Урок русского языка в 8-м классе "Стилистические возможности использования сказуемых различных видов в повествовательных и описательных текстах"

Разделы: Русский язык, Литература


Тип урока: урок повторения и закрепления материала.

Задачи урока:

  1. Закрепить навык определения вида сказуемого в предложении.
  2. Рассмотреть, как изученные синтаксические конструкции функционируют в тексте.
  3. Рассмотреть стилистические возможности использования разных видов сказуемых в художественном тексте.

Особенности урока:

  1. Урок является методической разработкой методической темы “Работа с текстом на уроках русского языка и развития речи”.
  2. Предметом деятельности на уроке является художественный текст позволяющий решить учебные задачи, связанные с изучением раздела русского языка “Сказуемое”, а также вести работу по развитию речи учащихся.
  3. Выбранный текст представляет собой совершенный образец художественной прозы . На уроке отмечаются мастерство писателя и особенности стиля.

Подготовка к уроку: Каждому учащемуся печатается текст на отдельном листе. Часть заданий учащиеся выполняют непосредственно в тексте.

Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды .После обеда она разлеглась среди комнаты, протянула ноги и, чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом.

Пока ее новый хозяин, развалившись в кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала вопрос: где лучше – у незнакомца или у столяра? У незнакомца обстановка бедная и некрасивая ; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами ; у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань... У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество: он дает много есть, и, надо отдать ему полную справедливость, когда Каштанка сидела перед столом и умильно глядела на него, он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: “Пошла вон, треклятая!”

Ход урока

1 .Вступительная часть. Учитель объявляет тему и задачи урока. Учащиеся записывают в тетради число и тему урока. Учитель раздает тексты.

2. Основная часть.

Задание 1.Прочитайте фрагмент рассказа А.П.Чехова “Каштанка. (Учащиеся читают текст про себя.)

Вопросы после чтения текста:

1) Есть ли в тексте незнакомые слова, Выражения, требующие комментария? (При необходимости учитель дает комментарий словам: рубанок, стамеска, лохань.)

Учитель читает в слух. Учащиеся следят по тексту.

Вопросы после второго чтения:

  1. На что вы обратили внимание при чтении?
  2. Что вызвало у вас улыбку ?
  3. Учащиеся замечают, что обстановка дома увидена глазами собаки и что “собачьи” ценности отличаются от человеческих: обстановка богатого дома кажется бедной, а бедная столярная мастерская – богатой.

Учитель дает понятие художественного приема.

“Отстранение”.

Учащиеся отмечают, что фрагмент включает также такой прием художественной выразительности как “сравнение”.

(Если учащиеся не сделали этого наблюдения, то учитель наводящими вопросами обращает внимание учащихся на этот прием при обсуждении описательной части.)

Вопрос: К какому типу текста может быть отнесен этот фрагмент?

Учащиеся отмечают, что в нем и описание, и повествование, и рассуждение .

Задание 2: Отметить в тексте описательную и повествовательную части, а также элементы рассуждения, условно обозначив:

Повествование – { }
Описание – ( )
Рассуждение – / /

Учащиеся работают с текстом.

Один из учеников рисует линейную схему текста на доске.

Учитель делает вывод о композиции текстового фрагмента.

Задание 3: Выписать из повествовательной части грамматические основы, определить вид сказуемых. Ученики выписывают в тетрадь: Каштанка съела, не наелась, опьянела; она разлеглась, протянула, завиляла; хозяин купил ; она виляла и решала; Каштанка сидела и глядела; он не ударил, не топнул, не крикнул .

Один ученик выполняет задание на доске

Задание 4: Определить вид и время глаголов сказуемых. (Учащиеся выполняют в тетради, один ученик – на доске.)

Обсуждение выполненного задания. Учащиеся или учитель делают выводы:

  1. В повествовательном тексте используются простые глагольные сказуемые.
  2. В предложениях соблюдается принцип видовременного единства глаголов.

Задание 5: В описательной части текста подчеркнуть грамматические основы и выделить вид сказуемых . (Учащиеся выполняют задание в тексте. Устное комментирование.)

Вопрос: Какие сказуемые преимущественно используются в тексте – описании ? Учащиеся отвечают: “Составные – именные”. Комментарий учителя.

Вопрос: Какой прием использован в построении этого фрагмента?

(Сопоставления, сравнения.)

Задание 6: Выпишите вопрос из текста, для ответа на который потребовалось сравнение ? Учащиеся выписывают: “Где лучше Каштанке: у незнакомца или у столяра ?”

Задание 7: Определить вид сказуемых в этом предложении.

Задание 8: Составьте сравнительную таблицу: “У незнакомца и у столяра.”

У незнакомца У столяра
Некрасивая Набита вещами
Нет ничего Пахнет великолепно
Не пахнет ничем

(Выписать в первую часть все отрицательные конструкции и заполнить вторую часть, использовав слова и выражения по смыслу противоположные первым.)

Вопрос: Какова роль отрицательных конструкций ?

– С точки зрения собаки – это недостаток.

Задание 9: Продолжите заполнение таблицы примерами из последней части:

Ни разу; не ударил; не топнул; не крикнул.

Вопрос: Какова роль этих отрицательных конструкций ? Что изменилось ?

– Они указывают на достоинства, на преимущества пребывания в доме незнакомца.

2) Можно ли предположить, как жилось Каштанке у столяра?

Как вы об этом догадались ?

– Продолжается работа с сопоставлением и сравнением.

Учитель указывает на содержательность формы, показывает, как композиция выражает идею как автор выражает себя.

Задание 10: Запишите в тетрадь 2 предложения:

У него есть стол, верстак ...
У незнакомца есть одно важное преимущество ...

Подчеркните грамматические основы. Какую роль играет слово “есть” в 1 и во 2 предложении ?

3. Заключительная часть.

Учитель подводит итоги урока, повторяет выводы, дает творческое домашнее задание, которое заключается в написании сочинения с использованием приема отстранения.