Цели:
1) обучающая – рассмотреть теории Раскольникова и Базарова и выяснить, насколько они жизнеспособны;
2) развивающая – учить мыслить, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
3) воспитательная – формировать гуманизм, нравственные ценности, а также социальные компетенции (умение жить в обществе).
Тип урока: урок-размышление
Оборудование: тексты произведений (Достоевский «Преступление и наказание», Тургенев «Отцы и дети»), проектор, презентация со схемой, ключевыми положениями, листы с цитатами из текста, таблица аргументов.
Аппаратные и программные средства:
- Художественный текст (изучение, понимание, интерпретация, своеобразие художественного слова писателя).
- Дидактический материал (цитатный лист, таблица аргументов).
- Словарь Ожегова (расширение общекультурного кругозора через понятие, лексического значения слова).
- Проектор, компьютерная презентация (наглядность, подведение промежуточных выводов).
- Дифференцированное домашнее задание на карточках (экономия времени для записи на уроке).
- Учебники по литературе для 10 класса Лебедева и Сахарова, Зинина.
- Интернет.
Ход урока
Оргмомент.
Эмоциональный вход.
Жизненные примеры несовпадения теории и практики (правило учим по русскому языку, но не можем его применять, пишем с ошибкой. Всем известно, что обманывать нехорошо, а все люди лгут, пусть иногда во благо, во спасение). Бывают также такие ситуации, в которых точное соблюдение правил и предписаний невозможно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему это происходит? Жизнь ставит людей в такие тупики, когда с точки зрения логики безнравственным становится само неукоснительное требование нравственности. (брак по расчету Дуня-Лужин).
Нет такой проблемы, которую не затронула бы русская литература. Писатели 19 века Достоевский и Тургенев так же обращаются к вопросу о теориях, которые волновали умы и души их современников. На уроке мы будем решать проблему – насколько жизнеспособными могут быть теории – на примере литературных героев. Итак, запишите тему «Раскольников и Базаров: можно ли строить жизнь по теории?» Подойти к этому вопросу мне хотелось бы высказыванием австрийской писательницы 19 века Марии Эшенбах, кстати, современницы Тургенева и Достоевского: Теория и практика образуют одно целое, и, как душа и тело, они зачастую несогласны между собой. Ребята, как вы понимаете данное высказывание?
Дети: Теория неотделима от практики, она и создается для того, чтобы быть проверенной на практике. Но чаще всего случается так, что они не совпадают.
У: А что такое теория?
Дети: Какое-то положение, которое надо доказать и т.п.
У: Обратимся к словарю Ожегова. Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Теория – совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-либо науки. Теория – сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-то. Это комплекс взглядов, представлений идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.
У: Какое понятие нам будет нужно?
Дети: Нам нужно будет 3-е понятие.
У: Домашнее задание у вас было - выбрать литературного героя и представить его теорию. Поднимите руки симпатизирующие Базарову, а теперь - Раскольникову. Давайте обратимся к тексту и послушаем, как герои говорят о своих теориях (чтение отрывков Достоевский «Преступление и наказание» часть 3 глава 5, Тургенев «Отцы и дети» глава 5). Прочитайте также цитаты и свои суждения подкрепляйте ими. Итак,… (работа с вопросами, вовлекаем в полилог ребят)
Критерий | Раскольников | Базаров |
---|---|---|
1.Цель теорий обоих героев |
Поиск лучшего пути для России, изменить жизнь к лучшему. Только какими средствами? |
|
2.Сущность теории. |
Право сильной личности на кровь. Он поделил человечество на обыкновенных законопослушных |
Это нигилизм – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры. В русской культуре 19 века 2 половины нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших изжившие себя социальные устои крепостничества и религиозную идеологию. Они проповедовали материализм и атеизм. |
3. Какие факторы повлияли на формирование данных теорий в сознании героев? |
||
эпоха |
Подъем общественного движения разночинцев-шестидесятников. Взгляды революционных демократов. Нигилисты, социал-утописты, бонапартизм, насильственное свержение власти, различные идеи и теории о реформации общественного строя. Ими увлекалась молодежь. «Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются… Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, которым оно не верит»,- писал Салтыков-Щедрин. |
|
среда |
Мир петербургских углов (нищета, несправедливость, ужас существования людей). |
Студенческая среда |
характер |
честность, порядочность, благородство, неравнодушие к жизни народа, страны заставляли размышлять героев о том, что в обществе нужны реформы, что нужно что-то перестраивать, решительность великодушие, доброта (у Раскольникова) |
