История и обществознание
-
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории с элементами научного исследования 2012
Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на практике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности.
-
Формирование ключевых компетенций учащихся при использовании ситуационного метода обучения 2010
Урок проводится в рамках экспериментальной работы школы по повышению грамотности учащихся и оказывает положительное влияние на формирование эмоционального отношения учащихся к письму. В статье представлен алгоритм работы с кейсом и описание хода урока.
-
Формирование когнитивной (познавательной) компетентности учащихся при изучении истории 2012
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной практике.
-
Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания 2012
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной практики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся.
-
Формирование компетентности в результате интеграции истории и предметов гуманитарного цикла 2008
Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта.
-
Формирование критического мышления на уроках истории: из опыта работы 2021
Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе и одна из концептуальных основ историко-культурного стандарта. Реализация данной задачи предполагает формирование у обучающихся способности самостоятельного отбора необходимых знаний путем критического анализа и осмысления информации, умения применять ее в нестандартных ситуациях, различать существенную информацию от несущественной, релевантную от нерелевантной, умения находить альтернативные способы решения проблемных ситуаций и самостоятельно принимать решение. Наиболее эффективной когнитивной стратегией, помогающей учителю создать условия для формирования указанных компетенций, является, на наш взгляд, технология развития критического мышления.
-
Формирование культурного пространства единого Российского государства 2016
Цель урока: формирование представлений о развитии культуры на основе фактов истории конца XV – начала XVI века.
-
Формирование культурного пространства единого Российского государства.Технологическая карта урока истории России. 6-й класс 2018
Цели урока: формирование представления об особенностях русской культуры XV – начала XVI вв. на основе знания исторических фактов и источников периода; развитие интереса к отечественной истории и культуре; развитие навыков работы с познавательно значимой информацией; развитие навыков коллективной работы, формулирования и изложения мысли.
-
Формирование культуры познавательной компетентности на уроках истории в условиях инновационных технологий 2009
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
-
Формирование личности мужчины и женщины на уроках 2010
Задача педагога в формировании личности мужчины и личности женщины в том, чтобы дети приняли внутренне миры двух "цивилизаций": мужской и женской; стремились к единству этих противоположностей как источнику их дальнейшего развития; осваивали бы и усваивали бы этические нормы мужчины и женщины в обществе в контексте современной культуры.
-
Формирование личности учащегося на основе здоровьесберегающих технологий 2005
Для учащихся 6–8-х классов предлагается форма внеклассной работы "Лесная школа", в ходе подготовки к которой привлекаются преподаватели различных предметов (история, география, русский язык и литература, математика, биология, экология, ИЗО, физическая культура и др.). Данная методика позволяет активизировать интерес учащихся к изучаемым предметам, применять на практике полученные в школе знания, углублять и укреплять междисциплинарные связи, а также обучать культуре поведения на природе. "Лесная школа" способствует сплочению школьного коллектива, позволяет строить процесс обучения с учетом здоровьесберегающих технологий, т.к. на уроке умственная деятельность сочетается с физической активностью детей.
-
Формирование метапредметных универсальных действий учащихся в рамках интегрированного обучения 2016
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин.
-
Формирование метапредметных УУД на уроках гуманитарного цикла (на примере интегрированного урока по истории и литературе в 6-м классе) 2020
Цель урока: углубить понимание эпохи Средневековья, культуры и традиций средневекового общества; обобщить и расширить ранее изученный материал по истории, культуре и литературе Средневековья.
-
Формирование монологической речи учащихся на уроках истории и обществознания 2015
В обучении истории и обществознания речь выступает как одно из главных средств приобретения знаний и оперирования ими. Работа по развитию речи в обучении истории – это планомерное применение системы средств и приемов с целью научить школьников излагать исторический материал различного характера образно и содержательно, с акцентом на главном и существенном, убедительно, с учетом исторической и политической терминологии и лексики, языка документов.
-
Формирование научного мышления у обучающихся на уроках истории для решения заданий "С" ЕГЭ 2010
Для развития исследовательской активности учащегося, а соответственно и научного мышления, необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе. Формированию научного мышления способствуют текстовые задачи исследовательского типа, предусматривающие в качестве опосредствующего звена при решении построение и анализ теоретической модели ситуации, задаваемой сюжетом задачи.
