Цели:
Образовательная: попытаться раскрыть силу и глубину чувства и мысли, ее художественное воплощение в стихотворении;
Развивающая: помочь учащимся подняться до миропонимания гения. Развивать навык вдумчивого чтения, внимательно и бережного отношения к слову; развивать ассоциативно-образное мышление, наблюдательность, память, расширять лексикон;
Воспитательная: воспитывать интерес и уважительное отношение к личности поэта и его духовным поискам; Помочь извлечь из знакомства со стихотворением вечно ценное и крайне необходимое для нравственного возрастания учащихся.
Оборудование:романс на стихотворение «Выхожу один я на дорогу», портрет Лермонтова, «Анализ лирического стихотворения» (таблица).
Эпиграф: ...в поэзии Лермонтова резко изумительное присутствие мысли в художественной форме. В.Г. Белинский
Ход урока
Учитель читает первые строки стихотворения:
«Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит...»
Этот «выход» уже свершился, когда в ранних поэтических пробах определились и ум, и сметливость, и характер, сила и свобода духа, жажда борьбы и подвига.
Этот «выход» свершился тогда, когда.. (Обращаюсь к ученикам с предложением продолжить мою мысль)
- Лермонтов, потрясенный гибелью Пушкина, напишет стихотворение «Смерть поэта» («Воззвание к революции», так оценил Бенкендорф), а И. Золотусскии назовет за смелость и гражданское звучание «его 14 декабря».
- Когда Лермонтов, защищая честь мундира, принимает вызов на дуэль Баранта. «В России следуют правилам чести так же строго, как и везде».
- Когда в боевых действиях на Кавказе проявлял отчаянную храбрость и отвагу и был представлен к награждению.
Учитель продолжает диалог.
В короткие перерывы между ожесточенными боями и изнурительными переходами поэт создает несколько превосходных стихотворений и в их числе «Выхожу один я на дорогу».
Не перестаю восхищаться тому, как в условиях военных действий, походов поэт продолжает тщательно работать над словом.
Стихотворение датируется маем – началом июля 1841 года. Что вам известно о последнем годе жизни Лермонтова?
- Предчувствует конец.
- Мечтает об отставке, страстно хочет посвятить себя только литературной деятельности, а царь дает строжайшее предписание, «чтобы начальство отнюдь не осмеливалось ни под каким предлогом удалять его, Лермонтова, от фронтовой службы в своем полку».
Учитель: Сейчас прозвучит стихотворение. Какие советы вы бы дали чтецу?
(дома учащиеся готовили выразительное чтение стихотворения). Что влияет на чтение?
- Необходимо учитывать размер стихотворения.
- Не все части звучат одинаково; мысль поэта получает развитие.
- Нужно учитывать жанр и композицию стихотворения.
Учитель: Определим композицию стихотворения (если понимать под композицией лирического высказывания организацию, расположение словесных образов, стихов, строф, элементов пейзажа).
В чем особенность чтения каждой части?
- Можно найти 3 части. Строки первой части рождают ощущение светлого и ясного покоя, умиротворенности, тишины. Выразительность и музыкальность стихам первой части придает повтор звуков [у], [а] – ассонанс.
- Поэт испытывает восторг от созерцания красоты.
- Торжественно, возвышенно звучат строки «торжественно и чудно спит земля в сиянье голубом».
- В мире гармония, поэт ощущает блаженство.
Учитель: Один из тех людей, кому не раз доводилось видеть нашу планету с борта космического корабля, вспоминает, что, когда он впервые взглянул в иллюминатор, ему вспомнилось с детства знакомые строки: «В небесах торжественно и чудно...»
«Как мог он это написать?! – удивленно восклицал космонавт, – ведь только с той высоты, оттуда можно увидеть, что зеленый шар окружен голубым ореолом...»
Видимо, глаз гения видит все сокрытое для людских глаз, и он увидит землю именно такою, какою она увиделась его душе, возвысившейся до Космоса, – в торжественном и чудном голубом сиянии.
вторая часть начинается с вопросительных предложений:
«Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем? »
При чтении необходимо передать боль страдания, отчаяние.
- Как вопль, как надрыв, звучат стихи второй части.
- Грусть, трагизм одиночества слышатся в этих стихах.
