Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов и современная образовательная система требуют от школы высококачественного обучения каждого ребенка, которое обеспечит возможность его дальнейшего развития и образования.
Изменение целей образования повлекли изменения в методике обучения. Разрабатываются новые учебные программы, в которых реализуются новые подходы к отражению содержания предмета через интегрированные образовательные области.
Интеграция подразумевает восстановление единого образовательного пространства предметов, изучаемых в школе.
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом проблем, с которыми приходится сталкиваться учителям-предметникам при реализации образовательной программы в основной и старшей школе. Одна из них – заметное снижение интереса учащихся ко многим предметам, что во многом обусловлено сложностью учебных программ. Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Эти трудности легко снимаются в интегрированном обучении.
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни (Аристотель, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского)
Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.
Метопредметное содержание и метапредметный подход – деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета.
Метапредметный подход – увеличение эффективности работы детей.
Модель выпускника лицея
Умение учиться – выпускник начальной школы
Умеющий учиться – выпускник основной школы
Социально активный – выпускник среднего звена
Для достижения этой цели необходимо решать ряд основных педагогических задач:
- создать педагогические условия, при которых обучающиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные ими в начальной школе, индивидуализировать «инструментарий» учебной деятельности;
- организовать пробы построения учащимися индивидуальных образовательных траекторий в разных видах деятельности;
- помочь каждому учащемуся определить границы своей «взрослости»;
- создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные
образовательные пространства для решения задач развития младших подростков;
не разрушить учебную мотивацию в критический возрастной период.
Что же такое интегрированное обучение?
Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированное обучение относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Это деление познания на научные области возникло по немощи человека познать мир целиком во всех его связях и отношениях. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо, многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин.
Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы бывают разные:
- предметно-образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;
- понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;
- мировоззренческая, когда производится духовно-нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно-нравственные постулаты доказываются научными фактами;
- деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;
- концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.
Ядром интеграции как процесса установления взаимодействия объектов интегрирования являются именно связи. Связи выявляются и устанавливаются сначала внутри блоков учебного материала, затем между блоками и уж потом в целом тематическом контексте урока. Последовательность изучения, изложения и освоения материала интегрированного обучения определяется типами связей.
Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Эти связи – еще не интеграция, но уже путь к ней, есть опережающие связи как связи перспективные; предшествующие связи, при которых в урок включается материал, ранее изученный в другой дисциплине; сопутствующие связи, при которых материал из разных дисциплин изучается в одно и тоже время.
Принципы интегрированного обучения.
Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
Углублённость изучения. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
Актуальность или практическая значимость проблемы. Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
Альтернативность решения. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
Доказательность решения. Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.
В подготовке и проведении интегрированного урока участвует несколько учителей. Но стоит отметить, что такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие ситуации становятся сегодня нормой.
Преимущества многопредметного интегрированного обучения перед традиционным монопредметным очевидны. Можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.
Интегрированное обучение приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслом.
Система оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:
– внешней независимой оценки в ходе государственной итоговой аттестации как с помощью специальных контрольно-измерительных материалов, носящих интегрированных характер, так и в ходе оценки результатов других видов деятельности (проектной, исследовательской, творческой и т.п.)
Метапредметные программы имеют ряд преимуществ перед учебными программами:
1. Они способствуют формированию общеучебных умений и навыков.
2. Цели и задачи этих программ ориентированы на конкретный практический результат.
3. На их освоение не требуется дополнительного учебного времени, так как их содержание как бы «накладывается» на содержание учебных курсов.
4. Процесс разработки и реализации программ способствует формированию команды учителей, объединенных одной целью.
Педагогическая целесообразность метапредметнных программ и их эффективность:
1. Обеспечивает единство подходов учителей к достижению общих целей лицейского образования;
2. Обеспечивает согласование учебных программ лицейского образования;
3. Это программа поддержки самообразования ученика;
4. Это средство интеграции лицейского образования, дополнительного образования, самообразования ученика.
Метапредмет «Знак»
реализует основную цель – обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов.
Метапредмет "Знание"
является одной из форм работы, нацеленной на формирование у школьников теоретического мышления посредством введения их в культуру работы со знаниями.
Содержание метапредмета "Проблема"
обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности учащегося, поскольку при попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мысленно, но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения по вопросу, порождающему проблему.
Метапредмет "Задача"
учащиеся осваивают обобщенные способы решения различных типов задач в различных предметных дисциплинах.
Метапредметные программы внеурочной деятельности
- «Основы проектной деятельности»,
- Клуб любителей словесности,
- «Готовим портфолио»,
- «Хочу быть личностью»,
- Клуб неразгаданных тайн истории и др.
Примером интегрированного подхода в обучении является исследовательская работа учащихся «Историзмы в Истории государства Российского Н.М. Карамзина»