Литература
-
Интегрированный урок физики и литературы в 8-м классе «Магнетизм любви. По роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"» 2012
Интегрированный урок (2 часа) служит углублению межпредметных связей физики и литературы; формированию научного мировоззрения; анализ и обобщение различных понятий и явлений из области физики и литературы, используя различные приемы сравнения и сопоставления; формированию нравственных качеств личности; развитию творческих способностей учащихся на основе применения ИКТ.
-
Внеклассное чтение во 2-м классе "Не жалей, малыш, стараний!.." 2012
Тукай сыграл значительную роль в развитии детской литературы начала XX века. В своих стихотворениях поэт стремится передать детские переживания, создает образы, понятные и доступные для детского восприятия. Произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе. Творческое наследие поэта способствует формированию таких ценных качеств личности, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, уважение к старшим, стремление к знаниям.
-
Занятие "Да светится в веках имя твое…" 2012
Интегрированные занятия позволяют рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, объединяя знания в разных областях в единое целое. Данное внеклассное занятие позволяет создать у студентов комплексное представление об окружающем мире, способствует формированию взаимоотношений между человеком и природой, интеллектуальных умений анализировать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы, развивает инициативу и творческие способности.
-
Урок-спектакль по русским народным сказкам 2012
Принимая пятый класс, обязательно провожу учащихся через театральные уроки. При планировании отвожу несколько часов темам, которые можно раскрыть с помощью инсценирования художественных произведений. На таких уроках учу азам театрального искусства: сценической речи, движениям.
-
Открытый урок литературы по теме «Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи"». 9-й класс 2012
Цель урока: определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя. Выявить характерные особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы; отработать навыки сравнительного анализа произведений и аналитического чтения текста.
-
Урок литературы по теме «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 5-й класс 2012
Цель урока: проверить знание текста сказки, учить отбирать материал для сообщения о герое, учить сравнивать героев.
-
Открытый урок-исследование по теме «Мотивы и причины преступления Родиона Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"» 2012
Урок-исследование мотивов и причин преступления, совершенного Родионом Раскольниковым. Цель урока: определить основной мотив, толкнувший Родиона Раскольникова на убийство старухи-процентщицы, исследовать, как психологически тонко и глубоко проанализировал автор все оттенки чувств Раскольникова до совершения им преступления, совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.
-
Библейские мотивы в творчестве А.А. Ахматовой 2012
Цель урока: привлечь внимание учащихся к новому аспекту в изучении творчества А.А. Ахматовой; показать духовные, поэтические истоки и своеобразие "Библейских стихов".
-
Урок-игра "Умницы и умники" по сказам П.Бажова. 5-й класс 2012
Урок-игра – самый любимый урок учащихся среднего звена. Обобщает и закрепляет понятия «литературный герой», «литературный портрет», «литературная деталь». Разнообразные конкурсы поддерживают у детей дух соперничества, желание внимательно изучать текст. Дети учатся рассуждать, излагать причины явлений и событий, их взаимную связь.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Императорский Царскосельский Лицей" 2012
Презентация может быть использована как на уроках литературы, так и во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях, предназначенных для проведения в среднем и старшем звене школы. Материал презентации и текстового сопровождения подобран таким образом, чтобы решить следующие задачи: познакомиться с особенностями первого российского лицея; расширить знания лицейской биографии А.С. Пушкина как самого важного периода формирования личности поэта.
-
Урок литературы "Сахам саллаатын айхаллаан ыллыбын". 8-й класс 2012
Урок якутской литературы посвящен жизни и творчеству поэта-фронтовика И.Д. Винокурова-Ча5ыл5ана.
-
Интеллектуально-познавательная игра "Путешествие по сказкам". 5-й класс 2012
Цели игры: учить детей работе в команде; развивать познавательные способности учащихся; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; побуждать к поиску новых знаний, расширению своего кругозора, работе с книгой.
-
Урок-презентация по литературе "Я без Урала не могу – Урал всегда со мною" (по стихам Л.К. Татьяничевой) 2012
Урок из курса "Литература Урала" знакомит учеников с поэтессой Л.К. Татьяничевой. Материал урока воспитывает чувство гордости, любви к родному краю.
-
Урок литературы по теме "Опыт осмысления христианского подвига святых страстотерпцев благоверных Бориса и Глеба". 7-й класс 2012
Древнерусская литература учит, любить окружающих по-христиански. Именно это умение предполагается развивать на материале урока.
-
Алые паруса – символ надежды… (по произведению А.Грина "Алые паруса") 2012
Мечтами об «ослепительном случае и радости» полны все рассказы Грина, но больше всего его повесть «Алые паруса». Произведение утверждает силу человеческого духа, пронизано любовью к жизни и верой в то, что человек способен совершать чудеса. На уроке развивается критическое мышление.