Учитель обращает внимание на то, что третья часть стихотворения – это одно большое предложение.
Вводится понятие периода Напевность заключительной части обусловлена повтором звуков
[л], [л ] – аллитерация,
[е], [и] – ассонанс
Учащиеся определили жанр стихотворения. Это элегия (жалоба, выражение печали, результат философского раздумья над сложными вопросами жизни). Это исповедь Учитель. И. Андроников: «Это мысли, произнесенные тихим голосом про себя»
Выразительное чтение стихотворения. Учитель называет цели урока: попытаемся раскрыть силу и глубину чувства и мысли, ее художественное воплощение в стихотворении.
В.Г. Белинский относил стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское»: это итог многих исканий, тем и мотивов.
Кто-то из современных лермонтоведов назвал этот шедевр «визитной карточкой поэта».
Так ли это? «Wir den Dichter will verstehen, muz in Dichters Lande qehen»
Гете
Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.
Учитель. Какие мотивы, образы, характерные для Лермонтова, воплотились в стихотворении?
- Мотив одиночества. «Выхожу один я на дорогу» в первой части стихотворения.
- Мотив дороги, пути, странничества. «Кремнистый путь» во втором стихе, восхищавший Л.Н. Толстого как метко схваченное впечатление кавказского пейзажа.
Учитель: Это ведущий мотив. Ключевое слово у поэта ставится в начале строки. «Выхожу…»
Как называется такой художественный прием?
- Изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели называется инверсией.
- Мотив песни «сладкий голос» (третья часть).
- Мотив любви.
- Мотив неба и Земли.
«В небесах торжественно и чудно
Спит земля в сиянье голубом».
- Мотив сна-мечты «Я б хотел забыться и заснуть» 3 часть
- Мотив свободы и покоя. «Я ищу свободы и покоя …»
Какому из художественных методов соответствуют эти мотивы?
(Романтизм).
Итак, уже 1 стих задает широкий круг проблем.
Что представляете вы, когда слышите первый стих?
- Странник идет по дороге вдаль.
Учитель: Странник – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье. (Словарь Ожегова).
- Человек, наблюдающий жизнь и нравы людей,
Учитель: (а значит, вступающий в контакт с окружающим миром).
- Путник – путешественник – странник).
Учитель: Пилигрим (кн. уст.) – паломник, путешественник-богомолец, ищущий спасения и истины (контакт с Богом). Скиталец – бродяга – человек, вручивший свою судьбу неведомым силам.
Чем отличается странник от бродяги?
- Идущий по дороге продвигается к цели, а бродяга ее не имеет.
Поэтический словарь стихотворения состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблемантичных слов, каким является слово «дорога».
Сообщение ученика. «Значение слова дорога в поэтике М.Ю. Лермонтова».
Учитель: Образ «идущего» имеет и другой устойчивый смысл.
Это знак не только контакта, но и знак внутреннего изменения.
Движущийся герой или возрождающийся, или погибающий. Дорога не отделима от движения во времени.
Но «один я» – противоречит состоянию контактности. «Я» изолировано от всего мира.
Лирическое «Я» не включено в поток временного развития – оно отвергает и прошлое, и будущее:
«Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.»
Герой вне времени.
Значит, вопрос о развитии снимается, а тем самым снимается и мотив дороги.
Дорога – это не мир лирического героя, а антимир.
Движение не есть форма бытия лирического героя.
Звуковой повтор – палиндром
один я на дорогу
одна – надо
закрепляет эту антитезу.
Итак, если говорить о горизонтальной организации художественного пространства, она снята.
Горизонтальное измерение сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость – в символическое пространство всей Вселенной.
Вертикальная организация пространства предполагает соотнесенность с образом неба, Бога или прикрепленность к земле.
Перечитаем первые 6 стихов, выделим наиболее характерные для Лермонтова приемы изображения природного мира.
- Здесь нет сложных тропов.
- Олицетворения «пустыня внемлет богу», «звезда с звездою говорит», «спит земля» усиливают впечатления тишины и покоя.
- Предметные эпитеты «кремнистый путь», «сиянье голубое» помогают увидеть величие и красоту ночи.
Учитель: Стремление к расширению поэтического словаря побуждало Лермонтова обновлять эпитеты, жертвуя созвучными, но избитыми определениями – «кремнистый путь».
