В мастерской скороговорения. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цель: попытаться войти в мир скороговорки, учиться мастерству скороговорения.

Задачи:

  1. дать почувствовать движение скороговорки с помощью специальной техники произношения;
  2. провести конкурсы, направленные на развитие творческих способностей;
  3. оценить и поощрить учащихся, исходя из проявленных ими способностей.

Ход урока

I. Слово учителя.

– Здравствуйте, мои дорогие друзья! Сегодня мы с вами будем учиться говорить. Конечно, вы скажете, что уже давно научились делать это. Да, это так, но говорить четко и красиво умеет далеко не каждый. Вот мы и поучимся с вами сегодня искусству произношения, а поможет нам с вами решить эту задачу скороговорка. Мы все прекрасно знакомы с этим жанром русского народного творчества

II.У нас с вами настоящая мастерская, поэтому мы обязаны

поставить перед собой цели работы, они будут следующие:

  • почувствовать всю прелесть скороговорки, её значимость для нашей речи
  • порадовать друг друга и порадоваться самим в процессе общения
  • Ощутить гордость за богатство своего языка
  • дать толчок друг другу для развития речи

III. Эксперимент.

Сейчас я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Пожалуйста, произнесите все вместе по слогам слово скороговорка.

Что вы ощущаете при произношении? (слово сопротивляется проговариванию, оно похоже на растягивающуюся пружину)

А сейчас произнесите это же слово радостно и быстро. На что же теперь оно похоже? (дождь по асфальту, стук каблучков, птицы клюющие зерна, звон, веселье).

IV. Работа по группам.

Теперь, чтобы окунуться в мир скороговорок, я попрошу вас образовать цеха, в которых мы будем работать.

а) Каждый из вас придумает себе скороговорное имя (подготовка одна минута), например: Феофания Харлампиевна, Евпраксия Сильвестровна. Теперь выберите главного мастера. Дело осталось за названием команда, даю вам минуту придумать его. Произносим название все вместе.

б) Для разминки проведем самый простой конкурс «скороговорный снежный ком». Первая команда произносит скороговорку (вместе), вторая говорит свою и повторяет предыдущую и т. д. На подготовку я даю вам минуту. Победитель определяется по чистоте произношения и количеству скороговорок.

в) Следующее задание называется «скороговорный винегрет». Ваша задача – придумать рассказы-винегреты. Они должны состоять минимум из 4-х предложений. Чтобы вам было легче их составлять, я вам раздам скороговорки, которыми вы можете пользоваться. Перед тем как начать писать я предлагаю вам заслушать мой вариант рассказа.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. А навстречу из-под Костромы, из-под Костромщины шли два мужика. Говорили они про торги, про крупу, про подкрупки. Встретились с Сашей нашей и начали наперебой рассказывать, что видели, что слышали, пока шли из-под Костромы, из-под Костромщины. Один самый бойкий и говорит: «Идем мы вчера по шоссе и видим, как пыль от копыт по полю летит». – А почему она летит?» «Так это бежал бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. А за ним неслась большая свинья, которая полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. «Очень интересная история», – сказала Саша и дальше пошла сосать сушку.

г) Конкурс «Прирученная скороговорка». Прослушайте такое скороговорное стихотворение:

Радостный Егорка
Держал в руках скороговорку
Скороговорка вырвалась из рук,
Переполошила всех вокруг.
А что за скороговорку
Мог держать радостный Егорка?

Каждой команде я дам ключевое слово, которое мы подставим вместо слова радостный. В зависимости от него вы будете отвечать на вопрос стихотворения скороговоркой с необходимой интонацией. Приведу вам пример. У меня остается слово «радостный». Рада радость подарить, рада всем ребятам. Ребятам раздаются карточки со словами: сонный, жадина, хитрый, печальный.

д) Последний конкурс, который мы проработаем в нашей мастерской, будет называться «Инсценировка скороговорных рассказов». Я раздам вам рассказы, которые вы проинсценируете (ребятам выдаются заготовленные рассказы).

Подведение итогов конкурсов, награждение команд грамотами:

  • Мастера скороговорения международного класса
  • Заслуженные мастера скороговорения России
  • Мастера скороговорения Усть-Майского района
  • Мастера скороговорения с неограниченными возможностями самосовершенствования

V. Рефлексия

– Ребята, огромное вам спасибо за активное участие и стремление к познанию. Также мы должны сказать большое спасибо и замечательному жанру народного творчества, который помог нам достигнуть поставленные нами цели – скороговорке. А какие цели мы поставили перед собой и смогли ли мы их достичь?

  • почувствовали значимость скороговорки для нашей речи
  • порадовались друг другом в процессе скороговорного общения
  • Дали себе толчок для развития речи.

Список использованной литературы:

  1. Рендакова Е. М. Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников// Начальная школа. — 2000. — № 11.
  2. Рендакова Е. М. Уроки развития творческого воображения: Учебное пособие. Киров, 1998

Презентация