Кто хочет, сдвинуть мир, пусть сначала
пусть сдвинет себя!
Сократ
На современном этапе развития школьного образования число яростных противников ЕГЭ понемногу уменьшается и наступает следующий этап – попыток конструктивного осмысления плюсов и минусов, тактических и стратегических последствий. Успешная сдача ЕГЭ- это гарантия поступления на бюджетные места в самые престижные вузы страны. Поэтому большое внимание педагогами и самими старшеклассниками уделяется подготовке предметов необходимых для поступления в выбранные ими вузы.
Например, обществознание является самым популярным из выбираемых предметов для сдачи ЕГЭ, так как многие вузы для поступления к ним принимают именно результаты ЕГЭ по обществознанию, которые требуются на большое количество специальностей. Так же и предмет история имеет большую восстребованность среди выпускников.
Эти предметы являются базовыми для поступления на факультеты, готовящие специалистов многочисленных профессий— учителей, социальных работников, юристов, экономистов, управленцев, финансовых работников, социологов и многих других.
Сегодня многие из нас задаются вопросом: как же успешно подготовить учащихся к сдаче единого государственного экзамена, как сформировать у него необходимые для сдачи ЕГЭ компетенции?
Для решения этих задач наиболее эффективным является использование предметных тестов, как тематических, так и итоговых.
К основным целям обществоведческой подготовки нужно отнести не только усвоение знаний и овладение умениями, развитие мышления, но и воспитание учащихся, формирование у них надпредметных компетенций:
- способы получения информации;
- умение работать в группах и самостоятельно;
- умение принимать решения;
- умение проявлять творческие способности;
- умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;
- использование диалоговых форм обучения, основанных на взаимопонимании и взаимодействии.
Одна из особенностей обществоведческого курса заключается в том, что он базируется не на одной науке, как ряд других предметов, а интегрирует знания из целого комплекса социальных и гуманитарных наук. Названные науки являются основой восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности, в связи с этим – необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету становиться актуальной.
В данном случае работа в этом направлении должна вестись в системе, начиная с 8 класса, а не в 11 как это часто бывает. Не зависимо от того будет ученик сдавать ЕГЭ или не будет, проводится пропедевтическая работа - использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся. В 10-м, 11-м классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий в части 1 и части 2 (тесты развивающего и контролирующего характера). В процессе работы с тестовым материалом происходит формирование надпредметных компетенций- навыков адекватной самооценки учащихся.
При помощи тестов ЕГЭ по истории проверяются следующие знания:
- Знание дат
- Знание фактов
- Знание понятий и терминов
- Знание причин и следствий
- Группировка фактов, характерных признаков явлений
- Поиск информации в источнике
- Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов.
Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов.
Суть тестовых заданий, заключается в том, что они требуют четкого, заранее известного учителю ответа. Ученик должен уметь, работая с историческим источником, определить дату, событие, историческую личность. Особенно трудно даются учащимся тесты с вопросами хронологии, так как нужно знать конкретные даты определенных событий. Порой ученик должен обладать энциклопедическими знаниями, чтобы решить тесты, предлагаемые в сборниках по ЕГЭ.
Основная задача учителя на сегодняшний день давать не только знания, но и научить учеников самостоятельно пользоваться этими знаниями, решая тесты ЕГЭ. Поэтому сама жизнь вынуждает учителя использовать метод тестирования для проверки знаний учащихся как можно чаще, прививая иммунитет к тестам.
Ученые разработчики кодификаторов по истории и обществознанию дают нам четкий список тем и направлений включаемых в ЕГЭ.
Подготовку к ЕГЭ по истории рекомендуется вести:
- по периодам: первобытное общество у славян, переход к феодализму, феодализм и т.д.;
- по направлениям: внешняя политика, внутренняя политика, государственное устройство, экономика, социальная структура и пр.
Подготовку к ЕГЭ по обществознанию рекомендуется вести:
- по сферам общественной жизнедеятельности:
- политико-правовой сферы;
- экономической сферы;
- социальной сферы;
- духовной сферы.
Кроме того в обществознании наиболее сложное для учителей это подготовка к написанию сочинения в жанре эссе. "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций". Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но наличие творческих способностей, умение сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он - его герой.
Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья. Оно обычно имеет небольшой объем. Кроме этого в эссе по обществознанию должно прослеживаться знание терминологии по выбранной выпускником теме и умение использовать примеры из разных источников: собственного опыта, предметов школьной программы, средств массовой информации и других.
Для учителя проблема состоит в том, что творческое задание по истории или обществознанию, выполненное в форме эссе, необходимо оценить - и оценить объективно по существующим критериям для оценивания заданий в виде эссе. Для того, чтобы успешно совместить все, что было отмечено выше (свободная композиция, право на авторскую субъективность, образность и эмоциональность), со знаниями, умениями и навыками: владением терминами и понятиями, приемами сравнения, сопоставления, аргументации, анализа, синтеза, умением иллюстрировать теорию фактами из общественной жизни и личного опыта, необходимо владеть теми надпредметными компетенциями, о которых шла речь в начале доклада.
В заключение можно сделать следующие выводы. При подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо активно применять новые педагогические технологии, направленные на обеспечение более высокого качества подготовки выпускников развития их предметных и надпредметных компетенций.