"Природа сказала женщине: будь
прекрасной, если можешь, мудрой,
если хочешь, но благоразумной ты
должна быть непременно".
(П.Бомарше).
"Мужественный человек более
других способен на великодушие".
(Н.В.Шелгунов).
Вопрос о существовании двух полов фундаментален. Самая первая категория, в которой осмысливает себя ребёнок - это половая принадлежность. Ещё Л.Фейербах указывал, что осознание индивидом себя в качестве мужчины и женщины является непременным условием успешного развития личности. Он писал, что "личность есть ничто без полового развития".
Поэтому в процессе воспитания полноценной личности недопустима как абсолютизация различий между полами, так и недооценка последних. В противном случае можно нанести неисправный ущерб гармоническому развитию личности, как женщины, так и мужчины. В этой связи уместно вспомнить слова А.Бебеля, который писал, что "естественные границы не должен преступать ни один пол, ибо он уничтожил бы свою природную цель".
С раннего возраста, пусть и в неразвитой форме, психологические особенности женского и мужского пола дают знать о себе. Воспитание в школе, а именно на уроках истории, может способствовать их развитию, а может, напротив, подавлять их.
Ребёнку свойственно не только видеть социально-половые различия между мужчинами и женщинами, но и быть самому представителем определённого пола. Он проживает свою роль маленького мужчины или маленькой дамы автономно. И если мы в этом возрасте спросим, с кем он играл, то в ответ часто слышим: "Я не знаю, как его зовут".
В более старшем возрасте у детей возникает интерес к представителям противоположного пола, но они ещё пытаются не замечать социально-половых отличий между полами.
Задача педагога в формировании личности Мужчины и личности Женщины в том, чтобы дети приняли внутренне миры двух "цивилизаций": мужской и женской; стремились к единству этих противоположностей как источнику их дальнейшего развития; чтобы мальчики и девочки, сегодня и сейчас, овладевали достойным поведением мужчины и достойным поведением женщины; были внимательны друг к другу, то есть осваивали бы и усваивали бы этические нормы Мужчины и Женщины в обществе в контексте современной культуры.
В курсе общественных наук есть возможность для реализации этих задач во время таких уроков, как "Мужчина в обществе и семье", "Женщин в обществе и семье".
Цель уроков: показать роль мужчины и женщины в семье и обществе, создать психологические предпосылки к исполнению роли отца и мужа, матери и жены.
Каковы же причины того, что педагоги в своей деятельности не прилагают никаких специальных усилий к тому, чтобы формировать не просто личность Человека, личность Мужчины и личность Женщины. В результате чего многие юноши и девушки входят во взрослую жизнь с довольно смутными представлениями о роли Мужчины и Женщины в обществе.
Выделим две причины. Первая: педагог сам забывает о своей половой принадлежности, а значит, не выполняет свою социально-половую роль. У него отсутствует персонально-личностное восприятие себя как Мужчины или Женщины. Для себя и детей он является только "учителем". При этом нарушаются этические нормы поведения Мужчин и Женщин в процессе взаимодействия "учитель-ученик", так как педагог ведь в первую очередь Мужчина или Женщина, и ученик также является представителем определённого пола.
Вторая причина заключается в том, что педагог не владеет специальными умениями по формированию личности Женщины и Мужчины, не освоена технологическая сторона (операционно-организаторская) дифференцированного педагогического воздействия на формирование личности, которую он может использовать в работе с детьми.
Истинная женственность и истинная мужественность воспитываются, и, более того, их формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания, ключ к будущему счастью наших детей. Настоящая женственность и настоящая мужественность такие же, как стержневые человеческие ценности - Истина, Красота, Добро. И растить их, лелеять надо с детства, как и другие общечеловеческие ценности.
В школьной жизни педагог помогает осознать своим ученикам себя представителем определённого пола, даёт представление образа полоролевого поведения и помогает им приобрести опыт данного поведения в жизни. В совместных играх и занятиях, в общем труде, выполняя "мужские" и "женские" роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся быть собою.
Полоролевое поведение человека - это не что-то изолированное от других сторон его бытия, начинающегося с какого-то определённого периода. Оно развивается и формируется с самого начала жизни, так что одни действия учителя на уроке могут способствовать правильному формированию поведения, а другие, наоборот, помешать.
В решении вопроса формирования личности Мужчины и личности Женщины на уроке много зависит от творческого отношения учителя к делу. Этой проблеме надо уделять в современных условиях достаточное внимание.