Литературно-музыкальный салон "Его величество Бал…"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель: воспитание духовной культуры учащихся.

Задачи: углубить изученное о жизни и деятельности А.С. Пушкина; познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века; развивать эстетический вкус; формировать основы этикета.

Оборудование

  1. Сцена оформлена в духе XIX века: свечи на столе, веера у девушек, юноши в строгих костюмах.
  2. Портрет А.С. Пушкина.
  3. Экран, проектор, ноутбук для демонстрации слайдов.

Ход мероприятия

1-й ведущий (девушка). Добрый день, господа! Мы пригласили вас в свой литературно-музыкальный салон на Пушкинский бал, посвященный дню рождения великого поэта. Попробуем воссоздать атмосферу балов русского дворянства и перенестись в Петербург XIX века. Светская жизнь кипела ключом: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин знал свет не понаслышке. Он был молодым человеком, который принимал активное участие в этой блестящей суетной жизни.

2-й ведущий (юноша). Из рассказа брата А.С. Пушкина Льва: “По выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны”. Пушкину нравились балы. (Слайд 1)
Приложение

“Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма”.

Может быть, поэтому он так великолепно описывает светскую жизнь в “Евгении Онегине”:

Чтец 1. (Слайд 2)

Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на снег наводят;
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков.

Чтец 2.

Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Уж музыка играть устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.

Чтец 3. (Слайд 3)

К нам он сквозь годы прорвался
В этот стремительный век.
Бал! Это лучшее, может, что изобрел
человек.
Все так волнительно, ново,
Кругом идет голова.
Будто Наташа Ростова
Я в эту залу вошла.
Ах, этот блеск, эти краски,
В танце мелькают огни.
Словно из старенькой сказки
Вдруг появились они.
Шелест роскошных нарядов,
Запах духов дорогих…
Все это близко, все рядом…

(Стих-е ученицы Демиденко Александры МОУ Усть-Илимский экспериментальный лицей.)

2-й ведущий (юноша). (Слайд 4) Бал – это особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: “Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих”.

1-й ведущий (девушка). (Слайд 5) П.А. Вяземский отмечал: “Сам бал был не просто зрелищем, а зрелищем в зрелище. Молодые люди учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям. Тут учились и чинопочитанию, и почитанию”.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин – дедушка нынешнего фортепиано. (Слайд 6) Музыка и танцы были частью дворянского образования.

2-й ведущий (юноша). Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. “Давал три бала ежегодно и промотался наконец” – говорится об отце Онегина. Но не будем вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.

1-й ведущий (девушка). (Слайд 7) Любой бал начинался с приглашения. “Бывало, он еще в постеле, ему записочки несут. Что, приглашенья? В самом деле, три дома на вечер зовут – там будет бал, там детский праздник”. Приглашения на бал не могли посылаться в день бала – адресаты должны были получить их за три недели и составить ответ – будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: “Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскарад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов”. Впрочем, вся остальная информация была излишня – все и так знали прочие бальные условности.

2-й ведущий (юноша). Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. (Слайд 8) Звучит романс на стихи Алексея Толстого “Средь шумного бала случайно…” (запись).

1-й ведущий (девушка). (Слайд 9) Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828 г. было до сорока тысяч человек.

Чтец 4. (Слайд 10)

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Все чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь.
Блеснуть, пленить и улететь.

2-й ведущий (юноша). Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. Предлагаем вашему вниманию мнение Чичикова о бале. (Звучит отрывок из поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”.) (Слайд 11)

(Звучит монолог Чичикова (гл.8) в исполнении учащегося:“Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы!.. И вспоминать даже о нем не хочется”.)

"Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы! – говорил он в сердцах. – Ну, чему сдуру обрадовались? В губернии неурожаи, дороговизна, так вот они за балы! Эк штука: разрядились в бабьи тряпки! Невидаль, что иная навертела на себя тысячу рублей! А ведь на счет же крестьянских оброков или, что еще хуже, на счет совести нашего брата. Ведь известно, зачем берешь взятку и покривишь душой: для того чтобы жене достать на шаль или на разные роброны,… . А из чего? чтобы не сказала какая-нибудь подстега Сидоровна, что на почтмейстерше лучше было платье, … . Кричат: "Бал, бал, веселость!" – просто дрянь бал, не в русском духе, не в русской натуре; черт знает что такое: взрослый, совершеннолетний вдруг выскочит весь в черном, общипанный, обтянутый, как чертик, и давай месить ногами. Иной даже, стоя в паре, переговаривает с другим об важном деле, а ногами в то же время, как козленок, вензеля направо и налево... Все из обезьянства, все из обезьянства! Что француз в сорок лет такой же ребенок, каким был и в пятнадцать, так вот давай же и мы! Нет, право... после всякого бала точно как будто какой грех сделал; и вспоминать даже о нем не хочется”.

