Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям - важнейшая задача преподавания истории в школе и одна из концептуальных основ историко-культурного стандарта. Реализация данной задачи предполагает формирование у обучающихся способности самостоятельного отбора необходимых знаний путем критического анализа и осмысления информации, умения применять ее в нестандартных ситуациях, различать существенную информацию от несущественной, релевантную от нерелевантной, умения находить альтернативные способы решения проблемных ситуаций и самостоятельно принимать решение. Наиболее эффективной когнитивной стратегией, помогающей учителю создать условия для формирования указанных компетенций, является, на наш взгляд, технология развития критического мышления.
На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе существует несколько подходов к определению сущности содержания понятия «критическое мышление»: с одной стороны, под ним понимается мышление рационально-негативное, предполагающее дискуссии, споры, отрицание, с другой стороны - это «процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - отвергнуть» [3, С.6]. В любом случае, критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Оно выступает как целостное, конструктивное мышление, нацеленное на рождение нового знания.
Исследователи выделяют четыре этапа формирования критического мышления с точки зрения психолого-педагогической составляющей.
Первый этап - актуализация знаний, пробуждение интереса, любопытства к теме, определение целей изучения материала.
Второй этап - осмысление новой информации, критическое чтение и письмо.
Третий этап - размышление или рефлексия, формирование личного мнения и отношения к материалу.
Четвертый этап - обобщение и оценка информации, проблемы, способов ее решения и собственных возможностей. [4, С. 288].
Развитие критического мышления на уроках истории способствует формированию у обучающихся как предметных результатов, установленных ФГОС (развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней), так и метапредметных (умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач).
Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, создающих специфические учебные ситуации - диалог, работа в группе, дискуссия, ситуация осознанного выбора. В данной статье речь пойдет о наиболее часто применяемых автором в своей педагогической практике методических приемах развития критического мышления - «кубик Блума», метод «Фишбоун» и RAFT-технология.
«Кубик Блума» - это способ формулировки учебного задания, при котором на грани кубика наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение всех аспектов темы: «назови», «почему?», «объясни», «предложи», «придумай», «поделись». Прием основан на технике американского ученого и психолога Бенджамина Блума - автора таксономии педагогических целей. Б.Блум выделяет несколько уровней педагогических целей, каждая из которых предполагает конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: знание (воспроизводство конкретных терминов, фактов, правил), понимание (преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий), применение (использование понятий и принципов в новых ситуациях), анализ (умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура, установление причинно-следственных связей), синтез (умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной), оценка (оценивание значимости того или иного продукта деятельности) .
Суть приема заключается в следующем: в процессе изучения нового материала или на этапе закрепления (обобщения) учитель/ученик бросает кубик, выпавшая грань укажет, какого типа вопрос по теме урока следует задать. Необходимо придумать продолжение для выпавшего вопроса и дать ответ на него, либо составить окончание для задания и выполнить его. Сформулировать вопрос может как учитель, так и сам ученик или, если на уроке осуществляется групповая работа, одна группа учащихся задает вопрос для другой группы.
Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
«Назови» - предполагает воспроизведение знаний на репродуктивном уровне - формулирование определений, терминов, исторических дат.
«Почему?» - этот вопрос позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
«Объясни» - ряд этих вопросов нужен для более глубоких уточнений, чтобы помочь обучающимся взглянуть на проблему со всех сторон, выявить все аспекты изучаемого явления. Как правило, вопросы из этого блока начинаются со слов: «объясни свою точку зрения… », «ты уверен, что...».
«Предложи» - ученик должен предложить свой путь применения изученного на практике, либо свое видение проблемы.
«Придумай» - творческие вопросы, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. «Поделись» - эти вопросы предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, анализа и оценки знаний, они должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности.
Вот некоторые формулировки вопросов для граней «кубика Блума» при обобщении темы «Правление Ивана Грозного» в 10 классе:
«Назови»: годы правления Ивана IV, дату присоединения Астраханского ханства, значение понятий «опричнина», «заповедные годы»;
«Почему?»: реформы Избранной рады способствовали укреплению Московского государства;
«Объясни»: почему Московское государство потерпело поражение в Ливонской войне;
«Предложи»: свою альтернативу политики опричнины; 5 аргументов в защиту Ивана Грозного;
«Придумай»: что было бы, если бы Иван IV не отменил опричнину;
«Поделись»: каково твое отношение к личности Ивана Грозного.
Еще один способ развития критического мышления на уроках истории - прием «Фишбоун». Данный прием позволяет выявить причинно- следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема «фишбоуна» представляет собой "рыбью кость", в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга - причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте - формулируемый вывод. (Рис.1)
Рис.1
Технология работы со схемой «Фишбоун» может варьироваться:
1. Индивидуальный путь. В этом случае чтение текста и составление схемы происходят индивидуально. На этапе рефлексии возможны обмен мнениями, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.
2. Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. а) каждая из групп получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы - в группах но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек; происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун»; б) каждому участнику внутри группы раздаётся текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга. [3, С. 143]. Итак, использование приёма «Фишбоун» возможно для работы как с небольшими по объёму текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом можно дробить текст на смысловые части, которые дополняют друг друга.
Эффективным способом обобщения знаний является RAFT-технология. Использование данной технологии позволяет осуществлять смысловое чтение, формировать оценочные суждения по поводу полученной информации, реализовать личностно-ориентированный подход. Обучающимся предлагается текст, (из параграфа или из дополнительной литературы по теме урока), проанализировав который они создают собственный текст от лица участников исторических событий. Отбор содержания осуществляется детьми самостоятельно по определенному алгоритму: необходимо выбрать социальную роль, аудиторию, к которой будет обращен текст, форму обращения и предполагаемые основные проблемы, которые будут озвучены в тексте. (Таблица 1). Очень важно обратить внимание обучающихся на культурно-исторический контекст изучаемой эпохи, на мысли и чувства, которые могут быть у героев рассматриваемых в тексте событий.
Таблица 1. Матрица RAFT-технологии
Роль |
Аудитория |
Форма |
Тема |
Кто может раскрыть заданную тему |
Кому может предназначаться данный текст |
Выбор жанра, формы повествования |
О чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем. |
Так, на уроке истории в 5 классе «Рабство в древнем Риме» обучающимися были предложены следующие социальные роли и условия написания текста (Таблица 2):
Таблица 2. Применение RAFT-технологии на уроке истории в 5 классе
Роль
(Кто?) |
Аудитория
|
Форма
|
Тема
|
раб |
своим близким |
письмо |
о тяжелой участи рабов |
землевладелец |
рабу-управляющему |
деловая записка |
распоряжения по ведению хозяйства в имении |
гладиатор |
зрителю |
устное обращение к римлянам перед боем |
Личная история, осуждение жестоких нравов, просьба о сохранении жизни |
зритель гладиаторских боев |
потомкам |
личный дневник |
впечатления об увиденном на гладиаторских боях |
Благодаря использованию RAFT-технологии учебная информация находит эмоциональный отклик у детей, становится личностно-значимой и, как следствие, лучше запоминается. Именно наполненность знаний личностным смыслом позволяет сделать их стимулами развития личностной сферы в целом. Создается предпосылка для активизации самопознания и самопонимания человека, что закономерно приводит его к его всестороннему развитию. [2, С. 6].
Литература
- Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. - СПб.: СПб ГУПМ, 2001.
- Евдокимова Е.Г., Потапова А.В. Актуализация смыслообразования учащихся на уроках истории средствами технологии развития критического мышления (ТРКМ): Учеб.-метод. пособие для магистров - Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 2014.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.
- Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Educational Technology & Society 9(4) 2006.