|
4. Как вели себя Раскольников и Базаров, увлеченные своими идеями? Приведите цитаты. Как теория отражалась в их поведении? |
Сначала замыкается в себе, бросает учебу, уроки. Мечется по улицам Петербурга. Делает «пробу». Болезненно-разраженный ум, предвзятость (везде ищет перекличку со своей идеей) Терзания за всех. Раздвоение. Письмо Дуни. Знакомство с Соней-«грешницей». Сон Раскольникова об убийстве лошади (отвращение к убийству). |
Много работает, но и много говорит, спорит. Проповедует руководство к действию – «Ломать»! Но действие рождает противодействие. |
5. Отношение к близким |
Грубость, отчуждение, жестокость, стремление избегать их, ложь. С другой стороны – забота, привязанность, любовь. |
Грубость, бездушие, пренебрежение. И искреннее, и напускное. |
6. Реализация теории на практике |
Разрешил себе «право», допустил «кровь по совести». Убил старуху-процентщицу. |
В реальности встречает сопротивление как со стороны дворян – «отцов», так и мужиков. |
7. Результат |
«Переступить» через себя не смог. Это стало «наказанием». Противоречие между умом и сердцем. Не раскаялся. |
Понял, что он ошибался. Глубокое разочарование. Осознание своей ненужности. Смерть. Перед нами уже другой человек. |
8. Причины краха теории |
1) индивидуализм, а человеку не свойственна полная изоляция – физическая и духовная, без общества человек не может. |
|
Индивидуализм – нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.
Итак, мы с вами развенчали теории Раскольникова и Базарова, убедились в том, что они не жизненны. Значит ли это, что нет смысла создавать теории?
- Но это невозможно. Любая эпоха рождает идеи, теории.
- Не входить в крайности.
- Не углубляться в индивидуализм, не ставить себя выше людей, не преступать черту, не терять духовности. Помнить, что человек, каким бы он ни был, - живая душа, уничтожать которую никто не вправе.
- Нельзя спасать одних людей ценой жизни других.
Рефлексивный момент: «До чего вы додумались сами?» - Заполните таблицу, работая в парах: (Аргументы можно продолжить)
Можно ли строить жизнь на теории? | |
---|---|
Да | Нет |
1. Нужно, потому что жизнь превратится в хаос. Теории упорядочивают жизнь. |
1.Жизнь сложнее любой теории, невозможно предусмотреть все факторы. |
2. Теории выступают двигателем прогресса. |
2. К сожалению, большинство теорий строятся на принципе «Цель оправдывает средства» |
3. Если она не противоречит гуманным, нравственным законам. |
3. Никакие прогрессивные идеи не могут оправдать бездушия и жестокости |
4. |
4. Всегда есть вероятность того, что гениальная идея, теория для блага человечества, будет использоваться корыстными, властолюбивыми людьми (теория атома, ядерное оружие) |
Закончить мне хочется словами Иоганна Вольфганга Гете из «Фауста» : Суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет.
Я думаю, что вам не раз в жизни придется в этом убедиться. Мне понравилась ваша работа на уроке. Особенно активными были…(Оценки).
Домашнее задание:
1) Написать письмо Раскольникову о его теории от имени молодого человека – нашего современника.
2) Сочинение-рассуждение «Власть дается только тем, кто посмеет наклониться и взять ее?» (формат ЕГЭ часть «С»).
3) Устное сообщение «В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?»
Приложения:
- Презентация.
- Цитаты из произведений.
- Таблица аргументов.
Цитаты из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
1) «Нам других ломать надо!»
2) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
3) «Исправьте общество, и болезней не будет».
4) «Страстное, грешное, бунтующее сердце»
5) «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»
6) «Рафаэль гроша ломаного не стоит».
7) «Он бескорыстный, честный человек». (Аркадий о Базарове)
8) «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин».
9) «Я чувствую только скуку да злость».
10) «Всякий человек сам себя воспитать должен».
11) «Я нужен России… Нет, видно, не нужен…»Цитаты из романа Ф.М.Достоевского
1) «Преспокойно бы перешагнул через все препятствия» (мать о Раскольникове)
2) «Я тогда, как паук, к себе в угол забился».
3) «Власть дается только тем, кто посмеет наклониться и взять ее»
4) «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку…»
5) «Боже! Да неужели же… я возьму топор, стану бить по голове?»
6) «…это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные…»
7) «Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи дел».
8) «В чем я виноват перед ними? Они сами миллионы людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они, Соня»…
9) «Как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя. Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины его в происшедшем».