В 1856 году великий русский врач педагог и просветитель Н.И.Пирогов в своей знаменитой статье “Вопросы жизни” сформулировал ключевую педагогическую аксиому. В эпиграфе к этой статье Пирогов задавал вопрос: “К чему вы готовите вашего сына – быть негоциантом, солдатом, механиком, моряком, врачом, юристом?”
И отвечал: “Быть человеком”.
В подходе к истории как средству нравственного воспитания наша школа делает лишь первые шаги.
Только с начала 80-х гг. стали появляться первые методические работы по этой проблеме. В моральном воспитании до недавнего времени существовал значительный перекос: акцент делался на классовом характере морали. Из этого выводились якобы особые свойства пролетарской морали с её лозунгами: “Кто не с нами, тот против нас!”, “Если враг не сдаётся, его уничтожают!”, которые должны были оправдать жестокость и беспощадность к истинным и мнимым врагам.
В обучении истории внимание не привлекалось к проявлениям гражданского мужества,
способности идти против господствующих взглядов, индивидуального протеста против любого самовластия. В годы культа и застоя смельчаки пытавшиеся отстаивать свободную мысль, погибали с клеймом “враг народа”, а в дальнейшем зачислялись в разряд диссидентов.
А большинство народа не понимало, что свободно мыслить и выражать свои мысли - это неотъемлемое право каждого человека, способ естественного существования личности.
Другой изъян состоял в том, что теория и практика воспитания не занималась по существу в предшествующие десятилетия формированием общечеловеческих норм нравственности, образующих фундамент цивилизации, её незыблемую основу.
Начиная с детского сада и начальной школы, детям твердили о “высоких материях”: коллективизме, патриотизме, интернационализме, преимуществах социалистического образа жизни и пр., но мало учили самым простым, элементарным нормам нравственности: - как относится к людям, - как жить по совести, чтобы не стыдиться своих поступков.
Элементарные нормы нравственности должен твёрдо усвоить каждый человек со школьной скамьи.
“Почему люди так любят изучать своё прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения” писал В.О. Ключевский.
Жизнь постоянно преподносит “сюрпризы”, рождает сложные моральные проблемы, когда человек стоит перед выбором решений и поступков.
Давайте вспомним события в России в период гражданской войны 1918 – 1922 гг. Тогда люди тоже стояли перед выбором, кого поддержать красных или белых? И этот выбор был очень сложным. Я предлагаю своим ученикам, после изучения данной темы, проанализировав документы, а также ряд стихотворений, попытаться тоже сделать выбор.
КРАСНЫЕ | БЕЛЫЕ |
Смело, мы в бой пойдём За власть Советов. И, как один, умрём. В борьбе за это! |
Смело, мы в бой пойдём За Русь Святую И, как один, прольём Кровь молодую |
Поэт Волошин в 1919г. писал:
“Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздатьИ там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас - тот против нас
Нет безразличных: правда, с нами”
И ХОЧУ ВАС ЗАВЕРИТЬ, ЧТО РЕБЯТАМ СДЕЛАТЬ ЭТОТ ВЫБОР БЫЛО НЕЛЕГКО!
“Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд
Осторожно с прошлым, осторожно -
Не разбейте глиняный сосуд!” из песен Владимира Высоцкого.
Историю нельзя “переиграть”, вернуться к исходной точке и прожить события заново. Но мысленный эксперимент не только возможен, а и полезен. Можно учесть уроки события и в аналогичной ситуации поступить иначе.
Чтобы история стала не только научной, но и поучительной, воспитывающей и развивающей культуру мысли, необходимо в процессе обучения анализировать, обсуждать возможные альтернативы развития. Интересно рассмотреть их возможные последствия, как для данной страны, так и с точки зрения всемирно-исторического развития.
Здесь-то и заключена возможность введения подлинной проблемности в обучении.
