Особенности лирики А.А. Фета. Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыханье…"

Разделы: Литература


Цели урока: продолжить знакомство с творчеством поэта, с особенностями его лирики, развивать навыки анализа поэтического текста, воспитывать интерес к поэзии, к творчеству А.А. Фета.

Оборудование: мультимедийный проектор, портрет А. А. Фета, пейзажные зарисовки самих учащихся, музыкальная запись музыки П. И. Чайковского, картины природы средней полосы России.

Оформление класса.

На доске оборудован уголок,где находится портрет поэта, цветы, картины природы средней полосы России.

На боковой доске расположены пейзажные зарисовки учащихся.

Над портретом поэта высказывание.

И откуда у этого добродушного и толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость – свойство великих поэтов. Л. Н. Толстой.

Ход урока

Звучит музыка П.И. Чайковского, звучание тихое. Окна зашторены. Тусклый свет. Создана обстановка ночи.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята. Практически на каждом уроке вы делаете для себя открытие, обогащаете себя знаниями, умениями. Но(что очень важно) делаете открытия, которые обогащают вас духовно. Сегодняшний урок, я думаю, не будет исключением.

А.А. Фета называли певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, цветы, красивых людей. В его имении был настоящий розарий.

(На экране появляется изображение дома, утопающего в цветах)

В любом возрасте он писал о звёздах, розах, “трелях соловья”. Стихотворения А. А. Фета по-настоящему яркие, в них есть свежие строки и образы. Его метафоры во многом предвосхитили искания С. Есенина, Б. Пастернака, Н. Рубцова. Пророческими оказались слова Л. Н. Толстого.

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным стихотворением поэта.

Стихотворение “Шепот, робкое дыханье…” вызвало много споров и критических нападок при жизни поэта, но с него и началась и слава А. Фета.

Это стихотворение навсегда стало для многих русских читателей символом фетовской поэзии. Поэт посвятил его Марии Лазич.

Произведение позволяет понять некоторые весьма существенные стороны поэтической системы А.А. Фета.

(На экран проецируется высказывание: Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет. В. Г. Белинский.)

Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения А. А. Фета

Заранее подготовленный учащийся читает наизусть стихотворение.

Звучат слова: “ И заря, заря…”.

Сразу раскрываются шторы, включается свет. Наступило утро

Работа с текстом стихотворения. Аналитическое чтение.

  1. Какое время суток показывает автор, в чём видит его особенность?
  2. Что вы можете сказать о лирическом герое?
  3. В каких отношениях находятся лирический герой и природа?
  4. Можете ли вы назвать образы стихотворения? Это образы фрагментальные? Или это только кажется на первый взгляд?

(На экране появляется определение импрессионизма.

Импрессионизм в поэзии – изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется и не складывается в цельную картину обрывками.)

  1. Что необычного в этом стихотворении?
  2. Глаголы отсутствуют, но при этом ощущается движение. Какие слова создают эффект движения?

Работа в группах.

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание:

– выделить состояние;
– выделить цвет;
– выделить звук.

Звучит тихая музыка, учащиеся работают.

А сейчас попробуем связать эти понятия в единый эмоциональный ряд.

Например, шёпот, – серебро(как цвет) – сонный ручей и т.д.

  1. Каков характер существительных и прилагательных, отобранных поэтом для создания образов, связанных с темами любви и природы?
  2. Основная тема стихотворения?

Можно ли сказать, что стихотворение А. А. Фета о природе? Почему?

  1. Какова роль слов: “И заря, заря…”? Эти слова выделены отдельно, почему?

Что означают они в контексте стихотворения? Какой синоним можно подобрать?

После обсуждения этого вопроса обращаем внимание на экран.

Звучит музыка. В контексте стихотворения “заря” – свет любви, высшее выражение чувства.

  1. А сейчас мы с вами посмотрим, какие изобразительные средства использовал автор в своём необычном стихотворении?

Определяем метафоры, эпитеты.

Отмечаем полное бессоюзие в первых двух строфах.

Особое внимание обращаем на тройное употребление союза “И” в последней строфе. Для чего это нужно автору?

  1. Ваши впечатления?

Итог урока

Какие из особенностей лирики А. А. Фета проявились в этом стихотворении?

Учащиеся выражают своё мнение и делают записи в тетради.

(Записи могут быть приблизительно такими.)

  1. Зоркость зрения автора в описаниях.
  2. Описание сиюминутного и неуловимого ощущения.
  3. Природа может характеризовать чувства и настроение человека.
  4. Описание запахов, звуков, света, цвета в стихах.
  5. “Грёзы”, “Сон”, “Мечты” – любимые темы.
  6. Музыкальность.

Звучит музыка А. Е. Варламова

Домашнее задание.

Ответить письменно на вопросы.

1. Как вы считаете, почему после появления стихотворения А. А. Фета “Шёпот, робкое дыханье…” в печати (журнал “Москвитянин”, № 2, 1850 год) возникло много споров, много о нём писалось?

Заключительное слово учителя.

Музыкальность лирики Фета была отмечена П. И. Чайковским “дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом.”

Звучит музыка П. И. Чайковского.