Открытый урок литературы "Поэтический гербарий". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель урока: Познакомить учащихся с калейдоскопом лирических произведений русских поэтов, легендами и песнями о цветах.

Задачи урока: развивать ораторские способности учащихся, память. Прививать любовь к поэзии, любовь к природе, желание сохранить окружающий нас мир.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация "Мои любимые цветы", рисунки детей, вышивки, картины, керамика, букетик невесты, цветы.

Ход урока

Организационный момент.

Эпиграф к уроку:

Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Н. Старшинов

1. Слово учителя:

Привет тебе, мой край родной,
С твоими теплыми степями,
С твоею речкою Лабой
И неоглядными полями.

Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок словами из японской пословицы: "Кто любит цветы, тот не может быть злым".

Как радостная улыбка действует на человека красота и обаяние цветов. Они ласкают взор, согревают душу, пробуждают в нас чувство прекрасного. Цветы любят все народы. В Древней Греции устраивали праздник гиацинтов, в Древнем Риме-роз, в Турции-тюльпана, во Франции-роз и ландышей. Любит цветы с давних пор и наш русский народ. В кружевах, тканях, керамике, росписи, венках невест-везде использовались цветы. Они воспевались нашими гениальными композиторами и скульпторами, художниками, писателями и поэтами. Но сегодня мы будем говорить о цветах и читать стихи, которые поэты посвятили им. Мы будем собирать необыкновенный гербарий. А почему именно гербарий, да потому что за окном осень.

2. Дома вы должны были начать собирать наш гербарий, давайте посмотрим, что же вам удалось? (учащиеся читают отрывки из стихотворений).

- Растворил я окно,
Стало душно невмочь,
Опустился пред ним на колени.
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.

- Люблю тебя, милая роза,
Когда ты, царица цветов,
Росы не стряхнув ещё слёзы,
Цветёшь, не боишься ветров.

- Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, тёмно-голубые?
И о чём звените вы в день весёлый мая,
Средь некошеной травы, головой качая?

II. Основное содержание урока.

1. Слово учителя: Да, многие люди восхищались цветами. Редко встретишь человека, которому не нравился бы нежный, задумчивый ландыш, который был самым любимым для великого русского композитора П. И. Чайковского.

(Идёт демонстрация рисунков учащихся)

Об этом растении существует древнерусская легенда (рассказывает учащийся) о том, что морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег реки с стала плакать. Там, где падали слезинки царицы, выросли ландыши- символ чистоты и грусти.

Учащийся читает стихотворение о ландыше.

2. Слово учителя: Волшебными узорами расписан луг с весны до осени. Когда ночи сойдут на нет, и июньские дни наполнятся жаром, то вдоль хлебного поля зажгутся нежно-голубые или синие васильки. Что известно вам, ребята, об этих цветах?

(Ответ учащегося)

Очень любил васильки известный русский баснописец И. А. Крылов. Однажды, когда он заболел, императрица прислала ему букетик васильков за его басню "Василёк". Иван Андреевич засушил их и очень бережно хранил. (чтение басни)

3. Слово учителя: Ромашки похожи на зонтики, и по легенде они служили зонтиками для маленьких степных гномов. А ещё ромашки похожи на удивительные глаза, и если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох. Это шорох белых ромашковых ресниц. Кажется, наклонись к цветку, и он о чём-то расскажет. А тайн у ромашки великое множество. И гадая по ромашке, мы даже можем о чём-то узнать. Кто скажет, о чем? (любит-не любит)

(чтение стихотворения о ромашке)

(Слушаем песню "Ромашка" в исполнении Н. Бабкиной)

4. Слово учителя.

Сейчас я хочу обратить ваше внимание на выставку, где мы можем полюбоваться работами ваших мам и бабушек. (Рассматриваем вышивки, керамические поделки, аппликации, букетики и веночки невесты)

Одной из самых ярких работ является вышивка букета сирени. Несомненно, это очень красивые цветы. А втор работы может нам что-либо рассказать о них? (выступление мамы учащегося) Эти цветы мои любимые и не случайно. Когда-то бог лесов и лугов Пан повстречал прекрасную речную нимфу Сирингу-нежную вестницу утренней зари. Но когда он решил заговорить с нею, та испугалась и убежала. Пан побежал за Сирингой, чтобы успокоить её, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так появилась сирень.

III. Заключение.

Давайте возьмём цветы, созданные вами дома, прикрепим их к доске и посмотрим, какой изысканный букет у нас получится. (прикрепляем к доске цветы) Я хочу познакомить вас со стихотворением Марины Папковой "Гимн цветам".

 Цветы, цветы! Вот дар природы!
Услада милая для всех.
Лелейте нежные их всходы.
В них - радость жизни и утех.

Фиалки, розы, хризантемы
И астры радуют наш глаз.
Их аромат так любим все мы.
Он восхищает всегда нас.

Цветы для нас, что наши дети.
Храним их жизнь и я, и ты.
Пока живёте вы на свете,
Любите разные цветы.

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

- Что мы дарим к празднику своим родным, близким, друзьям. (цветы)

- Как мы несём цветы своим самым дорогим людям? (бережно)

- Что появляется у людей на лицах при виде букета цветов? (улыбка)

- Что несут в себе цветы? (добро)

Вот мы и подошли к самому главному выводу нашего урока о том, что и цветы, и стихи о них учат человека быть (внимательным, добрым, отзывчивым, нежным и ласковым)

Какими бы словами вы хотели бы закончить наш урок?

("Кто любит цветы, тот не может быть злым").