Класс - 6
Используемый УМК:
1. История России. 6 класс: учебник / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015.- Ч. 2. – С. 107-116
2. История России с древнейших времен до начала XVI века: хрестоматия для учащихся 6 классов / сост. Е.В. Волкова. – М.: Новый учебник, 2007.
3. Атлас.
Тип - комбинированный.
Цель: формирование представлений о развитии культуры на основе фактов истории конца XV – начала XVI века.
Задачи:
- Воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к культуре своего народа и других народов; воспитывать стремление сохранять памятники культуры; воспитывать уважение к своим одноклассникам, не перебивая их речь.
- Развивать навыки аналитического мышления (обобщать знания, делать выводы), внимание, память; формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, анализировать исторический текст, делать сравнительный анализ исторических событий;
- Формировать способность структурировать и систематизировать изучаемый материал; продолжать развивать умение работать с исторической картой: пользоваться легендой карты, описывать события;;
- Активизировать монологическую и диалогическую речь, аргументировано отвечать на вопросы.
Планируемые результаты:
1. Проводить поиск информации в исторических текстах;
2. Использовать историческую карту как источник информации о Руси и зарубежных странах
3. Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи, ее ключевых событий, явлений
4. Составлять описание памятников художественной культуры
Перечень оборудования к уроку:
1. Индивидуальные карточки, лист самооценки
2. Презентация к уроку
Список литературы:
1. Алексашкина, Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы/Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина.- М.: Просвещение, 2014.
2. Бердинских, В.А. Россия в IX – XVI веках. Книга для чтения по истории / В.А. Бердинских. – М.: Баласс, 2004.
3. Пазин, Р.В. История развития российской культуры / Р.В. Пазин. – Ростов-н/Д.: Легион, 2013.
4. Примерные программы по учебным предметам. История. 5–9 классы. Стандарты второго поколения/под ред. Л.И. Льняной. – М.: Просвещение, 2010.
5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Пособие для учителя/ под ред. А.Г Асмолова.- М.: Просвещение, 2011
Электронные ресурсы:
- http://alpan365.ru/biblioteka/istoriya-rossii-s-drevnejshix/glava-13/
- http://histerl.ru/materiali/krushenie_zolotoi_ordi/russkaia_kultura_14-15_vekov.htm
- http://www.novrosen.ru/Russia/culture/literature.htm
- http://www.russiancity.ru/text/mos01.htm
- http://progulkipomoskve.ru/publ/kreml/granovitaja_palata_kremlja/41-1-0-709
- http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-blagoveschenie.htm
- http://andrey-rublev.ru/andrey-rublev-world.php
- http://www.famous-greeks.ru/famous/20/Feofan_Grek.php
- http://pandia.ru/text/77/153/18444.php
- http://hiztory.ru/rus13-15vek/
Технологическая карта урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Оргмомент 1 минута |
- Здравствуйте, ребята. Предлагаю,
посмотреть на слайд и определить о чем пойдет на
уроке речь? (Слайд 1) - К какой сфере общества относится понятие “культура”? Правильно. Тема нашего урока: “Формирование культурного пространства единого Российского государства” (Слайд 2) |
- О культуре, потому что изображены на
слайде скульптура, книга, картина. Культура - это,
что создано человеком - к духовной сфере общества |
Р. Перенос информации и
надпредметных умений из одной области знаний в
другую К. Излагать своё мнение аргументируя его, подтверждая фактами |
Создание проблемной ситуации 5 минут |
Обратимся к историческим документам по
русской культуре XV – начала XVI века. (Приложение
№ 1) Работаем с 1 источником (Слайд № 3) - О каком событии пишет автор Сафоний Рязанец? - Какая идея звучит в этом произведении? Какой город является центром борьбы против ордынского владычества? Работаем со 2 источником (Слайд № 4) - О чем речь во 2 документе? - Почему Новгород являлся культурным центром русских земель? (Слайд 5) |
- Победа на Куликовом поле в 1380 году между русской дружиной Дмитрия Донского и войском наместника Западной Орды Мамаем - Идея борьбы за свою свободу и независимость - г. Москва - О развитии архитектуры и живописи в Новгороде - Монголо-татары обложили Новгород данью, но не вторгались в него, что дало Новгороду сохранить свои памятники культуры |
Р. Определять проблему,
выдвигать версии, выбирать средства достижения
цели в группе и индивидуально П. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение); смысловое продуктивное чтение, извлечение всех видов текстовой информации. К. высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению своих одноклассников. |
Формулирование проблемы 3 минуты |
Какую проблему нам предстоит решить?