А может быть, что-то другое хотел сказать поэт эпитетом «кремнистый»?
В. Брюсов. «Стихи пишут затем, чтобы больше сказать, чем в прозе»
Поэтическое слово живет не за счет своего основного значения, оно преобразуется в контексте. Сообщения. Значение слов «пустыня», «звезда» в лирике М.Ю. Лермонтова, (материал для сообщения почерпнут в книге Т.Г. Кучиной «Контрольные и проверочные работы по литературе», стр. 49-50, газете «Литература» 1994 г. №18).
С чем ассоциируется пустыня, которая «внемлет богу»? Вспомним пушкинские строки: «Духовной жаждою томим, в пустыне, мрачной я влачился».
- Образ пустыни нарисован как возвышенный и одухотворенный, как символ величия и красоты мира.
- Пустыня – место праведной, отшельнической жизни, где происходит духовное очищение человека, преодоление искушения.
Учитель: Обращение к иллюстрации. Крамской «Христос в пустыне». Христос сам пошел в пустыню. Зачем?
- Чтобы укрепить себя в вере. И только потом пойти проповедовать новое учение. 40 дней и ночей дьявол искушал Христа.
- Лицо Христа измучено постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира.
Учитель: Действительно, слово «пустыня» ассоциируется с возвышенными библейско – евангельскими мотивами. Это безмерное расширение значения слова и является его поэзией: безлюдье, одиночество, Бог.
Учитель: Уточним цветовую характеристику и вызываемые ей ассоциации.
Сема (единица смысла) слова голубой. Голубой, золотой, белый – эмблемы Бога, христианства. Синий цвет – небесный цвет.
Звучит песня «Синий цвет» (С. Никитин – Н. Бараташвили, перевод Б. Пастернака)
- мечты
- нежности
- удаленности, недостижимости.
«Голубое сиянье» (любимый цвет Лермонтова) сообщает земному пейзажу космическую широту.
Мы видим грандиозную картину мироздания. И эта космическая картина никак не может быть бессмысленной и случайной.
Зачем она? Что хотел сказать этим поэт?
Ваши версии.
- Небо и земля пребывают в вечной гармонии, и, может быть, на фоне этого еще острее ощущается одиночество лермонтовского лирического героя, мир его тревожных, мятежных чувств?
Величественный пейзаж не рассеивает душевные тревоги, а напротив, красота природы вызывает острее мучительный вопрос почему человек не знает покоя.
Если в настоящей литературе нет мелочей, то каждое слово и каждый знак нужны. Первая часть стихотворения заканчивается на 6 стихе. На что указывает многоточие?
- Незаконченность высказывания (тема природы резко и внезапно останавливается).
- На многочисленность размышления.
- Природа восхищала и притягивала Лермонтова, и вместе с тем он мучительно ощущал свою оторванность от нее.
Чье это мироощущение? (Романтиков)
Учитель: А. Розанов: «Лермонтов – раб природы, ее страстный любовник, совершенно покорный ее чарам; и как будто вместе – господин ее, то упрекающий ее, то негодующий на нее... Бог, природа, «Я» (сам Лермонтов) клубятся в нем, и уже где вы этот ком не тронете – получите и Бога, и природу вслед за «я», или вслед за Богом является его «я»...
Вл. Соловьев: «...при всем своем демонизме, всегда верил в то, что выше а лучше его самого, а в иные светлые минуты даже ощущал над собою это лучшее:
И в небесах я вижу Бога...
Это религиозное чувство, часто засыпавшее в Лермонтове, никогда в нем не умирало.
Откроем страничку «Лермонтовской энциклопедии» «Частотный словарь языка Лермонтова» (запись на доске была скрыта от учащихся)
ч | с | д | п | |
Бог | 589 | 168 | 274 | 126 |
Дорога | 146 | 47 | 19 | 68 |
Путь | 139 | 99 | 15 | 23 |
Пустыня | 91 | 79 | 49 | 2 |
Звезда | 124 | 106 | 3 | 13 |
Свобода | 83 | 55 | 12 | 12 |
Покой | 75 | 53 | 12 | 5 |
Борьба | 51 | 29 | 12 | 9 |
ч – частота употребления слова
с – стихи
д – драматургия
п – проза
(не учтена частота употребления слова в письмах, планах, набросках).
