Урок внеклассного чтения "Шорская поэзия на примере творчества Т.Тудегешевой". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока:

  • Рассмотрение особенностей шорской поэзии на примере творчества Т. Тудегешевой.
  • Анализ тематики, проблематики и поэтики лирики Т. Тудегешевой.

Задачи:

  • Изучить особенности шорской поэзии.
  • Рассмотреть биографию Т. Тудегешевой.
  • Дать краткий обзор творчества поэтессы.
  • Выявить основные темы и мотивы лирики Т. Тудегешевой.
  • Проанализировать изобразительные особенности лирики Т. Тудегешевой.

Оборудование:

ХОД УРОКА

1. Сообщение учащегося

Поэзия Таяны Тудегешевой работает на возрождение обычаев родного народа, а это значит, она будет востребована как самими шорцами, так и всеми патриотами России. Потому что настоящий патриотизм всегда опирается на дружбу, а можно ли дружить с народом, которого ты не знаешь и не понимаешь? Стихи Таяны Тудегешевой как раз и помогают всем лучше узнать народ Горной Шории и понять его душу.
Мы живём в такую эпоху, когда нужно иметь немалое мужество, чтобы, никого и ничего не боясь, сказать во весь голос: «Я – русский» или же: «Я – шорец», и Таяна Тудегешева своими стихами учит нас именно этому. Она гордо заявляет: «Я – дочь, я – ветвь Абинского народа, /

2.  Подготовленный ученик читает стихотворение « Я – песня-плач абинского народа»

3. Сообщение учителя

Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной поэтессой, представительницей шорской поэзии Таяной Тудегешевой. Ребята подготовили сообщения, выучили стихотворения, сделали анализ стихотворений.

4. Сообщение учащегося

Биография Татьяны (Таяны) Тудегешевой

(из семейного архива Т. Тудегешевой)

«Т.В. Тудегешева родилась в Усть-Анзасе в интеллигентной, образованной семье, где воспитывались шестеро детей» [1]. Отец с 1926 по 1938 годы трудился корректором в районной газете, писал стихи, которые потом вошли в коллективный сборник молодых шорских поэтов. Но после ликвидации в конце 30-х годов Горно-Шорского района отец занялся педагогической деятельностью, обучал грамоте земляков таежных окраин Таштагола. Мать по профессии метеоролог. Но с увеличением семьи она все больше и больше погружалась в ведение домашнего хозяйства. В дневнике записывала наблюдения, яркие события, интересные мысли. Они заинтересовали бы не только историков, но и рядовых читателей. С детства Татьяна приучалась к труду, выполняла все домашние дела. Но самым настоящим наслаждением были длинные зимние вечера, когда, управившись по хозяйству, все члены семьи садились за длинный стол и при свете керосиновой лампы читали и обсуждали произведения любимых писателей. Родители выписывали много периодики, в том числе и детских изданий.
Добрые родительские черты характера передались и их дочери Татьяне. Она хорошая хозяйка, верная жена. Вместе с мужем Николаем, инженером Запсибметкомбината, воспитали троих замечательных сыновей.
«В настоящее время трудится заместителем директора Новокузнецкого городского дворца культуры по поддержке и развитию культуры коренных народов нашего края. В Новоильинском районе создала этнографическое объединение «Тазыхан», что на шорском означает имя матери небесного властителя добрых духов Ульгена. Много сил приложила к открытию музея шорской истории культуры» [1].

5. Сообщения  учащихся
Поэзия Таяны Тудегешевой – это беспрерывный поиск своего национального, духовного и культурного начала, это шествие по тропе исторической и генетической памяти в глубины забытых веков, к истокам народной культуры – туда, где в одной из своих прошлых жизней она жила «в Белой дедовской юрте, похожей на птицу», которая могла, вдруг «расправив крыла, ввысь взлетев, к золотым облакам устремится».
Мы подробно не знакомы с преданиями Горной Шории и не знаем доподлинно, что именно символизирует собой образ Белой юрты, но, несмотря на это, он зовёт, волнует, манит какой-то своей необъяснимой близостью и родственностью, как манит нас, к примеру, наша общая человеческая колыбель – море, из которого однажды вышла на сушу сама Жизнь.
Наверное, именно поэтому душа с таким необычайным трепетом повторяет вслед за поэтессой строки, венчающие её стихотворение «К Белой юрте».

6. Сообщение учащегося о музее «Тазыхан» (ученик при рассказе использует фотографии из музея)

7. Учащийся читает стихотворение. Какими путями-дорогами…
Сообщение.