1-й ведущий (девушка). (Слайд 12) На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. (Сцена из поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души” (начало гл.9, диалог двух дам) (Слайд 13)

– Какой веселенький ситец! – воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.

– Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые. Сестре ее прислали материйку: это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки... Словом, бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего еще не было подобного на свете.

– Милая, это пестро.

– Ах, нет, не пестро. Да, поздравляю вас: оборок более не носят.

– Как не носят?

– На место их фестончики! Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

– Нехорошо, Софья Ивановна, если все фестончики.

– Мило, Анна Григорьевна, до невероятности; шьется в два рубчика: широкие проймы и сверху... Но вот, вот когда вы изумитесь, вот уж когда скажете, что... Ну, изумляйтесь: вообразите, лифчики пошли еще длиннее, впереди мыском, и передняя косточка совсем выходит из границ; юбка вся собирается вокруг, как, бывало, в старину фижмы, даже сзади немножко подкладывают ваты, чтобы была совершенная бель-фам.

– Уж как вы хотите, я ни за что не стану подражать этому.

– Я сама тоже... Право, как вообразишь, до чего иногда доходит мода... ни на что не похоже! Я выпросила у сестры выкройку нарочно для смеху; Меланья моя принялась шить.

– Так у вас разве есть выкройка? Душа моя, дайте ее мне ради всего святого.

– Ах, я уж дала слово Прасковье Федоровне. Разве после нее.

– Кто ж станет носить после Прасковьи Федоровны? Это уже слишком странно будет с вашей стороны, если вы чужих предпочтете своим.

– Да ведь она тоже мне двоюродная тетка.

– Она вам тетка еще бог знает какая: с мужниной стороны... Нет, Софья Ивановна, я и слышать не хочу, это выходит: вы мне хотите нанесть такое оскорбленье... Видно, я вам наскучила уже, видно, вы хотите прекратить со мною всякое знакомство.

1-й ведущий (девушка). (Слайд 14) Обязательными деталями дамского туалета были высокие перчатки, которые снимались только за столом (митенки – перчатки без пальцев по правилам этикета можно было не снимать), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонтик.

20й ведущий (юноша). (Слайд 15) В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: “Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни”. В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом “языке веера”.

1-й ведущий (девушка). (Слайд 16) Был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах XVIII века изображения дам с веером встречаются редко.

Часто к вееру прилагалась инструкция для пользователей, которую, вероятно, старательно изучали красавицы того времени. Веер был настолько распространенным предметом, что дама чувствовала себя без веера столь же неловко, как кавалер без шпаги.

(Девушка в бальном наряде обыгрывает инструкцию к вееру.)

– "Чтобы выразить "да", следует приложить веер левой рукой к правой щеке.
– "Нет" – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
– “Я вас люблю” – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
– "Я вас не люблю" – сделать закрытым веером движение в сторону.
– “Не приходите сегодня” – провести закрытым веером по наружной стороне руки.
– “Будьте осторожны, за нами следят” – открытым веером дотронуться до левого уха.
– “Молчите, нас подслушивают” – дотронуться закрытым веером до губ.
– “Я хочу с вами танцевать” – открытым веером махнуть несколько раз к себе.
– веер развернут, дама отмахивается – "я замужем";
– веер закрывается – "вы мне безразличны";
– открывается один лепесток – "будьте довольны моей дружбой";
– веер полностью раскрыт – "ты мой кумир".
– Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):
– подать верхним концом – симпатия и любовь;
– подать ручкой – презрение;
– подать открытым, перьями вперед – напрашиваться на любовь.

(Цветовое значение веера. Пример на слайде 17)

– Белый – невинность;
– Черный с белым – нарушенный мир;
– Черный – печаль;
– Розовый с голубым – любовь и верность;
– Красный – радость, счастье;
– Вышитый золотом – богатство;
– Желтый – отказ;
– Шитый серебром – скромность;
– Зеленый – надежда;
– Убранный блестками – твердость и доверие.
– Голубой – постоянство, верность;
– Коричневый – недолговременное счастье;

2-й ведущий (юноша). (Слайд 18) Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.