(Проблему записать на доске!) Слайд 6. Какие будут гипотезы? (Гипотезы также схематично фиксируются на доске) |
Почему именно Москва становится
центром формирования единой русской культуры? Принимаются все гипотезы |
|
Этап мотивации 2 минуты |
Для того чтобы начать решать проблему, вспомним нашу схему “хочу – надо – могу” | Я хочу: узнать, как развивалась
культура в XV — начале XVI в.; что повлияло на ее
развитие. Мне надо: вспомнить, какие события произошли на Руси в это время, кто были правители. Я могу: работать с учебником, использовать дополнительный материал |
К. Способность к созданию условий для эффективной устной речи |
Актуализация знаний 7 минут |
1. Давайте вспомним, кто были правители
на Руси с 1359-1505 годы, какое событие произошло при
них 2. Вставьте пропущенные в тексте слова. (Приложение № 2) Взаимопроверка в парах. (Слайд № 7) Выставление отметки за каждое задание в индивидуальных оценочных листах. (Приложение № 3) |
Работа по вариантам - Приводят в соответствие имя князя и событие, произошедшее при нем. Вставляют пропущенные в тексте слова. Взаимопроверка |
Р. Умение оценивать учебные
действия, применяя различные критерии оценки. П. уметь устанавливать соответствие, группировать, систематизировать факты |
Поиск решения 5 минут |
Какая проблема урока? Какие направления культуры нам известны? Чтобы мы сразу видели автора, произведение, идею, что вы можете предложить? (Приложение № 4) |
Дети называют проблему - Литература, живопись, архитектура - Составление таблицы. (Ребята чертят таблицу) |
Р. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. |
Физминутка 1 минута |
Проведение физминутки под песню “Вместе весело шагать” (1 куплет и 1 припев) | ||
Этап решения проблемы 15 минут |
Первое направление – литература. (Слайд
№ 8, 9) В Древней Руси книги ценили очень высоко. Что еще выделяем в литературе? |
Заполнение таблицы первого направления
с проговариванием. В новых центрах Руси - Москве и Твери появились свои летописи. Поэму “Задонщина”, повесть “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хождение за 3 моря” заметки купца Афанасия Никитина, “Хронограф”, “Житие”, написанные Епифанием Премудрым о монахе-отшельнике Сергии Радонежском и митрополите Стефане Пермском. |
Л. Осознавать и
проявлять себя гражданином России в добрых
словах и делах: объяснять взаимные интересы,
ценности, стремление к сохранению памятников
культуры Р. умение сознательно регулировать собственную деятельность в интересах обеспечения соответствия результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам П. умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия К. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. |
Обратите внимание на карту, связанную с
путешествием Афанасия Никитина: - Найдите, откуда начал путь купец? - Каким цветом обозначен путь? - Назовите государства, в которых он побывал? - О каких морях идет речь? Второе направление: архитектура. (Слайд № 10, 11, 12, 13, 14) С 1485-1495 годы были выстроены новые кирпичные стены и башни Кремля. С чем было это связано? |
Работа по карте на стр. 110
Москва становится центром возрожденной Руси и Иван III приглашает лучших мастеров- архитекторов из Италии: Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари. |
||
Ребята, какая проблема нашего урока? Глядя на таблицу, какой вывод можно сделать по нашей проблеме? Правильно, ребята! Какие вы молодцы! Все это способствовало формированию национальной культуры русского народа. |
Дети называют проблему - Усиление московских князей. - Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. - Объединение территорий под властью московского князя. - Единая православная вера русских земель. - Стремление русских людей к единению под сильной княжеской властью. |
||
Рефлексия 5 минут |
Викторина (приложение № 5)
Дополнительные баллы ставят себе в оценочный
лист, где задание № 3. На оценочном листе нарисуйте цветок, если вы поработали на все 100% - то 5 лепестков, если вы могли поработать лучше, но не получилось себя проявить – то 4 лепестка, если вы поработали всего лишь вполсилы – 50 %, то 3 лепестка. Если вам урок понравился – над цветком рисуем солнце, если не очень – то нарисуйте облако, а если совсем не понравился, рисуем как тучка плачет. |
Отвечают на вопросы викторины. Сдают оценочный лист. |
Л. Умение в предложенных
ситуациях, опираясь на общие для всех правила
поведения, делать выбор, какой поступок
совершить. Р. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки. |
Домашнее задание 1 минута |
Параграф 27, закончить таблицу -
направление живопись. (Базовый уровень). По желанию: Вы узнали, что Афанасий Никитин совершил путешествие в разные страны. Какие земли и острова были открыты русскими людьми? (Слайд № 17) Спасибо за урок |
Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ |
Л. – личностные УУД
Р. – регулятивные УУД
П.- познавательные УУД
К. – коммуникативные УУД