В чести и силе та держава, Где правит здравый ум и право, А где дурак стоит у власти, Там людям горе и несчастье. Себастьян Брант |
Важность правого образования и воспитания велика. Воспитание человека, который соблюдает порядок в обществе, знает права и обязанности свои и других людей, важная задача уроков социально - гуманитарного цикла.
1. "Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа" определяет роль и место уроков обществознания в основной школе.
Экзамен по обществознанию является экзаменом по выбору в 9 классе. Но его выбирают до 50% обучающихся девятиклассников. Поэтому изучение фактического и теоретического обществоведческого материала учителю следует организовать уже с 5 класса и на уроках истории.
Сайт ФИПИ ежегодно публикует материалы для сдающих экзамены в формате ГИА. В 2014 году Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ содержательные блоки и элементы содержания Приложение 1.
Анализируя материалы ГИА - 9 , можно выделить те элементы содержания, которые изучаются на уроках истории уже в 5 классе, наполняются фактическим и теоретическим материалами и дальше в 6-9 классах.
Элементы содержания, проверяемы на ГИА 9 | Элементы содержания материалов по истории, изучаемые в 5 классе |
5.1 Власть. Роль политики в жизни общества | |
5.2 Понятие и признаки государства | Складывание единого Древнеегипетского государства |
Как было устроено Древнеегипетское государство | |
Первые государства Междуречья | |
Вавилон при царе Хаммурапи | |
Возникновение государства (в Китае) | |
Появление полисов (в Греции) | |
Образование Спартанского государства | |
5.4 Формы государства государство |
Как было устроено Древнеегипетское государство |
Устройство Персидского царства | |
Государственное устройство Спарты | |
Государственное устройство Древних Афин | |
Рождение республики в Риме | |
Диктатура Цезаря | |
Правление Августа | |
5.5 Политический режим. Демократия | Государственное устройство Древних Афин |
Рождение республики в Риме | |
5.7 Участие граждан в политической жизни | Как было устроено Древнеегипетское государство |
Появление полисов (в Греции) |
5.8 Выборы, референдум | Как выглядел полис |
Кто мог быть гражданином полиса | |
Разделение граждан на разряды | |
Возрастание роли демоса в управлении Афинами | |
Реформы Солона | |
Основные черты афинской демократии | |
Развитие демократии (в Афинах, в V веке
до н.э.)
|
|
Неравенство: богатые и бедные, должники | |
Первый уход плебеев на Священную гору | |
Продолжение борьбы плебеев | |
6. Право 6.1 Право, его роль в жизни общества и государства |
Вавилон при царе Хаммурапи |
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт | Законодатель Ликург. |
Законы Драконта | |
Реформы Солона | |
Законы XII таблиц. | |
6.3 Понятие правоотношений |
При изучении истории Древнего мира я использую учебник, авторами которого являются С.В.Колпаков, Н.А.Селунская. Это учебник "История Древнего мира. Москва, Дрофа, 2012 год. Учебник для образовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации". Анализируя материалы учебника, мной были выбраны темы уроков, на которых идет изучение материалов из истории возникновения и развития государства и права. (Приложение 2)
Разработанные мною рабочие листы позволят организовать работу по изучению не только исторического фактического материала, но позволят начать формирование начальных знаний по праву у учащихся 5 классов.
Примеры материалов урока, на которых идёт работа с понятиями из политико - правовой сферы жизни общества
Понятие и признаки государства
Понятие "государство" материал учебника истории не даёт, то по тексту учебника учащиеся могут самостоятельно его сформулировать и определить его признаки.
Государство - особая организация политической власти общества, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
Понятие и признаки государства
Текст учебника стр.21., вопрос к параграфу 5. Каково было устройство Египетского государства? Кто составлял основную массу населения?
После чтения учебника, составления схемы, учитель организует беседу:
- Назовите основные группы населения в Древнем Египте?
- Назовите их обязанности.
- Расскажите, в чем выражалось подчинение одних групп другими.
- Какова роль вельмож и писцов.
В Египте было войско. Какие роли оно выполняло в Египте?
Параграф 26. Древние Афины
Где расположено Афинское государство
2. Основные занятия.
3. Государственное устройство Древних Афин.
Демос
Аристократия
Народное собрание | Совет знати |
4. Положение афинских земледельцев (крестьян)
Реформы Солона в Афинах.
Работа с текстом пункта.
Демос -
Требования демоса
Солон - это
Реформа
Вот как Солон пишет о своей деятельности. Объясни, как понял
Мать черная, земля многострадальная.
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная.
На родину, в Афины, в наш прекрасный град,
Вернул я многих на чужбину проданных.
Освободил и здесь на милой родине
Рабов, дрожавших перед волею господ.
Уроки истории в 5 классе, когда интерес детей к изучаемому материалу велик, могут заложить основы правового образования в основной школе. На увлекательном историческом материале учитель может начать формировать понимание политико - правовых понятий. И когда в старших классах начнется систематическое изучение политологии, социологии, правоведения, знания, полученные в 5-6 классе, станут основой правовых знаний и правовой культуры.