Учитель: Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины.
Это чутко воспринял и точно выразил Н.А. Бердяев. Он заметил, что вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла и ужаса жизни для человеческой личности.
Самые лучшие из нас с детских лет одержимы страстным желанием охватить вширь и ввысь, и вдаль все человеческое бытие. Самые лучшие из нас вмещают в себя весь мир и отзываются трагическим звучанием на боль в этом мире. Страха не знало сердце поэта, но оно постоянно испытывало боль.
Перечитаем 7-12 стихи.
Отчего поэту «так больно и так трудно»?
Припомним еще раз лермонтовские болевые вихри.
- Гибель любимого поэта Пушкина и жесточайшее наказание за справедливый протест против этого убийства.
- «Ужасная судьба отца и сына:
Жить розно и в разлуке умереть
И жребий чуждого изгнанника иметь». - Чувство бездомья. Этого не могла преодолеть даже преданная любовь бабушки Е.А. Арсеньевой.
Учитель: Ощущение бездомья, трагедия поруганного и более на земле невозможного Дома, оборачивается космичностью Лермонтова.
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен...
Отыщите ключевые слова этих стихов.
- В мире поэта нет свободы и покоя. Это главное. Это нужное, искомое состояние.
Учитель: В одном из вариантов стихотворения было: «Я прошу свободы и покоя!»
В окончательном тексте поэт заменил его глаголом «ищу».
Сравним, как изменилось звучание строк.
- Перед отъездом на Кавказ весной 1841 г. Лермонтов просил отставки. Слово «прошу» употреблено бы было в узкобнографическом значении: свобода – отставка.
«Ищу» – это слово придает более широкий и глубокий смысл слову «свобода».
«Уж не жду от жизни ничего я...»
Когда и в какую минуту жизни могли вырваться из груди такие слова?
- Страшно одиноко человеку.
«И скучно, и грустно, и некому руку подать». - Нужно было много выстрадать, многое понять.
- Поражает печальная безысходность и какое–то отчаяние.
Учитель: Сознание бесполезности существования, вынужденного бездействия целого поколения (вспомните стихотворение «Дума») расширяется до космических границ.
Могло ли подобное горчайшее откровение вырваться у Пушкина даже в самые тяжелые минуты?
- Нет. Пушкин – певец жизнеутверждения, счастья и любви.
- Мир стихов Пушкина полон гармонии, и свет в его мире побеждает тьму.
Хоровое чтение:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись –
В день уныния смирись.
День веселья верь настанет.
Учитель: Согласны ли вы с высказыванием Белинского по поводу стихов «Уж не жду от жизни ничего я...»
«...в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувств. Нет нигде пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу»?
- «Я ищу свободы и покоя». Пока человек ищет, он должен и может надеяться. Сомнения в возможность обретения внутренней свободы допустимы.
- Со второй частью высказывания можно согласиться.
Идея свободы – центральная в философии романтизма. Воля и покой в ранней лирике – взаимоисключающие друг друга понятия.
В зрелой лирике ситуация изменяется: ищет покоя уставший от странствий листок.
В чем преодоление трагического разрыва лирического «я» с природой?
Перечитаем 3 часть стихотворения.
Как вы понимаете смысл стихов в этой части?
«Свободный микрофон» (свободный обмен мнениями)
- При всей тяжести существования («так трудно»), при всех ударах судьбы («так больно») лирический герой противиться «холодному сну могилы». Еще дремлют силы жизни в его груди, еще дорог ему сладкий голос песен.
- Это не сон-смерть, а «сон-отдых». Если внимательно перечитать, то увидишь, что признаки «покоя» не загробные, фантастические, а земные, понятные: шум дуба, песня любви.
Учитель: Обращаю ваше внимание на удивительную симметрию: вначале говорится о высоком космическом сне, в который погружена земля. К концу монолога – исповеди лирический герой стихотворения, трагически оторванный от земли, выражает желание приобщиться к этому сну спящего мира «Я б хотел забыться и заснуть...»
Стихотворение сцеплено и окружено с нами.
Как называется такая композиция?
Здесь зачаток, зародыш кольцевой композиции.
Учитель: В первоначальном варианте стихотворения было: «Беспробудно я б хотел заснуть, а в окончательном – «Я б хотел забыться и заснуть». Снят мотив смерти.