1 ведущий (девушка). (Слайд 19) В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, который вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец “ходячий разговор”. (Видеофрагмент из романа Л.Н. Толстого “Война и Мир”.)

2-й ведущий (юноша). Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Позднее полонез заменил менуэт. (Слайд 20) (Видеосюжет танца “Менуэт”.)

1-й ведущий (девушка). Существовали строгие правила приглашения на танец. Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: “Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами – одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?”. Дама имела право отказать, если: а) кавалер был без перчаток; б) она хотела пропустить танец – не танцевать, а отдохнуть; в) она уже обещала этот танец другому; г) она уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец. В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

(Юноша обыгрывает правила приглашения дамы на танец.)

  1. Перед началом танца кавалер делает поклон своей даме. Дама же отвечает кавалеру реверансом или просто красивым поклоном.
  2. По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил или же куда укажет сама провожаемая, попутно благодаря ее за честь, которую та оказала, танцуя с ним в паре. Следует отметить, что танцевать 2 танца подряд с одной и той же дамой – неуважение ко всем остальным.

2 ведущий (юноша). (Слайд 21) Вторым танцем на балу был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:

“Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой”.

1-й ведущий (девушка). Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс – танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах “летучие, почти воздушные вальсы”.

Чтец 5. (Стихи Баратынского)

Кружатся дамы молодые,
Не чувствуя себя самих.
Драгими камнями у них
Горят уборы головные;
По их плечам полунагим
Златые локоны витают;
Одежды, легкие, как дым,
Их легкий стан обозначают...

(Звучит монолог Наташи Ростовой из романа Л. Н. Толстого “Война и мир” (т.2, т.З, гл. XVI романа Л.Н. Толстого “Война и мир” “Неужели так никто не подойдет ко мне...... весело будет танцевать со мною” в исполнении девушки). (Слайд 22) (Фрагмент вальса Н. Ростовой и А. Болконского из кинофильма “Война и Мир”.)

1-й ведущий (девушка). (Слайд 23) Кульминацией бала была мазурка. Мазурка – это середина бала. Она “приехала” в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки “антраша”, во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:

Чтец 2.

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

2-й ведущий (юноша). Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры (фрагмент) (Слайд 24) Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. И завершал балы французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный.

1-й ведущий (девушка). На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов. Сценка. (Слайд 25)

Пушкин на фоне музыки:

– Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский и прямо с порога кричит... (вбегает Вяземский)

Вяземский: Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне молоденькую невесту!

Пушкин: Я не успел ни слова сказать, как очутился в санях.

Вяземский (восторженно): А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку.

Пушкин. Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.

Вяземский: А из особняка доносились звуки музыки. И в больших окнах мелькали силуэты нарядных дам и кавалеров.

Пушкин: Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Петр что-то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее – в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых... Я шагнул навстречу своей судьбе.

“В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой”.

Пушкин.

Я думал сердце позабыло
Способность легкую страдать.
Я говорил тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты...
Но сердце вновь затрепетало
Пред мощной властью красоты!
Милая Наталья Николаевна!
“Исполнились мои желанья –
Творец тебя мне ниспослал,
Тебя, моя мадонна, –
Чистейший прелести чистейший образец!”

Наталья Николаевна.

Чему жизнь нас ни учила
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет зноя
Роса не высохнет на них.

Пушкин.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!

Звучит вальс Г.В. Свиридова “Метель”. (Слайд 26) На фоне музыки читается стихотворение Юрия Насыбуллина “Пушкин на балу”. Юноша и девушка танцуют вальс.
Приложение

Метет поземка. Поздний час.
Фонарь летит во мглу.
Сегодня Пушкин в первый раз
Танцует на балу.
Пока расседланный Пегас
Прилег в своем углу,
Влюбленный Пушкин в первый раз
Танцует на балу.
Еще не судит: прав-неправ –
Надменная толпа.
Его, на цыпочки привстав,
Ведет сама судьба.
Его кружит водоворот
Прекрасных женских глаз.
И Пушкин – шаг и поворот –
Танцует в первый раз.
А впереди еще метель,
Кавказ и Петербург,
Любовь Натальи и дуэль,
И плачущий хирург.
А впереди непостижим
Кладбищенский покой.
А впереди любовь и жизнь
За бронзовой строкой.