Задание для студентов:
Что важнее для России, День Победы или день рождения Гитлера? Ваше отношение к скинхедам. Моему поколению сделать такой выбор было легко, сегодняшняя молодежь размышляет, пытается найти истину.
Признав альтернативы в историческом развитии, придётся изменить отношение к такой категории, как случайность. Проявление случайного в истории часто связано с решениями и действиями выдающихся исторических личностей.
Иногда то или иное решение, принятое в результате выбора из разных возможностей, могло на десятилетия определить развитие страны или народа, а отдалённые последствия могут проявляться в веках.
Задание для студентов:
После изучения блока “Россия в XX веке”: Ваше отношение к лидеру, который находился у власти в России с 1917 по 1990 гг. И здесь чётко прослеживается позиция автора.
Полезно показать студентам альтернативы исторического развития, обсуждать с ними возможные варианты хода событий, причины победы осуществившегося (реализованного) варианта.
Из этого следует, что надо найти разумное равновесие в освещении различных сторон жизни людей: наверно, имеет смысл меньше уделять внимания социально-экономическим вопросам, а больше политической борьбе, социальной психологии, действиям народных масс и выдающихся личностей.
А чтобы представить реально, чем вызывались действия людей, надо знать их интересы и идеологию, веру и мораль, уровень культуры.
Таким мне представляется новый подход, к освещению учебного материала в программах и учебниках истории. Он не является открытием, чего-то принципиально нового, а основан на использовании и развитии идей выдвинутых некоторыми философами, историками, писателями.
“Смысл истории, значенье лиц,
может быть, нам растолкует гений
нас убережет от небылиц
и замусоренных представлений”
При выработке концепции преподавания истории надо учитывать также современные подходы и методы обучения. В связи с этим надо иметь в виду следующий момент: если XIX век был веком энциклопедизма, а XX век – теоретизма, то XXI век станет, по мнению многих историков науки, веком методологизма.
Этим обусловлен тот факт, что, всё большее внимание уделяется обучению познавательной деятельности, а в области методики преподавания преимущество отдаётся тем методам, которые ориентируются не на репродукцию знаний, а на активизацию познавательной самостоятельности студентов.
В этом плане можно сформулировать и некоторые цели преподавания истории. Конечно, студент должен уметь описывать исторические события, т.е. знать фактический материал, но факты не должны иметь самодовлеющего значения. Он должен знать алгоритмы объяснения исторических событий, используя при этом возможность выбора той или иной системы теоретического знания.
И особенно важно, чтобы он понимал людей прошлого. Студент должен уметь самостоятельно получать исторические знания в смысле мышления и возможностей индивидуальной интерпретации истории.
Задание для студентов:
После изучения периода “Россия с1900-1918 гг.”: Представьте, что вы живёте в России с 1900 по 1918гг, как, по вашему мнению, повлияли бы на вас события, происходившие в стране. Выступите в роли рабочего, крестьянина, члена какой-либо партии.
Работы выполнялись в виде дневника, и поражает не только знанием исторических событий, но и выводами, которые делает автор.
Воспитывающая функция истории связана с тем, что многие исторические факты заслуживают нравственной оценки. Нравственность отражается в истории потому, что это- наука о человеке. Известный французский историк Марк Блок определил историю как науку о “людях во времени” и характеризовал исторические факты как “психологические по преимуществу”.
Важнейшая задача - обучения гуманитарным предметам, в том числе истории,- пробудить у студентов желание постоянно размышлять о нравственности.
Их надо держать в непрерывном потоке событий, поступков имеющих нравственное содержание. Задумываясь над проблемами морали, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки товарищей, различать мотивы действий, качество личности. А это способствует формированию нравственных идеалов, пониманию необходимости выполнять моральные нормы и требования.
Жизнь каждого человека - в определенном смысле творчество. На протяжении жизненного пути человеку приходится многократно принимать нестандартные решения, совершать тот или иной выбор, определять свое отношение к различным фактам действительности.
