прочитать.
- Такую оценку комедии, вы помните, дал известный литературный критик Гончаров в своей статье “Мильон терзаний”, вышедшей спустя почти 50 лет с момента написания комедии (слайд № 3), прочитать.
- Вспомните, пожалуйста, действующие лица комедии (слайд № 4 “Афиша”).
Учащиеся называют персонажей комедии.
- Чей это портрет? (Слайд № 5, 6)
- Вспомните эпизод, который помогает дополнить характеристику Фамусова (можно прочитать монолог).
- Действительно, речь Фамусова - речь неглупого, хитрого, властного барина. Со своими слугами он говорит ворчливо и грубо, ругает их ослами, чурбанами, называет не иначе как Петрушками, Фильками, не считаясь с их возрастом.
- Чей это портрет? (Слайд № 8-12).
- В комедии два конфликта – это любовный, с которого всё и начинается, и который потом перерастает в общественный. Происходит столкновение двух взглядов: старых принципов и новых идей и мыслей (слайд № 13) – века нынешнего и века минувшего.
- Кто является представителем каждого века? (Учащиеся называют)
- В чём расходятся их взгляды, в отношении к чему? (Продолжают работать по слайду № 13, добавляют цитаты)
- Горе от ума… Чьё горе? В чём? В том, что он обладает такими качествами, которые не приветствует фамусовское общество (слайд № 14), перечисляют.
- Общество, изображённое в комедии, не может ужиться с неудобным человеком, который выделяется и своими взглядами, и своим поведением. Фамусовская Москва бросает Чацкому вызов и пытается уничтожить его, объявив сумасшедшим (слайд № 15), прочитать заглавие.
- Кто распространил сплетни о Чацком? (Софья). Почему? (Оскорблена его отношением к Молчалину), прочитать.
- И в чём же, по их мнению, причина сумасшествия Чацкого? (Слайд № 16), прочитать.
- Действительно, такой ум страшен.
- Герой в комедии страдает, потому что мыслит (слайд № 17), прочитать высказывание Пушкина.
- Довольно чего? (Слайд № 18), уч-ся отвечают.
- Вынужден бежать? Но почему? (Слайд №19). Прочитать.
- Могут ли быть и в наше время Чацкие, Фамусовы?
- Выполнение теста с последующей проверкой.
Итог урока.
Домашнее задание: подготовить хронологическую таблицу “Жизнь и творчество Пушкина”.