Настоящая поэзия тем и отличается от похожей на неё псевдопоэзии, что настоящая как бы написана от лица каждого читающего.
Как это ни странно, но в стихах Таяны Тудегешевой, несмотря на их этническую, географическую, языковую (а многие из её стихов очень сильно напоминают собой не столько оригиналы, сколько переводы на русский), а также культурно-историческую отдалённость от читателя, мы узнаем себя, как узнаёт себя человек, наклонившись попить воды из родника, в зеркальном отражении на его поверхности.
Нам близки и понятны создаваемые ею образы, будь то таёжная шаманка, блуждающие в виде клочьев тумана бесприютные души погибших в тайге людей или рожающая богатыря Ольгудека женщина. Хоть поэтика Таяны Тудегешевой и опирается на этно-культурные традиции шорского народа и подсказываемые ей окружающей её природой образы («девочка с оленьими глазами», «шаманка-метель» и т.п.), суть того, что она говорит в своих стихах, понятно представителю любой национальности и культуры.

8. Учащийся читает стихотворение «Не вернусь»

9. Сообщение

Как это ни странно, но в стихах Таяны Тудегешевой, несмотря на их этническую, географическую, языковую отдалённость от читателя, мы узнаем себя, как узнаёт себя человек, наклонившись попить воды из родника, в зеркальном отражении на его поверхности.
Нам близки и понятны создаваемые ею образы, будь то таёжная шаманка, блуждающие в виде клочьев тумана бесприютные души погибших в тайге людей или рожающая богатыря Ольгудека женщина.

10. Ученик читает стихотворение «Что ты смотришь грустными глазами».

11. Сообщение учащегося

Книга Таяны Тудегешевой – красноречивое свидетельство того, что она не только не утратила свою связь с родной культурой и родным народом, но наоборот – сроднилась с ними в своих стихах ещё больше, закрепив в поэтическом слове характерную для шорцев художественную образность и систему исторических ценностей. Вот отрывок из её чисто описательного стихотворения о метели, иллюстрирующий собой соединение традиционной национальной образности с русской поэтической ритмикой: «Дни смешались в безумстве недель, / словно бисер в незримой руке. / Всё камлает шаманка-метель, / завывая в мятежной тоске. // В буйных ритмах со стоном кружится, / мудрость белых волос разметав. / Будто хочет навеки проститься, / в страстном танце земли отпылав…» [4].

12. Подведение итогов. Слово учителя

Читая стихи Таяны Тудегешевой, нельзя не заметить встречающиеся в них время от времени стилистические неточности или же такие нарушения правил русского правописания, которые были бы просто недопустимы в стихах русского поэта. Но выше было отмечено, что некоторые стихи Тудегешевой напоминают собой не столько оригиналы, сколько подстрочные переводы на русский язык – перед нами уникальный пример соединения национального образа мысли, национального способа построения художественных образов, национального принципа стихосложения и – современной русской письменности.
В результате мы получаем стихи, напоминающие собой классические шорские юрты, только построенные уже не из дерева и шкур, а из современных металлических стоек и пластических материалов, да к тому же оборудованные внутри холодильниками, телевизорами, компьютерами и иными предметами нынешней цивилизации. Понятно, что какая-то деталь при сборке обязательно закатится в мох, какая-то окажется лишней, какую-то придётся заменить куском обычной стальной или медной проволоки.
Важно то, что ночью, когда выключаются телевизор с компьютером и в юрте наступает тишина, становится отчётливо слышно, как над нею гудит в вышине вольный сибирский ветер, и в его широком дыхании слышится незатухающий гул истории. Вот ради этого одного и стоит продолжать писать стихи, сооружая при помощи строчек и рифм крепкие поэтические юрты, в которых сможет поселиться память об истории и культуре родного народа: «Слышишь, дядя? / Ты юрту построй на старинном оставленном месте, / где наш прадед с надеждой очаг зажигал. / Юрту-солнце построй, наряди, как невесту, / и чтоб в центре жилища – огонь запылал. // Созови всех на той, будет много народу. / Над огнём закамлает чугунный казан. / Возродим наш обычай, который от роду / нам отцами в наследство когда-то был дан…» [4].

Литература:

    • Ничик Н. «Дым очага так пахнет вкусно...» // Франт. – 2003. – №10. – 6 марта.
    • Переяслов Н. О поэзии Т. Тудегешевой // Сибирские огни. – 2008. – №2.
    • Поэты Горной Шории // Литературный Кузбасс. – 2003-2004. – № 3-4 // http://sprkemerovo.narod.ru
    • Тудегешева Т. Я – песня-плач абинского народа.  Стихи.