-
"Никак мы из войны не выйдем…" Г.Я. Бакланов "Нездешний" 2012
Цель урока: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости учащихся в исследовании художественного текста. Учащиеся знакомятся с современным писателем – Г.Я. Баклановым и художественным своеобразием его прозы.
-
Интегрированный урок-викторина "Знаешь ли ты?" 2012
В викторине принимают участие две команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной на доске схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость. Вопросы каждого раздела зачитывают ведущие, результаты подсчитывает компетентное жюри. В конце игры подводится итог и определяется победившая команда
-
Жюль Верн – писатель-гуманист или фантаст-путешественник? 2012
Цель: научить составлять литературный портрет писателя на основе биографических сведений о нем, выделять особенности сюжетно-композиционного построения романов, находить сходство, делать обобщения; уметь делать выводы, используя сравнительные таблицы; отрабатывать приемы презентаций.
-
Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". 9-й класс 2012
Урок литературы посвящен детальному и комплексному анализу драматического произведения; развивает образное мышление. В ходе урока изучается языковой и литературоведческий материал, связанный с формированием навыков культуры речи.
-
Урок литературного чтения "И.С. Тургенев. "Воробей"" 2012
Цель урока: познакомить детей с произведением И.С.Тургенева "Воробей"; учить анализировать произведение для выявления сюжетных линий, определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков; развивать умения находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, внимание к авторскому слову, речь учащихся, воображение; воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе.
-
Урок литературного чтения. Тема: "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"". 4-й класс 2012
На уроке раскрываются понятия "добро" и "зло". Опираясь на текст, учащиеся по представленному плану доказывают, что роза – символ добра, а жаба – зла. Задача учащихся – точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая словами и выражениями из текста.
-
Интегрированный урок "русский язык + литература + биология" по теме "Тайна ранних сказок Г.-Х. Андерсена" 2012
Цель занятия: научить учащихся соединять литературу и другие науки, читать между строк, понимать замысел писателя, используя знания по биологии, уметь объяснять воздействие экологических факторов на живой организм.
-
Урок по теме "У Лукоморья…" 5-й класс 2012
Занятие знакомит учеников с историей создания пролога к поэме "Руслан и Людмила", отношением Пушкина к устному народному творчеству. Формируется умение анализировать лирическое произведение.
-
Прямое и переносное значения слова (Чехов и Левитан о красоте, гармонии, величии природы и человека) 2012
Цель занятия: наблюдение за лингвистическими понятиями «прямое» и «переносное» значение слова, их ролью в выражении основной мысли текста. На уроке учащиеся знакомятся с шедеврами русской живописи.
-
Кирилл и Мефодий – первоучители славянские 2012
Учащиеся, выполняя различные задания по теме, в увлекательной форме знакомятся с житием святых Кирилла и Мефодия, характерными чертами их личности, прикасаясь к таинственному и величайшему наследию братьев, подаривших Руси сокровище – славянскую азбуку и письменность.
-
Урок литературы по творчеству В.Г. Короленко "Путь к свету". 8-й класс 2012
На уроке изучается философская тема произведений В.Г. Короленко. Учащиеся учатся видеть позицию автора в художественном тексте; создают учебный проект с литературным источником; раскрывают содержание логических и литературоведческих понятий.
-
Урок-путешествие по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг". 8-й класс 2012
На уроке в игровой форме обобщаются знания учеников, развиваются познавательные интересы, речевая активность, формируется читательская самостоятельность, корригируются эмоциональные отклонения, интеллектуальная пассивность. Занятие формирует положительную "я-концепцию" личности ребёнка, выработывает адекватные формы восприятия окружающего мира, индивидуальный стиль познания и поведения.
-
Урок литературного чтения. Тема: «Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"». 3-й класс 2012
Урок рассчитан на детей, обучающихся по программе "Начальная школа XXI век" под ред. Н.Ф. Виноградовой, учебник "Литературное чтение", автора Л.А. Ефросинина, можно использовать по другим программам с небольшой коррекцией. В ходе урока дети решают поставленные проблемы, учатся ставить проблемы и находить способы их решения. ИКТ экономят время на уроке, концентрируют внимание учащихся.
-
Михаэль Энде "Бесконечная история" 2012
Михаэль Энде – немецкий писатель, живший в фашистской Германии, видевший Вторую мировую войну с другой стороны фронта. При желании учителя можно говорить о войне как общечеловеческой трагедии. Михаэль Энде – вдохновитель многих современных фантастических книг и фильмов.
-
Урок литературы. Тема: "Э.Успенский "Чебурашка"" (отрывок из произведения "Крокодил Гена и его друзья"). 2-й класс 2012
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Э.Успенского; вспомнить его произведение «Крокодил Гена и его друзья».