Хотя... Какие еще есть мнения?
Как вы понимаете значение слова «забыться»?
- уйти от внешней суеты;
- впасть в состояние отрешенности, освобождения от жизненных забот;
- освободиться от рефлексии.
Но «навечно» так заснуть?
Вот как отвечает на этот сложный вопрос известный ученый-литературовед М.Ю. Лотман:
«Я», ведущее жизнь, похожую на смерть, мечтает о смерти, похожей на жизнь. Это будет состояние, не имеющее ни прошедшего, ни будущего, лишенного памяти («забыться»), выключенное из цепи событий земной жизни («свобода и покой» – перефраз пушкинского «покой и воля»). И вместе с тем это будет смерть («навеки...заснуть»), не отнимающая полноты внутренней жизни («в груди дремали жизни силы»),, внутреннего движения («дыша, вздымалась тихо грудь»). И именно эта полнота устремленной в себя внутренней жизни превратит «я» в подобие мира, а не в инородное ему тело, и наделит его главным свойством природы – способностью к контактам. Именно здесь появляется голос, поющий о любви (а «я» «внемлет» ему, как пустыня богу), и символ бессмертия – дуб, соединяющий микрокосм – могилу – со вселенной.
Стихотворение дает, таким образом, сначала несовместимость «я» и живого мира, затем уничтожения «я» и идеальное возрождение в новом виде – внутренней полноты и органичности, подобной миру и поэтому способной вступить с этим миром в связь.
Лермонтовед Максимов пишет: «Лермонтов дает» тему романтически универсального избавления – фантастическую грезу о блаженном состоянии полужизни-полусна-полусмерти.
В этой мечте снимается антагонизм возвышенного мира природы и горькой человеческой жизни...
В мечте поэта соединяется счастье непосредственного ощущения жизни («чтоб в груди дремали жизни силы») и вечный образ природы. («Надо мной, чтоб вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел»).
И этот неосуществимый в злом мире союз человека и природы освещается «третьей силой» – любовью.
«Про любовь мне сладкий голос пел».
Ваше понимание этих стихов.
- Поэт, произнося слово «любовь», не определяет ее точнее: любовь к женщине, к миру, людям.
- Возможно, что Лермонтов имел в виду любовь к женщине, наиболее традиционное и обычное в поэзии.
Учитель: Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной – той, которая может исполниться в посмертном сне.
Поэтому еще здесь, на земле, сновидческий взгляд поэта силится различить в облике смертной женщины ангельские знаки: «сладкий голос пел».
Как реализована в стихотворении сема слова «зеленый», «дуб»?
- Зеленый цвет традиционно – эмблема весны, возрождения, надежды, вечной молодости, жизни.
- Дуб символизирует вечность, бессмертие.
Учитель: Дуб соединяет микрокосм «я» со Вселенной, Высшими Мирами.
Вечность – освобождение от земного времени, это и бессмертие (неумирание, подобно постоянно зеленеющему дубу), и приобщение к вечной жизни Вселенной.
Анализ стихотворения дает ответ на вопрос, поставленный Дм. Мережковским: «Нет никакого сомнения в том, что Лермонтов идет от богоборчества, но куда – к богоотступничеству или богосыновству?..»
Весь пафос лермонтовского стихотворения «Выхожу один я на дорогу» состоит в поиске высшей гармонии, в стремлении преодолеть одиночество через восстановление утраченного единства с Богом. Этот пафос духовного восхождения пронизывает все творчества поэта.
И. Золотусский: «Что такое Лермонтов? Раненый ангел. Лермонтов, который пишет всю жизнь поэму «Демон». Он борется с демоном в самом себе. И как в поэме побеждает Ангел, который уносит душу Тамары, так и в Лермонтове в конечном счете побеждает Ангел.
Вспомните его «Выхожу один я на дорогу». Это его финал».
(«Звезда Вифлеема» №6, 1997)
Зачитывается эпиграф урока.
Это высказывание В.Г. Белинского подводит итог нашей работе. Мы попытались подняться до миропонимания гения, попробовали дать истолкование стихотворению.
Домашнее задание: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» (Письменный анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу».)
Звучит романс «Выхожу один я на дорогу».