-
Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории 2006
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и моральных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий.
-
Формирование основ российской гражданской идентичности и социокультурной компетенции школьников при обучении английскому языку в рамках внеурочной деятельности. 3–6-е классы 2019
В укреплении государственности и дальнейшего развития современного российского общества немаловажную роль играет формирование национально-гражданской идентичности. Осознавая важность формирования гражданской идентичности и социокультурной компетенции молодого поколения, каждый педагог ставит перед собой определенные цели и задачи.
-
Формирование оценочных суждений старшеклассников на уроках истории 2007
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
-
Формирование патриотизма на материале истории в рамках компетентностного подхода 2011
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
-
Формирование патриотического воспитания: от пионерии к РДШ 2022
Приоритетным направлением государственной политики в Российской Федерации являются вопросы воспитания социально активной, гармоничной личности, в первую очередь, юного гражданина, наделенного всеми теми качествами, которые являются базовыми национальными ценностями – любовь к Родине, родному краю, готовность преданно служить многонациональному государству России, т.е. речь идет о патриотическом воспитании подрастающего поколения.
-
Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы) 2010
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний.
-
Формирование познавательных и регулятивных УУД на уроках истории и обществознания 2022
Современное информационное общество требует от школы подготовить человека, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для современного человека характерно не накопление «впрок» информации (запаса внутреннего багажа всего усвоенного), а возможность нестандартно мыслить и принимать ответственные решения. В школе обучающийся учится учиться, жить в обществе, применять на практике приобретенный опыт и знания. Педагоги вынуждены отказаться от традиционных технологий и перейти на компетентностно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а также его адаптации в обществе.
-
Формирование политико-правовых знаний и правовой культуры на уроках истории Древнего мира. 5-й класс 2014
Важность правого образования и воспитания велика. Изучение фактического и теоретического обществоведческого материала учителю следует организовать уже с 5-го класса и на уроках истории. На увлекательном историческом материале учитель может начать формировать понимание политико-правовых понятий. И когда в старших классах начнется систематическое изучение политологии, социологии, правоведения, знания, полученные в 5–6-м классе, станут основой правовых знаний и правовой культуры.
-
Формирование понятий в процессе обучения 2007
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики.
-
Формирование правового самосознания членов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи 2010
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе.
-
Формирование правового сознания на уроках обществознания 2006
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный характер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания.
-
Формирование предметных и надпредметных компетенций у старших школьников как условие успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию и истории 2016
Сегодня многие из нас задаются вопросом: как же успешно подготовить учащихся к сдаче Единого государственного экзамена, как сформировать у него необходимые для сдачи ЕГЭ компетенции? Для решения этих задач наиболее эффективным является использование предметных тестов как тематических, так и итоговых.
-
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обществознания через введение психологического практикума 2011
Цель реализации ведущей педагогической идеи: формирование регулятивных компетенций самоанализа и самоконтроля учащихся 6–11-х классов соответственно возрастным потребностям и возможностям, что обеспечит позитивную социализацию личности и включение выпускников основной и средней школы в новый социум.
-
Формирование системы позитивных жизненных ценностей учащихся на уроках обществознания в 8-х классах 2021
Процесс формирования позитивных жизненных ценностей с обучением обществознанию в 8-х классах тесно взаимосвязаны, ведь ценности предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. Важно понимать, что ценность – это не эквивалент блага, а единство, взаимодействие, форма проявления особого рода отношения между субъектом и объектом. Поэтому естественно, что в усвоении нравственности важнейшее значение приобретает процесс воспитания личностных ценностей, которые будут определять поведение индивида. Уроки обществознания позволяют учащимся проникнуться и определиться в системе жизненных ценностей, разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выбрать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, увидеть себя как личность, что намного важнее, чем просто обладать определенным багажом предметных знаний.
-
Формирование средневековых городов 2022
К уроку истории представлена презентация по теме "Формирование средневековых городов".