Задание для студентов:
После изучения темы “Складывание тоталитарной системы”:
Однажды Сталин получил письмо от большевика Ф.Раскольникова, а какое письмо написал бы ты?
Ребята выражают свои взгляды на проблемы общества данного периода. Эта тема, так затронула ребят, что свои чувства многие раскрывали в стихах.
Творить самого себя - это творческий труд, требующий большого напряжения и воли. Изучение истории должно дать импульсы в стремлении творить самого себя, ориентируя самосозидание личности, либо “К добру и злу постыдно равнодушны”, либо “Душа обязана трудиться” - третьего не дано.
Было бы серьезной ошибкой рассматривать студента только как, объект воспитательного воздействия, у подростка возникает ощущение, что ему “что-то внушают”. А это может породить внутренний протест. При таком подходе лучшие намерения оборачиваются неудачей.
эффективность воспитания - зависит от активности сознания студента и развитости его эмоциональной сферы. Без внутреннего побуждения осмысливать нравственные ситуации, без подлинного желания приобрести нравственный опыт, воспитательная работа в значительной мере, идет в холостую.
Задание для студентов:
После изучения темы “Христианская Европа и исламский мир в средние века”: Представь, что ты рыцарь, какую бы клятву ты дал при посвящении в рыцари.
Наша современная молодёжь тоже стремится соблюдать элементарные нормы нравственности и понимает, что в их жизни она играет не последнюю роль. Наверно поэтому одна из работ заканчивается такими словами: “Клянусь запомнить клятву эту и выполнять её всегда”.
Только в ходе самостоятельного обдумывания и переживания фактов и ситуаций, когда разрешение того или иного нравственного конфликта найдено самими студентами их знания перерастают в убеждения. Поэтому в оценочной деятельности должны преобладать эвристические моменты, неизбежны элементы дискуссий, которые заранее планирует учитель.
Воспитанию нравственности на уроках истории служат и тесты, которые я часто провожу с ребятами. Например: Проставьте цифры по степени важности причин, по которым декабристы остались в памяти народной:
а) восхищение нравственным выбором декабристов;
б) смелость и мужество;
в) решимость идти в осуществлении своих целей до конца;
г) самопожертвование;
д) преданность делу;
В обучении истории для воспитания нравственности особую ценность имеют следующие виды материалов: сведения о морали, утвердившейся в ту или иную эпоху в разных слоях общества, поведение масс людей в ходе исторических событий; биографические данные о выдающихся личностях, оставивших отчётливый след в истории, с их характеристиками и поступками.
Вот уже много лет я со своими студентами занимаюсь научно-исследовательской работой, она способствует сохранению исторической памяти и сближению поколений, привлекает ребят к изучению российской повседневности, региональной и семейной истории, которая исчезает с уходом старших поколений.
Написать историческую работу, казалось бы, несложно: всех в своё время в какой-то степени заставляли. Действительно, не сложно, если относиться к истории формально – как к набору дат и имён, как к школьной дисциплине, о которой забываешь сразу же после экзамена.
Сейчас слишком многие не осознают, что история состоит из отдельных судеб, что за строчками в учебниках скрывается реальная жизнь, а жизнь рано или поздно становится строчкой в учебнике. Многие осознают, но не все.
Мои ученики используют в своих работах не только архивные документы и печатные издания, но и привлекают в качестве источников воспоминания и дневники очевидцев, семейные фотоальбомы.
Нравственность - не врожденное качество. Люди не рождаются морально воспитанными: младенец не ведает о добре и зле, по истине у него нет ни стыда, ни совести.
Но люди испытывают различные влияния, у них неодинаковый жизненный опыт. В душе у каждого происходят тонкие и сложные изменения. А потому складываются разные жизненные цели, идеалы и установки.
Неведомо, когда и как
Зашевелится совести червяк.
В этих словах английского средневекового поэта Джеффри Чосера выражена сложность и недостаточная изученность пробуждения в человеке нравственного сознания и чувства.