Театр Островского. Литературная игра. 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока:

  • обобщение изученного материала по теме «Жизнь и творчество А.Н.Островского»;
  • актуализация и пополнение знаний в области теории литературы, театрального искусства;
  • развитие монологической речи, творческой активности, коммуникативных навыков, умения работать с дополнительными источниками информации;
  • воспитание эстетического чувства, любви к чтению.

Форма: урок-обобщение, урок-конкурс

Оформление:

  • Портреты А.Н.Островского на фоне изображений персонажей его пьес.
  • Символы театра: маски, стилизованный занавес.
  • Иллюстративный материал: фотографии и портреты актёров, фотографии сцен из спектаклей, репродукции картин на «купеческую» тему (В.Перов, Б.Кустодиев).
  • Афиши.
  • Высказывания об А. Н. Островском, о спектаклях, о кинофильмах.
  • Музыкальное сопровождение (из кинофильма «Жестокий романс»).
  • Выставка книг, посвящённых А.Н.Островскому, Малому театру, актёрам.

Предварительная подготовка:

Ученики: класс делится на 3 команды. Каждая команда придумывает название,
девиз, эмблему, приветствие; создает афишу к своему спектаклю; готовит вопросы по биографии Островского и по текстам пьес «Гроза», «Бесприданница»; репетирует музыкальный номер; изучает историю театральной и кинематографической жизни пьес; готовит знатока театральных терминов, знатоков истории Малого Театра; готовит инсценировку любого эпизода пьесы.

Учитель: координирует подготовку, консультирует, составляет сценарий урока,
готовит оформление, реквизит для лотереи, приглашает жюри.

ХОД УРОКА (2 часа)

1. У театрального подъезда

Вступительное слово директора театра (учителя):

У каждого человека в душе живет свой образ Театра. Например, такой... По вечерам театр завораживает взоры прохожих. Притягивает в распахнутые двери взбудораженную публику. Из больших окон льется апельсиновый свет, обещающий радость.
А внутри театра – среди бархата мягких кресел, в бриллиантовых искрах люстры, в ветре шуршащего занавеса, в истории, оживающей на сцене, в шумных аплодисментах публики – творится чудо Искусства.
Я приглашаю вас в Театр – мир особенный, ни на что не похожий. Новый театральный сезон объявляю открытым!
Публика в нашем театре замечательная! В зрительном зале мы видим поклонников (учителя-предметники, родители учеников, бывшие одноклассники), а также известных в наших кругах театральных критиков (представление жюри).
Уважаемая публика! Сегодня три театральных коллектива будут бороться за право выступать на сцене Театра Островского.

Правила конкурса:

  • Команды (труппы) выступают в порядке, который будет определён жребием.
  • Критики оценивают каждый конкурс по 5-балльной системе (в оценочном листе), объявляют промежуточные результаты. Общий итог сообщается в конце урока.
  • Командам необходимо соблюдать регламент.

Жеребьёвка: режиссёры (капитаны команд) тянут жребий, определяющий порядок выступления.

2. Визитная карточка (конкурс приветствий)

Каждая труппа (команда) представляет себя в произвольной форме, объясняя выбор названия, эмблемы. Приложение 1.

3. С Островским...на дружеской ноге (разминка)

Один наш общий знакомый сказал как-то о себе:

– С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат», – отвечает, бывало. Большой оригинал...

Узнали, кто это? (Ответы учащихся)
Мы  с вами дружим с Островским по-другому: мы не фамильярны, мы уважаем его и стараемся узнать о нём больше интересного. И сейчас мы узнаем, кто же из вас более дружен с Островским.

Команды обмениваются составленными вопросами. Приложение 2.

4. Музыкальная премьера (прослушивание)

В пьесах А.Н. Островского звучит музыка. Это народные песни, городские романсы. Поет Кулигин, Ваня Кудряш, Лариса Огудалова, поют цыгане. Под звуки скрипки, гитары они рассказывают о себе.

Звучат романсы в исполнении учеников

Рисунок 1.  «Мохнатый шмель»

Рисунок 2. «А напоследок я скажу...»

5. Конкурс афиш (конкурс театральных художников)

Театр, как известно, начинается с вешалки, а о предстоящем спектакле мы узнаём из объявления о нём, то есть из афиши. (Художник представляет свою афишу так, чтобы обеспечить аншлаг на представлении своей команды).

6. Лишний билетик (конкурс знатоков терминов)

Афиши посмотрели, решили пойти на премьеру. Выходной костюм и платье готовы. Идём за билетами, а касса закрыта, и рядом надпись: «Все билеты проданы». Что же, вечер испорчен? Нет, у меня есть три лишних билетика. Команды, поторопитесь их приобрести! Приложение 3

7. Прогулка по театру (конкурс хранителей Дома Островского)

В ожидании начала спектакля кто-то спешит в театральный буфет за пирожными, кто-то приобретает программку, а мы с вами прогуляемся по театру. По особому театру. Он называется Малый театр, или Дом Островского. Сюда А.Н.Островский приходил каждый день. Он и режиссёр, и распределитель ролей, и репетитор, и воспитатель начинающих актёров.
Давайте посмотрим, чьи же портреты украшают стены Дома Островского.

Портреты заговорили (кто на портрете? Какое отношение имеет к Островскому?)
Театральная летопись (история сценических постановок и киноверсий пьес Островского)
Лотерея (предметы из пьес). Приложение 4

8. Режиссёры (конкурс капитанов)

Соревнующиеся капитаны выбирают карточку с заданиями и получают на подготовку несколько минут. В это время остальные участники знакомятся с репродукциями картин о купеческой жизни и решают, какой эпизод из прочитанных пьес они могли бы проиллюстрировать.

Ответы команд. Ответы капитанов-режиссёров. Приложение 5

9. Таланты и поклонники

Какова была театральная жизнь в середине 19 века? В русском театре преобладают водевили и мелодрамы. На сцене – жеманные героини и герои. Белинский: «Вздор! Чепуха! И какая высокопарная, надутая!»
С приходом в театр А.Н. Островского в театр приходит жизнь, на сцене появляются другие пьесы, на афишах – другие названия. Какие вам известны? (ответы)
Каждая команда должна разделиться на две группы: таланты (2 человека) и поклонники.

Для поклонников – конкурс «Узнай героя, узнай роль»
Для талантов – конкурс сочинителей (сочинить миниатюру или диалог, используя как можно больше названий пьес Островского). Приложение 6

Выступление команд.

10. Третий звонок (конкурс инсценировок)

Театр уж полон,
Ложи блещут,
Партер и кресла – всё кипит.
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит...

В пьесах А.Н.Островского соединились вечные темы человечества – любовь,  счастье, предательство, благородство, смерть – и сиюминутные повороты обычной жизни. Потому Островского и стали называть «отцом русского национального театра», а его творения – «пьесами жизни».
Давайте же и мы попробуем прожить кусочек жизни по Островскому.

Выступления команд.

Рисунок 3Паратов и Лариса (2011 г)

Рисунок 4. Тихон, Кабаниха и Катерина (2005 г)

11. Занавес закрывается

Все испытания пройдены, роли сыграны. Пришло время узнать, кто же из наших конкурсантов достоин первых ролей в Театре Островского.

  • Слово участникам, гостям
  • Слово жюри
  • Награждение

12. Театральный сезон продолжается (домашнее задание)

В выходной день всем классом идём в театр на спектакль по пьесе А.Н.Островского.