Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях.
Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах мыслителей Возрождения и Просвещения.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:
“Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества”.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе средне – специального образования является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности студента. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как “такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость”
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социо-культурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания студентов. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами учебного заведия. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания студентов..
Таким образом, значимость системы патриотического воспитания студентов заключается в том, что именно в средне – специальных учебных заведениях воспитание гражданина страны может быть одним из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип студента.
Методы формирования гражданско-патриотических качеств
№ п/п |
Методы | Способы | Свойства методов |
I. | Методы формирования сознания личности | Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера |
Постановка студента в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. |
II. | Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения | Педагогическое требование, требование коллектива, обще-ственное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов | Необходимо создавать ситуации, в которых студент упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения. |
III. | Методы стимулирования деятельности и поведения | Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха | Необходимо побуждать студента корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает студента к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. |
Данные методы согласуются с так называемыми ключевыми компетенциями в рамках компетентностного подхода. В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях. Выделим ключевые компетенции, которые рекомендовал использовать Совет Европы (познавательные, общественные, информационные и другие компетенции) как основу для построения учебных планов и программ, которые помимо прочего, способствуют формированию гражданско-патриотических качеств студентов.
1. Политическими и социальными компетенциями, связанными со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, урегулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов;
2. Компетенциями, касающимися жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий;
3. Компетенциями, определяющими владение устным и письменным общением. Не обладающим ими грозит изоляция от общества. К этой же группе относится владение несколькими языками, приобретающее всевозрастающее значение;
4. Компетенциями, связанными с возникновением общества информации. Овладение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способности критического отношения к распространяемой средствами информации, рекламе;
5. Компетенциями, реализующими способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни.
Компетентностный подход в системе среднего профессионального образования предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладения комплексом компетенций, адаптирующего студента к действительности. Основной целью образования становится не сумма знаний, а набор необходимых компетенций в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и других сферах. Главными становятся способность к самообразованию, социальная активность, умение отстаивать свои взгляды, правовая культура и т.д., т.е формирование общих компетенций, как способности успешно действовать на основе практического опыта и умений общих для многих видов профессиональной деятельности.
Перечень общих компетенций, который предусматривает ФГОС СПО, основывается на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Одной из основных проблем компетентностного подхода является создание общепринятой методики формирования общих компетенций и определение адекватных средств её реализации. Основная трудность заключается в том, что компетенция является многофункциональным понятием, для формирования которого нужны определённая учебная среда, позволяющая преподавателю моделировать ту и или иную реальную ситуацию. А также, эффективное средство контроля за деятельностью студента в этой модельной среде.
Названную проблему в значительной степени можно решить, организуя учебную деятельность студентов, направленную на формирование тех или иных общих компетенций через исследовательскую деятельность, как в урочное, так и внеурочное время. Причины обращения к организации исследовательской деятельности: - большие воспитательные возможности, в том числе и возможности формирования гражданско-патриотических качеств; - рассмотрение эмпирического пути как одного из самых эффективных способов получения знаний; - призовые места на конкурсах. В любом случае исследования студентов, как способ организации образовательного и воспитательного процессов, действительно позволяют достичь впечатляющих результатов, но, только при достаточном профессионализме преподавателя. В первую очередь это означает, что педагог подходит к каждому моменту обучения студента исследовательской работе продуманно и в состоянии прогнозировать результаты этого обучения. В своей непосредственной работе я приобщаю студентов к исследовательской деятельности разными способами: через написание проектов, рефератов, практические задания. Данный вид деятельности, его систематическая организация на уроках истории необходимы для достижения главной цели: научить студентов проведить исследовательские работы, использовать исследовательские методы при подготовке к занятиям.
Предлагаю один из способов организации учебно-исследовательской работы на уроках истории для формирования гражданско-патриотических качеств студентов через систему занятий с использованием исторических источников, составленных на основе исследовательского метода и включающих:
а) совокупность заданий исследовательского характера - блоки дискуссионных вопросов по истории России, например, "Проблема прародины славян", “Образование Древнерусского государства ? легендарное и реальное в призвании варя”, “Влияние опричнины на ход русской истории”, “ А было ли монгольское иго?”, “Реформы Петра Великого - цель оправдывает средства?”, “Красные и белые – спор идеологий или борьба за власть?”, “Был ли СССР готов к войне с фашистской Германией?”, “Роль советского народа в победе над фашизмом”, “Война в Афганистане – могли ли быть компромиссы?” и т.д.
б) систему домашних заданий с элементами исследования (например, cравнить южную и северную версии происхождения Русского государства, cравнить Тверское и Московское княжество как претендентов на роль центра объединения русских земель, cравнить силы противоборствующих сторон в Северной войне” и т.д.
в) вариативные исследовательские задания и руководства, рассчитанные на дифференцированный подход к студентам (от простейших заданий, например “Исторический портрет…”, до более сложных аналитических, например “Октябрь 1917 г. величайшее событие или социальная катастрофа” и эссе например “Людские потери и материальный нашей страны после гражданской и Великой Отечественной войн”
г) участие студентов в научно-практических конференциях и олимпиадах по истории разного уровня.
Работа над этими вопросами и заданиями безусловно заставляет студентов задуматься о российской истории, а следовательно формирует политические и социальные компетенции, которые в данном случае можно назвать гражданско-патриотической позицией. Исследовательская деятельность на занятиях истории формирует умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться, осуществлять поиск и использование информации, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество, а это прямая реализация общих компетенций согласно ФГОС СПО.
Список литературы
- Баранов С.П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1997.
- Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специа-листов, 2004.
- Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.
- Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. - 2004. - №5.
- Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В.К. Левашов // Вестник РАН. - 2005. - №2.